ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1002/2013 от 01.11.2013 Кунашакского районного суда (Челябинская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «01» ноября 2013 года     с.Кунашак

    Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Насыровой Д.М.

при секретаре Абдуллиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и должностного лица, о возложении обязанности на должностное лицо подписать акт обследования жилого помещения и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на администрацию Кунашакского муниципального района включить в Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидом и участников Феликой отечественной войны, об оформлении учетного дела и направление в Министерство Социальных отношений, о признании незаконным бездействия администрации Кунашакского муниципального района и должностного лица по ненадлежащему оформлению учетного дела и направлению его в Министерство социальных отношений о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации Кунашакского муниципального района и руководителя Управления имущественных и земельных отношений ФИО4 а именно, в невключении её в Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение единовременной денежной выплаты и несовершение действий по оформлению её личного (учетного) дела незаконным, просит обязать ФИО4 подписать акт обследования помещения и Заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого дома <адрес> для постоянного проживания, датированные ДД.ММ.ГГГГ за №42, просит обязать администрацию Кунашакского муниципального района включить её в Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение единовременной денежной выплаты оформить надлежащим образом её личное (учетное) дело, включить необходимые документы, предусмотренные п. 8 Положения от 27 июня 2006 года №149-П(с последующими изменениями) о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, в том числе сведения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, акт обследования помещения и Заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого дома <адрес> для постоянного проживания, датированные ДД.ММ.ГГГГ года, после чего незамедлительно направить её личное дело в Министерство социальных отношений Челябинской области, просит взыскать в её пользу с администрации Кунашакского муниципального района 50000 рублей, с ФИО4 – 100000 рублей в возмещение причиненного морального вреда, просит взыскать в её пользу расходы по оплате госпошлины, расходы по оплате юридической помощи солидарно с администрации Кунашакского муниципального района и ФИО4, указав в заявлении, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ года. В 1997 году она впервые обратилась в орган местного самоуправления, указывая два основания постановки на учет, как вдова участника Великой Отечественной войны и эвакуированная из населенного пункта подвергшегося воздействию радиации вследствие деятельности на ПО «Маяк». В течении с 1997 года она неоднократно обращалась с заявлением о предоставлении жилья, в том числе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении в программу как вдову участника Великой Отечественной войны. В последствии её учетное дело было направлено в Министерство социальных отношений Челябинской области. Однако по итогам рассмотрения учетного дела Министерством социальных отношений обратилось с письмом к Главе Кунашакского района от 04.06.2013 года №1167-02, указав что в учетном деле отсутствуют документы подтверждающие его нуждаемость и постановку на учет как вдову умершего участника Великой Отечественной войны. В связи с чем Министерство просило организовать обследование жилого дама по адресу <адрес> на пригодность к проживанию, после чего предоставить учетное дело для расчета жилищной субсидии в Министерство. Жилой дом был обследован, и она получила акт обследования и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанные акт и заключение не было подписано руководителем Управления имущественных и земельных отношений. Кроме того 05.09.2013 года она по почте получила ответ за подписью ФИО4, датированный ДД.ММ.ГГГГ за № из которого следует, что как вдова умершего участника она имеет право на улучшение жилищных условий при признании его нуждающейся и постановке на соответствующий учет. Считает данный ответ явно издевательским.

Впоследствии заявитель ФИО1 уточнила свое заявление, просила признать бездействие администрации Кунашакского муниципального района и руководителя Управления имущественных и земельных отношений ФИО4 незаконным, а именно ненадлежащее оформление учетного дела и не направление его в Министерство социальных отношений Челябинской области до октября 2013 года во исполнение письма Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №1167-02, незаконным. Просит взыскать в свою пользу с администрации Кунашакского муниципального района 50000 рублей, с ФИО4 100000 рублей в возмещение причиненного морального вреда, просит взыскать в свою пользу расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате юридической помощи в размере 10000 рублей солидарно с администрации Кунашакского муниципального района и должностного лица ФИО4

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, была извещена.

Представитель заявителя по доверенности ФИО2 заявление поддержала в полном объеме по указанным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица – администрации Кунашакского муниципального района на рассмотрение дела в суде не явился, был извещен.

Должностное лицо – руководитель Управления имущественных и земельных отношений на рассмотрение дела в суде не явился, был извещен.

Представитель заинтересованного лица – Министерства социальных отношений Челябинской области на рассмотрение дела в суде не явились, просят провести рассмотрение заявления в отсутствии их представителя, в отзыве на заявление указывают, что в связи с отсутствием в учетном деле ФИО1 документов, подтверждающих её нуждаемость в получении жилого помещения по ст. 51 Жилищного кодекса РФ и постановку на учет как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, в связи с чем правовых оснований для расчета истцу жилищной субсидии не имеется. Письмом от 04.06.2013 года №1167-ОЛ Министерство социальных отношений Челябинской области просит администрацию Кунашакского муниципального района рассмотреть вопрос о возможности постановки на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы умершего участника великой отечественной войны, а так же просили осуществить дооформление учетного дела в кратчайшие сроки, после чего предоставить учетное дело для расчета жилищной субсидии в Министерство социальных отношений Челябинской области.

Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на рассмотрение дела в суде не явился, был извещен, в заявлении просят провести рассмотрение заявления в отсутствии их представителя, представили мнение на заявление, в котором указали, что полномочиями по расходованию средств на предоставление жилищных субсидий для приобретения жилья ветеранам и членам их семей наделено Министерство социальных отношений Челябинской области.

Представитель заинтересованного лица – администрации <данные изъяты> сельского поселения на рассмотрение дела в суде не явился, был извещен.

Суд, выслушав представителей заявителя, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости отклонения заявления по следующим основаниям.

Согласно удостоверению серии В № ФИО1 имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением Главе <данные изъяты> сельского поселения о включении её в программу как вдову участника Великой Отечественной войны.

Согласно списку ветеранов и вдов участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по <данные изъяты> сельскому поселению ФИО1 состоит в указанном списке под номером 1 с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно письму Министерства социальных отношений Челябинской области на имя Главы администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по итогам рассмотрения учетного дела ФИО1 просило организовать обследование индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47. По результатам обследования просили рассмотреть вопрос о возможности постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы умершего участника Великой отечественной войны и просили осуществить дооформление учетного дела ФИО1 в кратчайшие сроки, после чего предоставить учетное дело для расчета жилищной субсидии в Министерство.

Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия решила, что жилой дом <адрес> не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, считается непригодным для постоянного проживания.

Указанное заключение не подписано руководителем Управления имущественных и земельных отношений ФИО4

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений Закона Челябинской области от 28 января 2010 года 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживающим на территории Челябинской области, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки которым установлены ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в следующих формах: предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области; предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах" (ч. 1 ст. 2).

Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 г № 149-П утверждено "Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 марта 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области", определяющее порядок мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан за счет средств федерального бюджета.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 подтвердил факт того, что учетное дело ФИО1 направлено в Министерство социальных отношений Челябинской области для расчета жилищной субсидии.

Судом не могут быть приняты доводы заявителя о том, что бездействием органа местного самоуправления – администрации Кунашакского муниципального района и должностного лица – руководителя Управления имущественных и земельных отношений нарушены её права и законные интересы.

Установлено, что учетное дело направлено в Министерство социальных отношений в начале 2013 года для расчета жилищной субсидии, однако после проверки было возвращено на доработку в администрацию района.

По результатам доработки, межведомственной комиссией при администрации района проведено обследование жилого помещения, в котором проживает заявитель ФИО1 и указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.

ДД.ММ.ГГГГ учетное дело было направлено в Министерство социальных отношений Челябинской области для расчета жилищной субсидии.

Согласно информации, представленной Министерством социальных отношений Челябинской области ФИО1 состоит в областном реестре с датой постановки на учет 24.09.2012 года под номером 53, по состоянию на 25.10.2013 года. По результатам рассмотрения дооформленного учетного дела ФИО1 включена в список граждан №175, имеющих право на меры социальной поддержки, на получении жилищных субсидий, направленный на утверждение заместителю председателя Правительства Челябинской области сопроводительным письмом Министерства от 18.10.2013 года №2167-ОЛ. После утверждения списка № заместителем председателя Правительства Челябинской области на имя Мухамеджановой Гайши будет оформлено уведомление о предоставлении субсидии.

В судебном заседании не установлены виновные действия администрации Кунашакского муниципального района и должностного лица – руководителя Управления имущественных и земельных отношений, нарушившие права заявителя. Отсутствие подписи должностного лица – ФИО4 не свидетельствует о незаконности заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу <адрес> непригодным для постоянного проживания.

При этом суд учитывает, что на момент рассмотрения дела в суде учетное дело, оформленное надлежащим образом направлено в Министерство социальных отношений для расчета жилищной субсидии.

В связи с тем, что не установлены виновные действия должностных лиц, требования о взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов так же подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194,197, 198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и должностного лица по не включению Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидом и участников Великой отечественной войны и не совершению действий по оформлению учетного дела, о возложении обязанности на должностное лицо подписать акт обследования жилого помещения и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на администрацию Кунашакского муниципального района включить в Сводный список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидом и участников Великой отечественной войны, об оформлении учетного дела и направление в Министерство Социальных отношений, о признании незаконным бездействия администрации Кунашакского муниципального района и должностного лица по ненадлежащему оформлению учетного дела и направлению его в Министерство социальных отношений в период с июня до октября 2013 года, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Кунашакский районный суд.

Председательствующий Д.М. Насырова