Дело №2-1001/2022 37RS0023-01-2022-001019-38
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Щепеткова В.В.,
при секретаре Морозовой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Верест» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Верест» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ….. Дом по указанному адресу обслуживает ответчик, который нарушает права истца, как потребителя, поскольку выставляет ненадлежащие платежные документы к оплате, не производит перерасчет и надлежащие действия в ответ на претензии, чем причинил Истцу моральный и материальный вред.
В судебное заседание представитель истца ФИО2, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции уточнений от 22.08.2022 г. просил:
- признать незаконным выставление ответчиком ненадлежащих платежных документов к оплате по квартире истца, не соответствующих требованиям приказа Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр в период с мая 2019 г. по февраль 2022 г.;
- признать незаконным не проведение перерасчетов за излишние начисления за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную и электроэнергию февраль 2019 г. и мая 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно данным, предоставленным ответчиком, меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу;
- признать незаконным не предоставление истцу полной и достоверной информации в ответ на претензии от 10.04.2022 г. и от 02.05.2022 г.;
- обязать ответчика в течение одного дня после вступления в силу решения суда: провести следующие действия, а именно:
- произвести перерасчеты за излишние начисления за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную электроэнергию февраль 2019 и май 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно данным, предоставленным ответчиком, меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу объем 1437 кВт/ч в размере 189,81 кВт/ч;
- выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные подписью руководителя и печатью организации;
- документ с полным объемом информации о коммунальных ресурсах, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодная вода, отведение сточных вод, электроснабжение), предусмотренный разделом 3 и разделом 4 примерной формы платежного документа, утвержденного приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр;
- документ, содержащий достоверный перерасчет за излишние начисления за февраль 2019 г. и мая 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно показаниям общедомовых приборов учета меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу;
- документ с достоверным расчетом размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества по дому Истца (холодная вода, отведение сточных вод и электроэнергия) за период с мая 2019 г. по февраль 2022 г. с указанием всего набора данных по многоквартирному дому, в котором находится квартира Истца, использованных в данных расчетах;
- платежные документы за период обслуживания ответчиком дома, в котором находится квартира истца, содержащие достоверную информацию, при этом объем данной информации должен соответствовать объему информации, предусмотренной приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр.
Ранее, при рассмотрении дела судом в судебных заседаниях представитель истца ФИО2 пояснял, что факт несоответствия платежного документа ООО «Верест» требованиям законодательства проявляется в частности, в том, что в платежном документе отсутствует информация, предусмотренная законодательством в сфере ЖКХ, в том числе п.п. д) и е) п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которым в платежном документе указывается: - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды… в расчете на каждого потребителя…; - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленные в многоквартирном доме.. за расчетный период, показания общедомового прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставляемых во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме…Ответчик не предоставил ответ на претензию достоверный расчет размера платы за ОДН по дому Истца (ХВС, водоотведение и Электроэнергия), при этом Истец не имел возможности провести проверку правильности начисления; т.к. у Истца отсутствует необходимая ему Информация, предусмотренная приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр, в частности, отсутствуют: - норматив потребления коммунальных ресурсов в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме; - текущие показания общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов на электричество и холодную воду. Суммарный объем коммунальных ресурсов в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
Представитель ответчика ООО «Верест», извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил. Суд считает, что нежелание ответчика, участвующего в деле являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует о его уклонении от участия в состязательном процессе, и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию, в связи с чем, полагает возможным на основании ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства в отсутствие не явившегося ответчика.
Ранее, в судебном заседании 07.06.2022 г. представитель ответчика ФИО3 пояснила суду, что Истец обратился к ответчику 02.05.2022 г. и этой же датой им подан Иск в суд 03.05.2022 г. Ответчик считает, что Истец злоупотребляет своим правом, поскольку не дождавшись ответа на Претензию, обратился в суд. Начисления и все Расчеты в соответствии с Постановлением № 354.
Ответчиком представлены Возражения, в которых указано, что исковые требования незаконны и необоснованны, в соответствии с приказом Ивгосжилинспекции от 04.09.2018 г. с 01.10.2018 г. многоквартирный дом по адресу: …., включен в реестр лицензий Ивановской области как находящийся поду правлением ООО «Верест». 08.08.2018 г. с собственниками указанного МКД заключен договор управления многоквартирным домом. С октября 2018 г. ООО «Верест» осуществляет управление спорным МКД, а равно выставляет платежные документы, сведения и объем информации в которых не изменялись по настоящее время. В рассматриваемом случае, по требованиям истца Закон о защите прав потребителей не содержит специальных сроков исковой давности, а равно в соответствии со ст.196 ГПК РФ он составляет три года. ООО «Верест» полагает, что истцом нарушен срок исковой давности по требованиям, так как с момента выставления первого платежного документа с идентичными сведениями о расчетах ОДН и других коммунальных услуг прошло более, чем три года, то есть с момента, когда истец мог установить несоответствие платежных документов нормам действующего законодательства, осуществление управляющей организации неверных расчетов, неосуществление перерасчетов. Ответчик просит применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований. Кроме того, действия истца свидетельствуют о его злоупотреблении гражданскими правами, а именно в том, что 2 мая 2022 года на электронную почту ООО «Верест» в 18 часов 27 минут поступила претензия истца с указанием на оформление платежных документов не соответствующих закону и с требованиями произвести перерасчет за излишние начисления. Указанная претензия не содержала сведений о том, за какие услуги в какой период ООО «Верест» производит излишние начисления и в чем именно выражается нарушение со стороны управляющей компании. 02 мая 2022 года на электронную почту ООО «Верест» в 19 часов 29 минут поступило настоящее исковое заявление о том, что ООО «Верест» направляет потребителям ненадлежащим образом оформленные платежные документы, не производит перерасчет и надлежащие действия в ответ на претензии. Направление истцом в адрес ООО «Верест» досудебной претензии и искового заявления в один день, исходя из ч.1 ст.10 ГК РФ, свидетельствуют о недобросовестном осуществлении гражданских прав, а равно ответчик полагает, что отсутствуют законные основания для требований о взыскании неустойки и морального вреда (взыскание и размер которого истцом не обоснованы) в соответствии с Законом о защите прав потребителя, тем более за «просрочку исполнения ренения» (основание указано в уточнении искового заявления), при том, что неисполненного ООО «Верест» судебного решения, к которому бы имел отношение ФИО1 не существует, иных оснований неустойки не приведено. Ответчик возражает против доводов истца о несоответствии платежных документов требованиям приказа Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр, в связи с тем, что данный довод не соответствует действительности и даже при том, что указанный нормативный акт носит рекомендательный характер и утверждает примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, платежные документы в полном объеме соответствуют указанным требованиям. Начисления за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества для сорного МКД № ….д……начисляются исходя из нормативов потребления, утвержденных Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области Постановлениями от 31.05.2017 г. № 144/н1, № 144/н2, поэтому в платежных документах указывается норматив, определенный расчетным методом для дома, который умножается на расчетную площадь жилого помещения с указанием итогового начисления (подробный расчет начислений ОДН по каждому виду услуг приложен к сопроводительному письму от 20.06.2022 года). Ответчик полагает, что выставляемые истцу платежные документы в полном объеме соответствуют п.69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также требованиям Приказа Минстроя РФ от 26.01.2018 <...> того, Истцом не предоставлено доказательств несоответствия платежных документов, выставляемых ООО «Верест» собственникам спорного дома, равно как и отсутствуют данные по каким именно коммунальным услугам производится излишнее начисление и не осуществляется перерасчет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы Государственной Жилищной инспекции Ивановской области, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в разрешении исковых требований полагался на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Жилищный кодекс РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации(ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст.157 ЖК РФразмер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно ч. 2 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Так, в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с п. 80 Правил № 354 учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункта 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В силу п. 61 Правил № 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные по потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Судом установлено, что Истец является собственником квартиры, расположенной по адресу…..
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 08.08.2018 г. между Ответчиком ООО «Верест» и собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: …. заключен Договор управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая компания, по заданию Собственника, в соответствии с условиями настоящего Договора, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и текущему общего имущества в многоквартирном доме по адресу: …., осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, что подтверждается п.2.2. Договора.
Согласно п.4.1 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на дату заключения настоящего Договора осуществляется в соответствии с Приложением № 3 «Размер оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества» к настоящему Договору.
Цена платы и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество, пропорциональной площади, находящегося у Собственника жилого/нежилого помещения, в соответствии со ст.249, 289 Гражданского кодекса РФ и ст.ст.37,39 Жилищного кодекса РФ, по решению общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме на срок один год с учетом предложений Управляющей компании.
Согласно п.4.3 Договора, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п.4 ст.158 ЖК РФ).
10.04.2022 г. Истец посредством электронной почты обратился к Ответчику с Претензией, в связи с тем, что Ответчик выставляет платежные документы, которые не соответствуют требованиям законодательства, поэтому невозможно проверить правильность начислений, просил предоставить ему информацию о наличии общедомовых приборов учета в доме № … д…..; предоставить информацию о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов (ХВС и Электроэнергия) по показаниям общедомовых приборов учета, о суммарном объеме указанных потребленных коммунальных ресурсов (ХВС и Электроэнергия) в жилых и нежилых помещениях, об объемах потребленных коммунальных ресурсов (ХВС и Электроэнергия), рассчитанных с применением нормативов потребления, об объемах коммунальных ресурсов (ХВС и Электроэнергия), предоставленных на общедомовые нужды на 2018-2022 год помесячно; разъяснить причину повышения платежей за содержание жилья; разъяснить, каким образом начисляется плата за ОДН по дому истца (ХВС, водоотведение и Электроэнергия).
С аналогичной Претензией Истец обратился к ответчику 02.05.2022 г.
12.04.2022 г. ООО «Верест» в адрес Истца направлен ответ на Претензию, указано, что в МКД по адресу: …. установлены следующие общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов: прибор учета тепловой энергии; прибор учета холодной воды (введен в эксплуатацию в октябре 2921 г.); прибор учета электроэнергии; информация за запрашиваемые периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, объемах (количестве) коммунальных слуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в приложении к настоящему письму и представлена за период с января 2019 г. по март 2022 г. Первичная документация за 2018 год утрачена. В ООО «Верест» отсутствуют данные по индивидуальным приборам учета коммунальных ресурсов ХВС и ЭЭ данные по фактическим расходам КРСОИ указаны на основании счетов ресурсоснабжающих организаций. Нежилые помещения в многоквартирном доме отсутствуют. Размер платы за содержание жилого помещения ежегодно увеличивается на основании ст.158 ЖК РФ и пункта 4.3 Договора управления многоквартирным домом № …. д….. от 08.08.2018 г. Плата за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества для дома № …., д…. начисляется исходя из нормативов потребления, утвержденных нормативным актом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области.
03.05.2022 г. Ответчик по существу Претензии просил уточнить в срок до 20.05.2022 г.: какому документу, со ссылкой на пункт и подпункт не соответствуют платежные документы; за какие услуги ООО «Верест» производит излишние начисления; за какой период проведены излишние начисления.
Факт направления ответов на Претензии Истца подтверждается выпиской из Журнала регистрации – записями от 12.04.2022 г. и от 02.05.2022 г.
Жилищный кодекс РФ и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления к управляющей организации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подпункт "к"); предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт «р»).
Обязанность управляющей организации осуществлять прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме установлена и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт не предоставления ответчиком истцу ответа на претензию от 02.05.2022 г.
В подтверждение несения ФИО1 расходов по оплате содержания общего имущества за потребленную электроэнергию предоставлен платежный документ, подтверждающие факт таковой оплаты за март 2022 г.
Согласно п.69 Правил № 354 в платежном документе указываются: д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения
Суд ввиду установленного факта необоснованного применения управляющей организацией тарифа при расчете платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную электроэнергию февраль 2019 г. и май 2019 г – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно данным, предоставленным ответчиком, меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу, усматривает поводы для удовлетворения требований истца, соглашаясь с представленным в материалы дела представителем ответчика расчетом излишне уплаченной суммы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, входящей в состав платы за содержание жилого помещения по адресу:…….
Как следует из представленного расчета стороной истца, за февраль 2019 начислено за 1437 квт; потреблено согласно данным ответчика 240 кВт/ч. Ответчиком излишне начислено за февраль 2019 г. – 1197 кВт/ч; за май 2019 г. - февраль 2022 г. Начислено 1437 кВт/ч * 22 месяца = 31614 кВт/ч. Потреблено согласно данным ответчика 19471 кВт/ч. Излишне начислено 12143 кВт/ч. Всего излишне начислено: 1197 квт+12143 кВт/ч = 13340 кВт/ч. Излишне начислено по квартире истца: 13340 кВт/ч /4476.9*63,7=189,81 кВт/ч. Указанный расчет суд считает законным и обоснованным.
В соответствии с подп. «д» п. 31 Постановленияисполнитель обязан производить посредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Согласно п. 69 Постановленияв платежном документе указываются помимо прочего размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Приказом Минстроя России N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Проанализировав представленный Истцом в материалы дела платежный документ, выставленный Ответчиком за март 2022 г., представленный, как аналог платежных документов, направленных Истцу за период с мая 2019 г. по февраль 2022 г. суд приходит к выводу, что платежный документ не в полной мере соответствует требованиям закона, что в него были включены указанные выше сведения, что является нарушением прав потребителя.
Внесение аналогичных сведений в платежные документы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную электроэнергию февраль 2019 г. и май 2019 г. – февраль 2022 г. ответчиком не оспаривается.
Пунктом 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Жилищный кодекс РФ) предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Согласно п. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе, с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Таким образом, право собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на информацию можно определить как право в установленном законом порядке и объемах искать, получать, передавать, производить и распространять сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах в сфере управления многоквартирным домом, при этом право на информацию приобретает особое значение, когда оно выступает в качестве гарантии надлежащего осуществления установленных законом прав настоящих лиц.
Согласно ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п. п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, а именно в системе должны размещаться в числе прочих сведения о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг (п. 22), о ценах, тарифах, установленных на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг(п. 27), о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги(п. 28).
Согласно п. п. 34, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от15 мая 2013г.N 416, управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, поступившему, в том числе, посредством электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; – в срок не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (обращения) информацию по иным вопросам.
Со стороны ответчика в материалы дела не представлено каких-либо доказательств в подтверждение того, что ответчиком обеспечен истцу доступ к истребуемой в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информации.
С учетом изложенных обстоятельств и положений законодательства суд приходит к заключению, что имеются правовые поводы для вывода о том, что ООО «Верест» в нарушение возложенной законом на общество обязанности в установленные законом сроки не предоставило истцу в ответ на его обращение от 10.04.2022 г. и от 02.05.2022 г. информацию относительно применяемых нормативов на предоставляемые коммунальные услуги, об объеме (количестве) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов и объеме коммунального ресурса, приходящегося на жилые и нежилые помещения многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд усматривает основания для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ответчика:
- по выставлению ненадлежащих платежных документов к оплате по квартире истца, не соответствующих требованиям приказа Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр в период с мая 2019 г. по февраль 2022 г.;
- по не проведению перерасчетов за излишние начисления за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную и электроэнергию февраль 2019 г. и мая 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно данным, предоставленным ответчиком, меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу;
- по не предоставлению истцу полной и достоверной информации в ответ на претензию от 02.05.2022 г.;
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя; размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Факт нарушения права истца, ответчиком нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, что в силу положений ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», является основанием для компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд, исходя из требований ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, принимает во внимание то, что истец перенес нравственные страдания вследствие неисполнения ответчиком обязательств по договору.
Учитывая изложенное, а также характер нравственных страданий истца, последствия нарушения права, суд находит заявленную к возмещению сумму морального вреда несоответствующей требованиям разумности и справедливости, а потому подлежащей снижению до 1000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства; суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
Из разъяснений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что на основании п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ).
Как разъяснено в п. п. 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
В соответствии с п. 33 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре; факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем; такой факт не может быть установлен банком или иной кредитной организацией.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, учитывая объем возлагаемых на ответчика обязанностей, считает необходимым установить ответчику срок на исполнение постановленного судебного решения - в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу.
Определяя размер взыскиваемой в пользу истца неустойки и порядок ее начисления, суд, учитывая существо рассмотренного спора, объем обязанностей, которые должен исполнить ответчик с целью исполнения решения суда, а также, что судебная неустойка является мерой ответственности за неисполнение судебного акта и устанавливается в целях дополнительного воздействия на должника для побуждения исполнения возложенной на него обязанности по восстановлению нарушенных прав взыскателя и не имеет целью возмещения взыскателю убытков, вызванных неисполнением должником решения суда, полагает необходимым определить ее размер в сумме 10 рублей за каждый день неисполнения решения суда по истечении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу до дня фактического исполнения решения, поскольку указанный размер судебной неустойки будет отвечать требованиям соразмерности и справедливости, в полной мере будет соответствовать балансу интересов сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с гл. 25 НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в федеральный бюджет пропорционально размеру удовлетворенных требований.
ФИО1 освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в силу ст. 333.36. НК РФ.
Законных оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины судом не установлено. В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчика по настоящему делу государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Шуи Ивановской области в соответствии со ст. 333.19. НК РФ в размере 1 000 руб. (300 руб. – за требование о признании действий (бездействий) незаконными и обязании совершить определенные действия, 300 руб. – за требования о компенсации морального вреда).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к ООО «Верест» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Верест» по выставлению ненадлежащих платежных документов к оплате по квартире, расположенной по адресу: …., и не соответствующих требованиям приказа Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр в период с мая 2019 г. по февраль 2022 г.; по не проведению перерасчетов за излишние начисления за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную и электроэнергию февраль 2019 г. и мая 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно данным, предоставленным ООО «Верест», меньше, чем рассчитанный по нормативу; по не предоставлению ФИО1 полной и достоверной информации в ответ на претензию от 02.05.2022 г.,
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Верест» в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу:
- произвести по квартире, расположенной по адресу: …. перерасчеты за излишние начисления за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную электроэнергию за февраль 2019 и май 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно данным, предоставленным ответчиком, меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу объем 1437 кВт/ч в размере 189,81 кВт/ч;
- предоставить ФИО1 документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные подписью руководителя и печатью организации;
- предоставить ФИО1 документ с полным объемом информации о коммунальных ресурсах, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодная вода, отведение сточных вод, электроснабжение), предусмотренный разделом 3 и разделом 4 примерной формы платежного документа, утвержденного приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 г. № 43/пр;
- предоставить ФИО1 документ, содержащий достоверный перерасчет за излишние начисления за февраль 2019 г. и мая 2019 г. – февраль 2022 г., в которых объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества согласно показаниям общедомовых приборов учета меньше, чем рассчитанный ответчиком по нормативу;
- предоставить ФИО1 документ с достоверным расчетом размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества по дому Истца (холодная вода, отведение сточных вод и электроэнергия) за период с мая 2019 г. по февраль 2022 г. с указанием всего набора данных по многоквартирному дому, в котором находится квартира Истца, использованных в данных расчетах;
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Верест» в пользуЛистопадова Дмитрия Юрьевичаизлишне уплаченную сумму за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за потребленную электроэнергию февраль 2019 г. и май 2019 г. – февраль 2022 г. в размере 189,81 кВт/ч.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Верест» в пользуЛистопадова Дмитрия Юрьевичанеустойку в размере 10 рублей за каждый день просрочки ответчиком исполнения решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Верест» в пользуЛистопадова Дмитрия Юрьевичакомпенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Верест» в доход бюджета муниципального образованияИвановской области государственную пошлину в размере600 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.В. Щепетков
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 августа 2022