ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1003/18 от 07.05.2018 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1003/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 07 мая 2018 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре Потозян И.А.,

с участием: представителя истца – помощника прокурора Темрюкского района Цормутян Х.Г.,

ответчика Баер А.В.,

представителя третьего лица – ОНД и ПР по Темрюкскому району, Гузенко Д.А., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Баер А.В. об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просит обязать ИП Баер А.В., ИНН в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, выявленные в деятельности торгово-развлекательного комплекса «Калейдоскоп», расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес>, во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры <адрес>, совместно со специалистами ОНД и ПР по <адрес>, проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации торговых комплексов, имеющих развлекательные центры, и объектов с массовым пребыванием граждан на территории муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлен ряд грубых нарушений указанного законодательства. Установлено, что торгово-развлекательный комплекс «Калейдоскоп», расположенный по адресу: <адрес> (собственник ИП Баер А.В., в настоящее время не имеет разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В ходе проверки указанного ТРК выявлен ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, ИП Баер А.В, был привлечен к административной ответственности. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены в полном объёме.

Деятельность ИП Баер А.В. по эксплуатации ТРК «Калейдоскоп», расположенного по адресу: <адрес>, с выявленными грубыми нарушениями противопожарного законодательства создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

Представитель истца - помощник прокурора Темрюкского района Цормутян Х.Г., в судебном заседании поддержал предъявленный иск, заявленные требования просил удовлетворить в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства.

Ответчик Баер А.В. в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством и пояснил, что в настоящее время устранены все выявленные нарушения, за исключением пожарных гидрантов. они находятся в стадии проектирования, необходимо три месяца для устранения данного нарушения.

Представитель третьего лица – ОНД и ПР по Темрюкскому району, Гузенко Д.А., в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством и пояснил, что следующая проверка ТРК «Калейдоскоп» запланирована на август 2018 года.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что исковое заявление прокурора Темрюкского района подлежит удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Темрюкского района, во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Краснодарского края, совместно со специалистами ОНД и ПР по Темрюкскому району, проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации торговых комплексов, имеющих развлекательные центры, и объектов с массовым пребыванием граждан на территории муниципального образования Темрюкский район, в ходе которой, выявлен ряд грубых нарушений указанного законодательства.

Установлено, что торгово-развлекательный комплекс «Калейдоскоп», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ИП Баер А.В. (), в настоящее время не имеет разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, право собственности на указанный объект - четырехэтажное здание общей площадью 18 418 кв.м. признано решением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, возложена на руководителей организаций.

При этом ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества.

В ходе проверки указанного ТРК выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

1) Руководитель организации не обеспечивает проверку пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования. Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.59;

2) Помещения пожарных насосных установок и гидропневматических баков должны быть отапливаемыми, отделены от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45 и иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу. СП 10.13130.2009 п. 4.2.2;

3) Отсутствует рабочее и аварийное освещение помещения насосной станции. Помещение станции не оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста. У входа в помещение станции отсутствует световое табло «Насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением. СП 5.13130.2009, п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; НПБ 88-2001 п. 4.71*;

4) Эвакуационные пути (коридоры, лестничные клетки) на каждом этаже рассматриваемого здания не оборудованы аварийным освещением. П.4.3.1 СП 1.13130.2009. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения специально нанесенной буквой «А» красного цвета. СНиП 23-05-95, п. 7.78;

5) Насосные установки для противопожарных целей выполнены без ручного или дистанционного управления, а для зданий высотой свыше 50м, домов культуры, конференц-залов, актовых залов и для зданий, оборудованных спринклерными и дренчерными установками, - с ручным, автоматическим и дистанционным управлением в нарушение требований п.4.2.7 СП 10.13130.2009;

6) Не представлен расчет по выбору типа насосов и количества рабочих агрегатов, выполненный на основании условий совместной работы насосов, водоводов, сетей, регулирующих емкостей, суточного и часового графиков водопотребления, условий пожаротушения, очередности ввода в действие объекта. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, п. 12.15. Проектирование насосных установок и определение числа резервных агрегатов следует выполнять согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84* с учетом параллельной или последовательной работы насосов в каждой ступени; СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п. 7.2. Выбор типа насосов и количества рабочих агрегатов надлежит производить на основании расчетов совместной работы насосов, водоводов, сетей, регулирующих емкостей, суточного и часового графиков водопотребления, условий пожаротушения, очередности ввода в действие объекта;

7) При автоматическом и дистанционном включении пожарных насосов не выполнена одновременная подача сигнала (световой и звуковой) в помещение пожарного поста или другое помещение с круглосуточным пребыванием обслуживающего персонала. СП 10.13130.2009, п. 4.2.8;

8) В заглубленных и полузаглубленных пожарных насосных станциях не предусмотрено мероприятие для сбора и удаления случайных стоков воды. При необходимости установки дренажного насоса, производительность его надлежит определять из условия недопущения поднятия уровня воды в машинном зале выше нижней отметки электрического привода пожарного насоса. СП 10.13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ;

9) Не предусмотрен постоянный контроль напряжения в цепях управления и сигнализации пожарных насосов. СП 8.13130-2009 п. 10.2;

10) Пожарные гидранты на водопроводной сети не размещены из условия пожаротушения каждой части здания от 4-х пожарных гидрантов, расположенных на расстоянии не более 150м. п.8.6 СП 8.13130.2009, п.п.8.16, 9.30 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84*;

11) Не все помещения здания оборудованы системой адресной пожарной сигнализации, (нет АПС и СОУЭ в электрощитовой - 2-й этаж, кухня - 3-й этаж, кинотеатр - 4-й этаж здания, помещение); НПБ 110-03 п. 4, п. 14;

12) В нарушение п. 7.8 СП 7.13130.2013, дымоприёмные устройства выполнены ниже верхнего уровня дверного проёма;

13) Отсутствует ограждение для защиты от доступа посторонних лиц к вентиляторам противодымных вытяжных систем на кровле и снаружи здания. СНиП 41-01-2003 п. 8.11;

14) Размещаемые в общественных и жилых зданиях помещения производственного, складского и технического назначения (мастерские, лаборатории, кладовые и технические помещения, автостоянки, котельные, и т.п.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130. СП 4.13130.2013 п. 5.1.2; Не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 20;

15) В крыше кабины лифта для пожарных не оборудован люк. Размеры люка в свету должны быть не менее 0,5 х 0,7 м. ГОСТ Р 52382-2005 п.5.4.1;

16) Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. п. 16 ст. 88 (табл. 23, 24) Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3;

17) При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов должны иметь предел огнестойкости не ниже чем EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров допускается применять двери шахт лифтов, имеющие предел огнестойкости Е30) - не предоставлен сертификат соответствия на двери шахт лифтов. Условия размещения лифтовых шахт в объемах лестничных клеток определяются нормативными документами по пожарной безопасности, п.2 ст. 140 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3;

18) Порядок использования организациями лифтов, имеющих режим работы "транспортирование пожарных подразделений", не регламентирован инструкцией, утверждаемой руководителем организации. Указанные инструкции должны быть вывешены непосредственно у органов управления кабиной лифта. Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 54;

19) В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре, п. 20 ст. 88 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3;

20) Для лифтовых шахт не предусмотрены дымовые пожарные извещатели (по одному извещателю на лифтовую шахту, устанавливаемому в ее оголовке - зоне верхнего этажа). ГОСТ Р 53297-2009 п.5.1;

21) Внешнее оформление пожарного шкафа выполнено не красным сигнальным цветом в соответствии с ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ. На внешней стороне шкафа, модуля, отсека отсутствует доступная для понимания информация о размещенных технических средствах. На дверке шкафа, где размещен ПК, не нанесено условное обозначение пожарного крана и аббревиатура «ПК», после которой оставлено место для порядкового номера шкафа. ГОСТ51844 п. 5.20;

22) Не представлены акты проведения проверки сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность с составлением соответствующих актов. ППР в РФ утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. п. 55;

23) Не представлено техническое свидетельство о возможности применения материала для отделки наружных стен фасада. ч.11 ст.87, табл.22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3;

24) В отношении объекта инструкции о мерах пожарной безопасности не выполнены в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. . ППР в РФ утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. п.2;

25) Руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. ППР в РФ утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. п. 55;

26) Водозаполненные трубопроводы пожарных кранов и системы АУПТ окрашены не в зеленый цвет. СП 5.13130-2009 п. ДД.ММ.ГГГГ;

27) Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены противопожарными преградами с нормированным пределом огнестойкости (комната охраны от автостоянки). Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ ч. 2, ч. 3, ст. 4, п. 2, ч. 1, ст. 6, табл. , табл. ; п. 1, ст. 88; СНиП 21-01-97* п. 7.4; СНиП 31-03-2001 п. 7.3; СП 4.13130-2013 п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.3.7;

28) Лестничные клетки, за исключением лестничных клеток типа Л2, не имеют световые проемы площадью не менее 1,2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже. СНиП 21-01-97* п.6.35; СП 1.13130.2009 п.4.3.7;

29) Настенные звуковые и речевые оповещатели расположены от потолка до верхней части оповещателей менее 150мм. (прикреплены к потолку) СП3.13130.2009, п. 4.4;

30) В атриуме ступени лестничного марша выполнены не в единой высоте и ширине. СНиП 21.01-97* п.6.28;

31) Не выдержано противопожарное расстояние от здания до границ открытой автомобильной стоянки со стороны ГАИ (требуется 9м). СНиП 21-02-99 п. 4.6 б); СП 4.13130.2013 п. 6.11.3 (б);

32) Расстояние от края проезда для пожарных машин до стены здания предусмотрено менее 5 м. п. 8.8 СП 4.13130.2013;

33) Площадь этажа в пределах пожарного отсека предусмотрена более 2500 кв.м. п. 6.7.1 и табл. 6.11 СП 2.13130.2012;

34) Не выполнены требования СП 5.13130.2009 п. 13.14.12 и НПБ 88-2001, предъявляемые к помещениям пожарных постов;

35) На всех этажах здания тамбур-шлюзы не выгорожены от автостоянки и общественных помещений преградами с нормируемым пределом огнестойкости (отсутствуют противопожарные двери). Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ ч. 2, ч. 4, ст, табл. , табл. ;

36) Отсутствует (не представлен) расчёт, определения параметров функционирования системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в течение времени необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ ч. 2, ч. 3, ст. 4, п. 2, ч. 1, ст. 6, ст.84; ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст.37;

37) Отсутствует (не представлен) расчёт, определения параметров функционирования системы пожарной сигнализации в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ ч. 2, ч. 3, ст. 4, п. 2, ч. 1, ст. 6, ст.82, ст.83; ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 37;

38) Не предоставлена декларация пожарной безопасности. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ ч. 1, ст. 64;

39) Не подтверждено, что примененные лифты отвечают требованиям, предъявляемым для перевозки пожарных подразделений по ГОСТ Р 52382-2005;

40) Не подтверждена работа пассажирских лифтов в режиме «Пожарная опасность» (ГОСТ Р 52382-2005);

41) Не представлены акты проведения приемосдаточных испытаний систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции (п. 3.1 ГОСТ Р 53300-2009);

42) Не представлены акты проведения испытаний автоматических установок пожаротушения (п. 7.2 ГОСТ Р 50680-94, п. 8.5 ГОСТ Р 50969-96);

43) Не предоставлены документы, подтверждающие выполнение объектом режимных мероприятий в соответствии с ППР в РФ от 25.04.2012 (инструкции, приказы и т.п.).

На указанном объекте в инструкции о мерах пожарной безопасности не отражены обязательные вопросы, утвержденные п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме».

В рамках проверки установлено, что на выполнение пунктов 43 и 44 вышеуказанных нарушений в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты ТРК «Калейдоскоп» разработаны «Специальные технические условия на обеспечение противопожарной защиты объекта» 205-10-13-ТУ (далее по тексту - СТУ). Однако при проверке установлено невыполнение компенсирующих мероприятий раздела 1.3 СТУ.

Кроме того, по результатам проверочных мероприятий в адрес ОНД и ПР <адрес> направлены материалы проверки для принятия мер в соответствии с компетенцией, по результатам рассмотрения которых ИП Баер А.В. ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, что также является одним из доказательств нарушения противопожарного законодательства.

Таким образом, деятельность ИП Баер А.В. по эксплуатации ТРК «Калейдоскоп», расположенного по адресу: <адрес> с выявленными грубыми нарушениями противопожарного законодательства создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

В соответствии с частью 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В связи с изложенным, иск прокурора является законным и обоснованным.

При этом, суд принимает во внимание доводы ответчика о частичном устранении выявленных нарушений. Указанные доводы могут выступить предметом проверки ТРК «Калейдоскоп», запланированной надзорными органами на август 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Баер А.В. об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ИП Баер А.В., , в трехмесячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, выявленные в деятельности торгово-развлекательного комплекса «Калейдоскоп», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Назаренко