Дело № 2-1002/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Килиенко Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Гуделеве И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
исполняющий обязанности Камчатского транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее по тексту – ФКП «Аэропорты Камчатки», ответчик) о возложении обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и обеспечить наличие в аэропорту Усть-Камчатск материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий – мастика для герметизации швов, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности полётов в аэропорту Усть-Камчатск, являющегося филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки», в ходе которой установлено, что в аэропорту Усть-Камчатск отсутствуют необходимые материалы для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее - ФАП № 286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
В соответствии с п. 46 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
Согласно п. 47 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации с ВПП с твердым покрытием должен располагать следующими видами материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий: эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий; эмали для маркировки переносных маркировочных знаков; мастики для герметизации швов; антигололедные реагенты; быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий. Качество материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов и возможность их использования для этих целей должны быть проверены в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций.
В соответствии с сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации выданным руководителем Камчатского МТУ Росавиации 02.11.2016 № ФАВТ.ОА. 12-002, ФКП «Аэропорты Камчатки» является оператором аэропорта Усть-Камчатск.
Вопреки указанным требованиям законодательства, в аэропорту Усть-Камчатск отсутствует мастика для герметизации, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
Отсутствие указанных материалов делает невозможным необходимое обслуживание искусственной взлётно-посадочной полосы, что влечет создание предпосылок возникновения аварийных ситуаций при осуществлении взлёта, посадки воздушных судов, может создать угрозу для осуществления нормальной хозяйственной деятельности самой организации и, в конечном итоге, влияет на безопасность полётов.
Непринятие ответчиком мер по обеспечению вышеуказанных требований законодательства в сфере безопасности полётов, нарушает права неопределенного круга лиц - пассажиров воздушных судов, летающих в аэропорт Усть-Камчатск.
В судебном заседании представитель исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора - помощник Камчатского транспортного прокурора Ким А.Е. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Камчатки» Бакалдин А.С. в судебном заседании возражал по существу заявленных прокурором требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Суду пояснил, что поскольку 24 мая 2021 года с ООО «Устой-М» заключен государственный контракт на реконструкцию аэропорта Усть-Камчатск, который вплоть до 30 ноября 2023 года будет закрыт, приобретение и в дальнейшем хранение материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий в аэропорту на время проведения работ, срок годности материалов истечет, в связи, с чем они станут непригодными для использования по назначению, соответственно приобретение материалов нецелесообразно. Кроме того, гарантийное обслуживание ИВПП аэропорта Усть-Камчатск после завершения работ по реконструкции будет осуществлять ООО «Устой-М».
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 49 Воздушного кодекса РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
В силу п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2015 № 286 (далее ФАП № 286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
В соответствии с п. 46 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
В соответствии с п. 47 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации с ВПП с твердым покрытием должен располагать следующими видами материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий: эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий; эмали для маркировки переносных маркировочных знаков; мастики для герметизации швов; антигололедные реагенты; быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
Качество материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов и возможность их использования для этих целей должны быть проверены в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций (статья 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Из материалов дела следует, что Камчатской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности полетов в аэропорту Усть-Камчатск, являющегося филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки», в ходе которой установлено, что в аэропорту Усть-Камчатск отсутствуют необходимые материалы для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
ФКП «Аэропорты Камчатки» является юридическим лицом, одним из филиалов ответчика является филиал «Аэропорт Усть-Камчатск».
В соответствии с сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации выданным руководителем Камчатского МТУ Росавиации 02.11.2016 № ФАВТ.ОА. 12-002, ФКП «Аэропорты Камчатки» является оператором аэропорта Усть-Камчатск.
Согласно свидетельству о государственной регистрации аэродрома, выданного руководителем Камчатского МТУ Росавиации 17 октября 2014 года № 4, на аэродроме имеется искусственная взлетно-посадочная полоса из мелкозернистого асфальтобетона, толщина 6,5 см, PCN9/F/B/Y/U, грунтощебеночное покрытие.
В обоснование возражений ответчиком представлена копия Государственного контракта № 185/21, из которого следует, что 24 мая 2021 года между Федеральным агентством воздушного транспорта, от имени Российской Федерации в лице генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» и ООО «Устой-М» (Подрядчик), по условиям которого, Подрядчик обязуется в соответствии с Проектной документацией выполнить работы по объекту «Реконструкция аэропорта Усть-Камчатск, Камчатский край», приобрести материалы и выполнить строительные, монтажные и другие связанные с объектом работы, перечень, объем и сроки которых определяются в Ведомости объемов и стоимости работ и Графике выполнения работ, и передать их заказчику в установленном контрактом порядке.
Согласно приложениям №№ 1,2 к Государственному контракту, при реконструкции производится в том числе, разборка существующих искусственных покрытий ИВПП, разборка асфальтобетона, розлив вяжущих материалов (битум). Срок выполнения работ, с даты заключения Контракта, и по 30 ноября 2023 года (п. 12.1 Государственного контракта).
Согласно п. 11.1, п. 11.2, 11.3 Государственного контракта, Подрядчик гарантирует после выполнения работ возможность эксплуатации Объекта на протяжении гарантийного срока, который устанавливается на здания и сооружения, материалы, оборудование и составляет от 1 года по 5 лет. В указанный срок Подрядчик обеспечивает устранение своими силами и за свой счет всех недостатков (дефектов) Объекта и входящих в него элементов выявленных в ходе эксплуатации объекта.
Согласно приказа № 219 от 10 июня 2021 года ФГУП «Аэропорты Камчатки», с 09-00 11 июня 2021 года ИВПП 01-19 аэродрома Усть-Камчатск для эксплуатации всех типов ВС на период реконструкции закрыто.
Таким образом, судом установлено, что в аэропорту Усть-Камчатск отсутствуют материалы для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных аэродромных покрытий – мастика для герметизации швов, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Вместе с тем, с учетом представленных ответчиком доказательств, принимая во внимание, что ИВПП аэропорта Усть-Камчатск подлежит демонтажу (разборке), на время реконструкции и до окончания работ по Государственному контракту, то есть до 23 ноября 2023 года будет закрыта, суд считает, что приобретение материалов для эксплуатационного содержания, у которых имеется срок годности, и проведения восстановительного ремонта искусственных аэродромных покрытий в настоящее время является нецелесообразно, что также приведет к неразумному использованию бюджетных денежных средств.
Кроме того, Государственным контрактом от 24 мая 2021 года предусмотрено гарантийное обслуживание ИВПП аэропорта Усть-Камчатск, после завершения работ, подрядчиком – ООО «Устой-М».
Оценив в совокупности все исследованные по данному делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования исполняющего Камчатского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о понуждении в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и обеспечить наличие в аэропорту Усть-Камчатск материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных аэродромных покрытий – мастика для герметизации швов, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2021 года.
Судья Л.Г. Килиенко