Дело № 2-10017/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2015 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
В составе:
председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,
С участием:
Представителя истца Общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК – председателя правления ФИО1,
Представителей истца Общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК – ФИО2, ФИО3 по доверенностям,
Ответчика ИП ФИО4,
Представителя Управления Роспотребнадзора по СК – ФИО5 по доверенности,
При секретаре Арутюнян В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК к ИП ФИО4 о признании и прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к ИП ФИО4 о признании и прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что общественная организация по защите прав потребителей "Общественная контроль" по Ставропольскому краю, в соответствии с уставом, на основании ст. 45 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1, с целью выявления фактов нарушений прав неопределенного круга потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах) на предмет соблюдения прав потребителей правил торгового обслуживания, была проведена проверка на соответствие требованиям действующего законодательства объекта предпринимательства, а именно: кафе "Эльбрус", ИП ФИО4, по адресу: <адрес>, при проведении общественного контроля были выявлены следующие нарушения:
1. отсутствует правильно оформленная вывеска: на вывеске отсутствует адрес регистрации продавца, тип, класс, режим работы.
2. Правила оказания бытовых услуг, прейскурант на предоставляемые услуги.
3. Информация о телефонах экстренных служб.
4. Информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан
5. Полностью отсутствует документы, подтверждающие происхождение продуктов и товаров питания, используемых для приготовления продукции в кафе, а именно фитосанитарный (карантинного) сертификат, сертификаты соответствия качества, ветеринарные свидетельства
6. Отсутствует правильно оформленный ценник (прейскурант) Перечня услуг и условия их оказания, цены в рублях и условия оплаты услуг, фирменное название предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, сведения о весе (объёме) порций готовых блюд, сведения о пищевой ценности блюд.
О выявленных нарушениях общественной комиссией в составе ФИО1 и ФИО3 был составлен акт № от дата.
Согласно ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства – в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона.
Согласно п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии со ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Согласно ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п.6 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
В соответствии с п.7 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.
В силу п.8 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
Согласно п. 11 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 г. № 99-ФЗ«0 карантине растений» ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом, выданным в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Непосредственный перечень товаров (материалов и грузов, продукции), для которых обязательно оформление фитосанитарного сертификата, утвержден Минсельхозом России совместно с Государственным таможенным комитетом и представлен в Письме ГТК РФ от 11.04.1997 г. № 01-15/6721 «Об изменении перечня подкарантинных материалов, предъявляемых для фитосанитарного контроля».
Кроме того, в силу Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Реализация владельцем на рынках продукции животноводства и растениеводства непромышленного изготовления, предназначенной для использования в пищу, допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы, удостоверяющих соответствие такой продукции требованиям ветеринарных правил и норм.
Каждая партия поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов должна сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность сырья и пищевых продуктов. В силу ст. 45 Закона РФ « О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями) граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), заявленной продавцами (изготовителями,
- исполнителями) информации о них;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.
Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Таким образом, вышеуказанные нарушения являются противоправными действиями в отношении неопределенного круга потребителей.
Просит суд признать действия индивидуального предпринимателя ФИО4 противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, заключающиеся:
- в отсутствии правильно оформленной вывески: на вывеске отсутствует адрес регистрации продавца, тип, класс, режим работы,
- в отсутствии Правил оказания бытовых услуг, прейскурант на предоставляемые услуги,
- в отсутствии информации о телефонах экстренных служб,
- в отсутствии информации о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан,
- в отсутствии документов, подтверждающих происхождение продуктов и товаров питания, а именно фитосанитарный (карантинного) сертификат, сертификаты соответствия качества, ветеринарные свидетельства,
- в отсутствии правильно оформленных ценников (прейскурант) Перечня услуг и условия их оказания, цены в рублях и условия оплаты услуг, фирменное название предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, сведения о весе (объёме) порций готовых блюд, сведения о пищевой ценности блюд.
Также просит суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 устранить выявленные нарушения прав неопределенного круга потребителей.
Кроме того просит суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через любое средство массовой информации.
В судебном заседании представитель истца Общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК – председатель правления ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представители истца Общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК – ФИО2, ФИО3 по доверенностям заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просили суд их удовлетворить.
В судебном заседании ответчика ИП ФИО4 заявленные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, считая их незаконными и необоснованными, поскольку акт проверки был составлен в его отсутствие, без оповещения о его проведении. Кроме того все выявленные недостатки уже устранены. В связи с этим просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по СК – ФИО5 по доверенности в порядке ст. 47 ГПК РФ дала заключение, согласно которому считает исковые требования законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав пояснения сторон, заключение представителя Управления Роспотребнадзора по СК, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом...
Согласно положениям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с абз. 9 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", общественные объединения потребителей, вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Из материалов дела следует, что истец обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на Закон РФ "О защите прав потребителей".
В судебном заседании установлено, что Общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК, в соответствии с уставом, на основании ст. 45 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1, с целью выявления фактов нарушений прав неопределенного круга потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах) на предмет соблюдения прав потребителей правил торгового обслуживания, была проведена проверка на соответствие требованиям действующего законодательства объекта предпринимательства, а именно: кафе "Эльбрус", ИП ФИО4, по адресу: <адрес>.
При проведении общественного контроля были выявлены следующие нарушения:
1. отсутствует правильно оформленная вывеска: на вывеске отсутствует адрес регистрации продавца, тип, класс, режим работы.
2. Правила оказания бытовых услуг, прейскурант на предоставляемые услуги.
3. Информация о телефонах экстренных служб.
4. Информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан
5. Полностью отсутствует документы, подтверждающие происхождение продуктов и товаров питания, используемых для приготовления продукции в кафе, а именно фитосанитарный (карантинного) сертификат, сертификаты соответствия качества, ветеринарные свидетельства
6. Отсутствует правильно оформленный ценник (прейскурант) Перечня услуг и условия их оказания, цены в рублях и условия оплаты услуг, фирменное название предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, сведения о весе (объёме) порций готовых блюд, сведения о пищевой ценности блюд.
О выявленных нарушениях общественной комиссией в составе ФИО1 и ФИО3 был составлен акт № от дата.
Однако составляемые общественными организациями – объединениями потребителей протоколы, информации по факту выявленных нарушений не являются абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами, являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.
Так, суд полагает, что представленная в суд информация о выявленных нарушениях ответчика ИП ФИО4 не обладает признаками допустимости доказательств, поскольку бесспорных доказательств о том, что акт был вручен ответчику или его уполномоченному лицу, не содержит.
Иных доказательств, подтверждающих доводы истца о нарушениях, описываемых в исковом заявлении, суду не представлено.
При этом, суд считает необходимым отметить, что каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком ИП ФИО4 нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат.
Федеральный закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предоставляет субъектам предпринимательской деятельности определенный набор прав и гарантий при осуществлении надзора и контроля проверяющими органами, в частности, проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа, вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также иные права.
Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик ИП ФИО4 не был поставлен в известность о проведении в отношении принадлежащего ему кафе "Эльбрус", расположенного по адресу: <адрес>, проверки, также отсутствуют сведения об основаниях проверки.
Также с информацией о результатах проверки ответчик ИП ФИО4 ознакомлен не был, копия информации уполномоченному представителю ИП ФИО4 не вручалась, в орган государственного надзора либо в орган местного самоуправления для проведения проверки изложенным фактам не направлялась.
Таким образом, суд приходит к выводу о недостаточности представленных истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих о наличии обращений потребителей, позволяющих истцу проводить проверку и составлять какие-либо материалы общественного контроля, а также обратится в суд.
В связи с этим у суда не имеется законных основания для удовлетворения исковых требований о признании действий ИП ФИО4 противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязании его обязать устранить выявленные нарушения.
В соответствии с действующим законодательством представители общественных объединений не вправе самостоятельно проводить проверки хозяйствующих субъектов, а добытая истцом информация о фактах нарушениях прав потребителей является основанием для направления ее в орган государственного надзора и орган местного самоуправления для проверки этих фактов и принятия решения в пределах компетенции.
Согласно абз. 1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Таким образом, данная норма права не предусматривает такого самостоятельного способа защиты нарушенного права потребителей, как признание действий организации противоправными, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
Таким образом, суд считает заявленные исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль» по СК к ИП ФИО4 о признании и прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Бреславцева