Дело № 2-1001/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2017 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.
при секретаре Вашкевич К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО Виллозское сельское поселение» об обязании разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО Виллозское сельское поселение» об обязании разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО Виллозское сельское поселение» (далее МУП УЖКХ МО Виллозское СП) осуществляет хозяйственную деятельность по водоснабжению, водоотведению на территории МО «Виллозское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. В результате деятельности предприятия осуществляется сброс сточных вод через выпуск № 1 с очистных сооружений в д. Малое Карлино Ломоносовского района Ленинградской области в реку Большая Койровка. При этом, у предприятия отсутствуют нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в указанный водный объект.
В результате проверок, проведенных Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области 27.04.2015 г., 26.01.2016 г., 13.12.2016 г. фиксировались указанные нарушения природоохранного законодательства, выдавались предписания в установленном порядке, однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что подтверждается письмом Комитета от 27.04.2017 г.
Прокурор, ссылаясь на положения ст.11, п.1 ст.22, п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч.1, 2, 4 ст.35 Водного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», просит обязать ответчика разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Большая Койровка через выпуск № 1 с очистных сооружений д. Малое Карлино Ломоносовского района Ленинградской области в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор и представитель третьего лица Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания были надлежащим образом извещены судом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем, суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика МУП УЖКХ МО Виллозское СП Иконникова К.А., действующая на основании доверенности от 28.12.2016 г. (л.д. 24), в судебном заседании признала исковые требования по праву, представила суду копию договора возмездного оказания услуг от 01.08.2017 г. Пояснила суду, что на проведение лабораторных исследований сточных вод канализационных очистных сооружений и водного объекта реки Большая Койровка отводится шесть месяцев, т.е. до 31.01.2018 г. На основании данных результатов будут получены нормативы и разрешение на сброс, для этого необходимо более продолжительное время. Ответчик ходатайствовал о необходимости увеличения срока разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и получение разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Большая Койровка через выпуск № 1 с очистных сооружений д. Малое Карлино Ломоносовского района Ленинградской области до девяти месяцев, полагая его наиболее разумным.
Исследовав материалы дела, суд считает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст.3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно п.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Пункт 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогично этому, ст.35 Водного кодекса РФ устанавливает, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
При этом нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Судом установлено, что Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области 13.12.2016 г. была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства (л.д. 6-9).
Проверкой от 13.12.2016 г. выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. МУП УЖКХ МО Виллозское СП было выдано Предписание об устранении нарушений требований законодательства РФ, а именно в срок до 07.11.2017 г. МУП УЖКХ МО Виллозское СП необходимо получить разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов (на основании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (проект ндс)) в водный объект с очистных сооружений д. Малое Карлино через выпуск № 1 (л.д.10-11).
Однако, несмотря на неоднократные предписания Комитета, нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается письмом Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 27.04.2017 г. № К-06-276/17-0-2 в адрес природоохранной прокуратуры о принятии мер реагирования (л.д. 12-15), и не оспаривалось ответчиком.
У прокурора наличествовали основания для предъявления иска в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как его обращение в суд по данному делу направлено на защиту прав значительного числа граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности. При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования. Обращение прокурора с настоящим иском в суд не противоречит положениям ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.45 ГПК РФ.
С учетом вышеуказанных установленных судом обстоятельств, а также положений действующего природоохранного законодательства, ответчиком допущены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании МУП УЖКХ МО Виллозское СП разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Большая Койровка через выпуск № 1 с очистных сооружений д. Малое Карлино Ломоносовского района Ленинградской области.
На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судом установлено, что между МУП УЖКХ МО Виллозское СП и Кольцовой Ю.В. заключен договор возмездного оказания услуг от 01.08.2017 г., предметом которого является оказание услуг по подготовке и проведения лабораторных исследований (в течение шести календарных месяцев) сточных вод канализационных очистных сооружений и водного объекта реки Большая Койровка (л.д.41-43).
Принимая во внимание тот факт, что срок исполнения работ по договору рассчитан до 31.01.2018 г., а также тот факт, что на основании данных результатов будут получены нормативы и разрешение на сброс, то суд полагает возможным увеличить срок выполнения требований, заявленных истцом до девяти месяцев, полагая его наиболее разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать МУП «Управление жилищно-коммунальным хозяйством МО Виллозское сельское поселение» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Большая Койровка через выпуск № 1 с очистных сооружений д. Малое Карлино Ломоносовского района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2017 года.
Судья: А.С.Смирнов