Гражданское дело № 2-1001/2023
(УИД 30RS0005-01-2023-001115-22)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2023 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего Куликовой М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: <...>, гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц и государства к муниципальному предприятию «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,
установил:
Прокурор ЗАТО г. Знаменска Астраханской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства. с иском к муниципальному предприятию «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- МП «Теплосети»), в котором просил устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а именно:
- в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на объектах: котельные №№ 2, 3, расположенные в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области установить видеозапись (отдельные кадры); привести в соответствие основное ограждение; установить дополнительное ограждение; установить звуковое оповещение; установить контрольный пропускной пункт для прохода людей; установить контрольный пропускной пункт для прохода людей средства идентификации по одному признаку, а также установить средства системы охранной телевизионной средства связи и тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), основное и резервное освещение; установить систему охранной сигнализации по периметру территории объекта (1 рубеж); установить охранное освещение;
- в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование объектов критической информационной инфраструктуры предприятия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка МП «Теплосети» в части соответствия объектов (котельные №№ 2, 3, расположенные в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области) законодательству о противодействии терроризму. Установлено, что указанные выше объекты представляют собой нежилые здания, входящие в систему теплоснабжения ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, расположены в Промзоне 2 с ограждением, протяженностью 850 метров, которое не отвечает установленным требованиям. Совместным решением антитеррористической комиссии Астраханской области и оперативного штаба Астраханской области от 31 марта 2020 г. указанные объекты включены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса (далее- ТЭК) Астраханской области, подлежащих категорированию. По результатам проведенного в период с 4 августа 2020 г. по 31 августа 2020 г. и с 30 ноября 2020 г. по 1 декабря 2020 г. категорирования, объектам (котельные №№ 2, 3, расположенные в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области) установлена низкая категория опасности. 25 июня 2021 г. Директором МП «Теплосети» утвержден паспорт безопасности объекта ТЭК в отношении котельных №№ 2, 3, расположенных в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области. Форма паспорта безопасности не соответствует форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2022 г. № 3722-р, поскольку отсутствует информация о системах защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий. До настоящего времени не проведено категорирование объектов критической информационной инфраструктуры. Кроме того, выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а именно: на объектах не установлена видеозапись (отдельные кадры); основное ограждение не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует дополнительное ограждение, отсутствует звуковое оповещение, контрольный пропускной пункт для прохода людей, средства идентификации по одному признаку для прохода людей через контрольный пропускной пункт, отсутствуют средства системы охранной телевизионной средства связи и тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), основное и резервное освещение; система охранной сигнализации по периметру территории объекта (1 рубеж); охранное освещение. В целях устранения выявленных нарушений 30 марта 2023 г. директору МП «Теплосети» внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено.
С учетом уменьшения и уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор ЗАТО г. Знаменска просил обязать МП «Теплосети» устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а именно:
- в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на объектах: котельные №№ 2, 3, расположенные в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области привести в соответствие основное ограждение; установить дополнительное ограждение; установить контрольный пропускной пункт для прохода людей; установить систему охранной сигнализации по периметру территории объекта (1 рубеж); установить резервное освещение и охранное освещение;
- в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование объектов критической информационной инфраструктуры предприятия.
К участию в деле привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрацию муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- администрация ЗАТО Знаменск).
Представитель истца помощник прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования подержала с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что выявленные нарушения на объектах ТЭК в виде наличия видеозаписи (отдельные кадры); звукового оповещения; контрольного пропускного пункта для прохода людей средства идентификации по одному признаку, средств системы охранной телевизионной средства связи и тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), основного освещения ответчиком устранены.
Представители ответчиков МП «Теплосети» ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали. Не оспаривая наличие указанных в исковом заявлении нарушений по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, пояснили, что у предприятия отсутствует материальная возможность по оборудованию объектов ТЭК в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп. Требования прокурором заявлены преждевременно, поскольку ранее в отношении объектов ТЭК проведена проверка Управлением Росгвардии по Астраханской области и выдано предписания об устранении нарушение в срок до 15 марта 2024 г. Кроме того, проведение категорирование объектов критической информационной инфраструктуры не требуется по причине отсутствия таковых на объектах ТЭК.
Представитель третьего лица администрации ЗАТО Знаменск в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что бюджет ЗАТО Знаменск является дотационным, выполнение мероприятий, указанных в исковом заявлении, за счет средств бюджета ЗАТО Знаменск невозможно.
Взаимосвязанные положения части 1 статьи 113, части 3 статьи 157, части 2 статьи 167 и части 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих, поскольку прямо устанавливают, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату, а в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда «судебное») прописана в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234, а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденном Приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 г.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Ахтубинского районного суда Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.ahtubinsky.ast.sudrf.ru, и является дополнительным способом информирования участников гражданского судопроизводства о времени и месте судебного заседания
При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, соблюдение почтовой организацией порядка вручения почтовых отправлений разряда «судебное», суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» антитеррористической защищенностью объекта топливно-энергетического комплекса является состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.
На основании статьи 5 данного федерального закона, для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается.
Кроме того, отдельной областью в сфере защиты информации является обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Правовой основой регулирования в данной области является Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который:
- устанавливает, что информационные системы, функционирующие в сфере здравоохранения, являются объектами критической информационной инфраструктуры;
- определяет необходимость категорирования объектов критической информационной инфраструктуры;
- устанавливает права и обязанности субъектов критической информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры;
- устанавливает права и обязанности субъектов критической инфраструктуры в части обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.
Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры и обеспечение безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127.
Категорирование объекта ТЭК в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не является основанием для не проведения процедуры категорирования в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Судом установлено, что в результате проведенной в марте 2023 г. прокуратурой г. Знаменска Астраханской области проверки категорированных объектов МП «Теплосети»: котельные №№ 2, 3, расположенные в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области выявлено нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК (указанным объектам в соответствии с актами категорирования присвоена категория опасности «низкая»), а именно: на объектах не установлена видеозапись (отдельные кадры); основное ограждение не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует дополнительное ограждение, отсутствует звуковое оповещение, контрольный пропускной пункт для прохода людей, средства идентификации по одному признаку для прохода людей через контрольный пропускной пункт, отсутствуют средства системы охранной телевизионной средства связи и тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), основное и резервное освещение; система охранной сигнализации по периметру территории объекта (1 рубеж); охранное освещение.
В целях устранения выявленных нарушений 30 марта 2023 г. прокурором ЗАОТ г. Знаменск Астраханской области и.о. директора МП «Телосети» ФИО2 выдано предписание об их устранении со сроком 1 месяц, которое в настоящее время исполнено частично.
Согласно представленным ответчиком документам, 9 января 2023 г. директором МП «Теплосети» издан приказ № 10А «Об организации пропускного и внуриобъектового режимов в МП «Теплосети», которым утверждено Положение о пропускном и внуриобъектовом режиме на объекте МП «Теплосети», Инструкция о порядке допуска должностных лиц и сотрудников предприятия, не работающих на объекте, пропуска техники, обхода и наблюдения за объектом и прилегающей к нему территории. 7 июня 2023 г. и.о. директора ПМ «Теплосети» издан приказ № 138А, которым утверждена форма пропуска для работников МП «Теплосети» для доступа на объекты предприятия по одному признаку.
Кроме того, на объектах ТЭК установлены звуковое оповещение (электросирена), видеозапись (отдельные кадры), глубина архива составляет до 30 суток, о чем составлен акт от 27 июня 2023 г.
Приказом и.о. директора МП «Теплосети» от 4 апреля 2023 г. № 101А утверждено Положение о комиссии по категорированию объектов критической инфраструктуры, назначены ответственные лица в сфере безопасности критической информационной инфраструктуры, назначена постоянно действующая комиссия по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры.
28 июня 2023 г. МП «Теплосети» заключен договор на оказание услуг, а именно проведение мероприятий по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры в рамках реализации Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», срок оказания услуг 20 рабочих дней.
Установлено, что в период с 6 марта 2023 г. по 20 марта 2023 г. Управлением Росгвардии по Астраханской области проведена плановая выездная проверка объекта МП «Теплосети», по результатам которой выдано предписание об устранении в срок до 15 марта 2024 г. выявленных нарушений:установить систему физической защиты; установить основное ограждение в соответствие с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; установить дополнительное ограждение внизу и вверху основного ограждения; в основном ограждении устранить лазы; на объекте оборудовать запретную зону; защитить оконные конструкции котельной; установить контрольно-пропускной пункт для прохода людей, а также средства идентификации по одному признаку; установить контрольно-пропускной пункт для автомобильного транспорта; установить контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта; установить систем охранной сигнализации по периметру территории объекта; установить систему контроля и управления доступом; установить систему охранного телевидения- видеозапись и отдельные кадры; установить охранное освещение на объекте; установить систему оповещения на объекте.
Анализ результатов проверок, проведенных прокуратурой г. Знаменска Астраханской области и Управлением Росгвардии по Астраханской области, и выданных МП «Теплосети» соответствующих предписаний, подтверждает, что в ходе указанных проверок выявлены аналогичные нарушения, для устранения которых Управлением Росгвардии по Астраханской области предоставлен срок до 15 марта 2024 г.
Вместе с тем, ссылки представителя на то, что предписанием Управлением Росгвардии по Астраханской области МП «Теплосети» установлен срок для устранения нарушений обязательных требований до 15 марта 2024 г., не является основанием для отказа удовлетворении искового заявления и вывода о преждевременном предъявлении прокурором ЗАТО г. Знаменска Астраханской области искового заявления, поскольку такое предписание не препятствует прокурору обратиться в суд с настоящим иском, а установленные Управлением Росгвардии по Астраханской области сроки не препятствуют разрешению возникшего спора в судебном порядке и установлению иных сроков.
Принимая во внимание, что выявленные конкретные нарушения требований законодательства существенно снижают антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетической системы, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 211 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 98, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц и государства к муниципальному предприятию «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, удовлетворить.
Возложить на муниципальное предприятие «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а именно:
- в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на объектах: котельные №№ 2, 3, расположенные в Промзоне 2 г. Знаменска Астраханской области, привести в соответствие основное ограждение; установить дополнительное ограждение; установить контрольный пропускной пункт для прохода людей; установить систему охранной сигнализации по периметру территории объекта (1 рубеж); установить резервное освещение и охранное освещение;
- в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование объектов критической информационной инфраструктуры предприятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение суда составлено 7 июля 2023 г.
Судья: Куликова М.Д.