Дело № 2-1001/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2014 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при секретаре Быковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика - ООО «Любавушка Ритейл Груп» ФИО1
гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербургу, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Любавушка Ритейл Груп» об обязании прекратить противоправные действия, обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербургу (далее- Управление Роспотребнадзора по Санкт- Петербургу) обратилось в Кингисеппский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к ООО «Любавушка Ритейл Груп» об обязании прекратить противоправные действия, допускаемые в процессе розничной торговли в магазине «Полушка», расположенном по адресу: <адрес>, выразившееся в нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров, а именно: обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материального ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника с обязанием довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течении <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу. В исковом заявлении указав, что ответчик осуществляет деятельность по извлечению прибыли путем розничной продажи товаров населению. В адрес истца поступила жалоба ФИО4 на введение в заблуждение относительно стоимости товара, указанного на ценниках в магазине «Полушка» ООО «Любавушка Ритейл Груп», расположенного по адресу: <адрес>. В процессе осуществления своей деятельности ответчик должен точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства, в том числе, законодательство в сфере защиты прав потребителей, которое предусматривает обязанность продавца своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Постановлением Управления Роспотребнадзора по Санкт- Петербургу ответчик был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Представитель Управления Роспотребнадзора по Санкт- Петербургу в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает в полном объеме <данные изъяты>
Представитель ответчика - ООО «Любавушка Ритейл Груп» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, полагая требования истца не обоснованными, поскольку ценники оформлены надлежащим образом: в них указаны наименования товара, цена товара, подпись материально ответственного лица и печать организации, дата оформления ценника. Указала, что действующим законодательством не запрещено указание в одном ценнике нескольких различных цен. Считает, что подобное оформление ценника не может ввести в заблуждение покупателя, поскольку в ценнике указана цена по карте и цена без карты. Точных требований по размеру и цвету ценника в законодательстве нигде не прописано. Прямого запрета на оформление ценников в том виде, в каком они оформляются в магазине «Полушка», нет. В настоящее время ценники набирают вручную на компьютере с последующим распечатыванием на бумажный носитель, однако разрабатывается программа, в соответствии с которой необходимо будет внести только штрих-код товара, и все необходимые сведения о нем будут отражены также с последующим распечатыванием на бумажном носителе. Полагает, что цвет ценника также не может ввести покупателя в заблуждение. На обычный товар ценник белого цвета, на акционный товар и сезонный товар – ценники желтого и красного цвета, размер всех ценников одинаковый. Магазин «Полушка» - магазин социальной торговли для малоимущих граждан и пенсионеров, акции проводятся для потребительского спроса. Считает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппским городским судом уже было вынесено решение между теми же сторонами и о том же предмете и по тем же основаниям.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.ст. 40 и 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» органы Роспотребнадзора в пределах своей компетенции вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В соответствии со ст.8 Закона «О защите прав потребителей» (далее- Закона) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно ст.10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 Правилами продажи отдельных видов товаров, настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров. Пунктом 16 Правил предусмотрено, что потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг.
На основании пунктов 18, 19 Правил, цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Судом установлено, что ООО «Любавушка Ритейл Груп» осуществляет розничную продажу товаров населению в магазине «Полушка», расположенном по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу по жалобе гражданина ФИО4 проверило магазин ООО «Полушка», расположенный по адресу: <адрес> (<данные изъяты> В отношении управляющего магазином ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № по ст. <данные изъяты>
Согласно постановления № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки в деятельности ответчика допущены нарушения установленных правил продажи отдельных видов товаров, а именно: не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемую продукцию - ценники оформлены разными цветами указанием двух цен на товар (цена по карте и цена без карты), подписи сделаны мелким и плохо различимым шрифтом, цена по карте расположена слева на ценнике и обозначена более крупным шрифтом, чем цена без карты, расположенная справа, что не обеспечивает единообразия ценников и вводит потребителей в заблуждение относительно фактической стоимости товара. Действия управляющего магазином ответчика ФИО6 квалифицированы по ст. <данные изъяты> и назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд полагает, что истец не представил достаточных и допустимых доказательств законности своих требований по отношению к ответчику.
Истец, обосновывая свои исковые требования, ссылался на то, что ответчик вводит потребителя в заблуждение наличием на ценнике разных цен на товар, расположенных на разном цветовом фоне и выполненных разным по толщине шрифтом, связывая указанное с нарушением п. 19 Правил.
Суд приходит к выводу, что включение в ценники дополнительной информации помимо обязательной, в частности, о размере скидки или цене со скидкой, действующим законодательством не запрещено.
Законодатель допускает предоставление льгот для отдельных категорий покупателей, при этом не запрещает указание на ценниках всех существующих цен товара. Требования, установленные пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, относятся к разным ценникам на различные виды товара.
Обоснованным является довод ответчика о единообразном оформлении ценников каждой категории.
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Вместе с тем, учитывая наличие у ответчика системы скидок, акций на товары, и карты для постоянного покупателя, учитывая, что в магазинах «Полушка» установлены единообразные ценники на разные товары, из которых непосредственно визуально усматривается изначальная стоимость товара, цена с учетом карты постоянного покупателя и цена в случае продажи по акции (л.д. ), суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что указанное оформление ценников вводит потребителя в заблуждение, и о том, что оформление ценников на каждый товар в виде указания на них только одной цены за единицу товара, единообразие ценников по шрифту и цвету может повлечь за собой заблуждение потребителей в части расчета ими окончательной цены на приобретенный товар, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Доводы представителя ответчика о том, что производство по данному делу подлежит прекращению, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппским городским судом уже было вынесено решение между теми же сторонами и о том же предмете и по тем же основаниям, суд находит несостоятельным, поскольку решение Кингисеппского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесено по иным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербургу, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Любавушка Ритейл Груп» об обязании прекратить противоправные действия, обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы в Кингисеппский городской суд.
Судья: