ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1001/2021 от 20.05.2021 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1001/2021

УИД23RS0011-01-2021-000833-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Геленджик 20 мая 2021 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Садова Б.Н.,

при секретаре Джабагян Р.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права на предоставление земельного участка в собственность в порядке перераспределения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Геленджикский городской суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании права на предоставление за плату в порядке перераспределения земельного участка, общей площадью 299 кв.м., включаемого в границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Требования мотивированы тем, что ему (истцу) на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер , находящийся по адресу: краснодарский край, <адрес>, вид разрешенного использования: земельные участки прочих мест для проживания, для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки. Однако в ходе освоения принадлежащего истцу земельного участка выяснилось, что часть земельного участка площадью 299 кв.м. огорожена истцом в отсутствии необходимых документов, в связи с чем, последним было подано в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик заявление о предоставлении огороженного земельного участка в собственность в порядке перераспределения, к которому была приложена соответствующая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В удовлетворении заявления истцу было отказано на том основании, что возможность перераспределения земельного участка с видом разрешённого использования «земельные участки прочих мест для проживания, для индивидуального жилищного строительства» с землями муниципальной собственности нормами ЗК РФ не предусмотрена. Считает данный отказ недействительным, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истец не явился. Представитель истца по доверенности ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в разрешении спора полагался на усмотрение суда.

Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истцу принадлежит земельный участок, кадастровый номер , находящийся по адресу: <адрес>, виды разрешенного использования: земельные участки прочих мест для проживания, для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.11.2020.

В ходе освоения принадлежащего истцу земельного участка выяснилось, что часть земельного участка площадью 299 кв.м. огорожена истцом в отсутствии необходимых документов.

Пунктом 7 ч.1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).

На основании ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Истец обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о перераспределении муниципальных земель с его собственным земельным участком.

Однако в удовлетворении заявления истцу было отказано на том основании, что возможность перераспределения земельного участка с видом разрешённого использования «земельные участки прочих мест для проживания, для индивидуального жилищного строительства» с землями муниципальной собственности нормами ЗК РФ не предусмотрена, о чем выдан письменный ответ заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик ФИО2 от 08.07.2020 №110-15-8107/20-35-11.

Согласно ч.3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Одним из оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, среди иных прочих оснований, предусмотренных статьей 39.29 ЗК РФ, является случай, когда образование земельного участка или земельных участков, предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные действующим законодательством.

Поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв.м., прилегает к земельному участку, принадлежащему истцу на праве собственности, имеющему вид разрешенного использования – «земельные участки прочих мест для проживания, для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки», один из разрешённых видов использования принадлежащего истцу земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства», истец вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность за плату и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Более того, согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ правообладателями самостоятельно выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, вывод о невозможности приобретения истцом спорного земельного участка в собственность за плату в порядке распределения в связи с наличием у этого земельного участка второго вида разрешённого использования «земельные участки прочих мест для проживания» не соответствует вышеперечисленным нормам действующего законодательства.

В материалы дела не представлены доказательства того, что испрашиваемый истцом земельный участок исключен из гражданско-правового оборота и не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания права за истцом на предоставление в собственность за плату путем перераспределения земельного участка, площадью 299 кв.м. включаемого в границы земельного участка с кадастровым , в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на предоставление в собственность за плату путем перераспределения земельного участка общей площадью 299 кв.м, включаемого в границы земельного участка с кадастровым , с видом разрешённого использования «земельные участки прочих мест для проживания, для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки» в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Геленджикский городской суд Краснодарского края.

Председательствующий Садов Б.Н.