ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1003/19 от 07.05.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1003/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степиной М.В.,

при секретаре Тимкович А.О.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к ООО Управляющая компания «Пример» о понуждении к исполнению предписания,

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к ООО УК «Пример» с требованиями, в окончательной редакции которых просил о возложении обязанности выполнить предписание отдела муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 26.12.2018 № 129: в течение недели после начала отопительного периода 2019-2020 годов обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома № 26 на пр-те Чайковского по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери поступила коллективная жалоба жителей, проживающих по адресу: <...>, в том числе по вопросу качества предоставляемой услуги отопления в многоквартирном доме № 26 на пр-те Чайковского.

С целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери, на основании приказа отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 11.12.2018 № 302, в отношении ООО Управляющая компания «Пример» 20.12.2018 была проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства, в том числе по качеству предоставляемой услуги отопления в многоквартирном доме № 26 на пр-те Чайковского.

26.12.2018 отделом муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства в отношении ООО Управляющая компания «Пример» было составлено предписание № 129 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а именно: в срок до 25.01.2019 обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома № 26 на пр-те Чайковского по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя.

ООО Управляющая компания «Пример» предписание отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 26.12.2018 № 129 не выполнило.

Представитель истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика, третьего лица, извещенные судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив все доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 4 пункта 6 статьи 20 ЖК РФ, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Пунктом 3.1.1.8 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 02.03.2018 №314, установлено, что одной из основных функций департамента жилищно- коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери является осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Твери.

Согласно закону Тверской области от 20 декабря 2012 г. №121-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области», осуществление муниципального жилищного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Постановлением администрации города Твери от 13 марта 2014 г. № 303 утверждено положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери.

Согласно пункту 3.1. указанного положения, предметом муниципального жилищного контроля является, в том числе, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований, в том числе к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности; деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, в департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери поступила коллективная жалоба жителей, проживающих по адресу: <...>, в том числе по вопросу качества предоставляемой услуги отопления в многоквартирном доме № 26 на пр-те Чайковского.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

По информации, представленной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом», в многоквартирном доме № 26 на пр-те Чайковского квартира № 43 находится в муниципальной собственности.

Многоквартирный дом № 26 на пр-те Чайковского в г. Твери передан в управление ООО УК «Пример». Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно статье 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

На основании пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При этом, согласно пункту 16 Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подп. а) п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п.5.1.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:

проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;

своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования;

совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;

внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем;

широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.

Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.

Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:

поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;

поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);

равномерный прогрев всех нагревательных приборов;

поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;

герметичность;

немедленное устранение всех видимых утечек воды;

ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;

коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;

наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Таким образом, по смыслу изложенного ответчик является исполнителем услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и лицом, ответственным за его содержание.

С целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери, на основании приказа отдела муниципального жилищного контроля Департамент ЖКХ и строительства от 11.12.2018 № 302, 20.12.2018 была проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства, в том числе по качеству предоставляемой услуги отопления в многоквартирном доме № 26 на пр-те Чайковского.

В результате проведенной 20.12.2018 проверки (акт проверки от 20.12.2018 № 302) установлено, что управляющей организацией ООО Управляющая компания «Пример» нарушаются требования подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила № 354), пунктов 5.1.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, а именно: при осмотре квартир, жители которых предоставили доступ (квартиры и дома № 26 на пр-те Чайковского) установлено, что отопительные приборы (радиаторы) прогреваются неравномерно, не обеспечен прогрев отопительных приборов по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя. Температура отопительных приборов (радиаторов) в квартире в кухне составляет +54,10С, в большой комнате 320С, в маленькой комнате +47,80С. Температура отопительных приборов (радиаторов) в квартире в кухне составляет +55,80С, в большой комнате +350С, в маленькой комнате +42,90С.

26.12.2018 отделом муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства в отношении ООО Управляющая компания «Пример» было составлено предписание № 129 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а именно: в срок до 25.01.2019 обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома № 26 на пр-те Чайковского по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя.

31.01.2019 в соответствии с приказом отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 28.01.2019 № 18, была проведена внеплановая выездная проверка ООО Управляющая компания «Пример» по выполнению предписания отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 26.12.2018 № 129.

На момент проведения проверки установлено (акт проверки от 31.01.2019 № 18), что предписание отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 26.12.2018 № 129 в проверяемой части не выполнено, а именно: не обеспечен равномерный прогрев отопительных приборов (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома № 26 на пр-те Чайковского по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя. При осмотре квартиры дома № 26 на пр-те Чайковского установлено, что отопительные приборы (радиаторы) прогреваются неравномерно, не обеспечен прогрев отопительных приборов по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя. Температура отопительных приборов (радиаторов) в кухне составляет +44,60С, в большой комнате +41,60С, в маленькой комнате +38,70С. В квартире отопительные приборы (радиаторы) прогреваются неравномерно, не обеспечен прогрев отопительных приборов по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя. Температура отопительных приборов (радиаторов) в кухне составляет +44,40С, в большой комнате +42,50С, в маленькой комнате +36,80С.

Следовательно, ООО Управляющая компания «Пример» предписание отдела муниципального жилищного контроля Департамента ЖКХ и строительства от 26.12.2018 № 129 в проверяемой части не выполнило, что подтверждается актом проверки от 31.01.2019 № 18 и выражается в бездействии ООО Управляющая компания «Пример», в связи с этим в отношении ООО Управляющая компания «Пример» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из вышеизложенного, суд, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о нарушении со стороны ООО УК «Пример» требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, поскольку ни на дату обращения в суд с рассматриваемым иском, ни на дату рассмотрения дела обязательные к исполнению требования предписания от 26.12.2018 № 129 устранены в полном объеме не были, что свидетельствует о наличии неправомерного бездействия со стороны ответчика.

При рассмотрении дела установлено, что обязанности по предоставлению потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации управляющей организацией надлежащим образом не выполняются, чем нарушены обязательные требования по использованию и содержанию общего имущества собственников помещений дома. Бездействие управляющей организации в области надлежащего предоставления потребителям коммунальных услуг привело к возникновению вышеуказанных и приведенных в актах проверки и предписании нарушений.

Доказательств, свидетельствующих об исполнении ответчиком обязательств по предоставлению коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества, стороной ответчика в суд не представлено.

Оценивая в совокупности изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к ООО УК «Пример» основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из обстоятельств дела, требований разумности, суд полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение недели после начала отопительного периода 2019-2020 годов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 и п.2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика в бюджет муниципального образования г. Твери, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Таким образом, в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика ООО УК «Пример» в бюджет муниципального образования город Тверь подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Пример» о понуждении к исполнению предписания удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Пример» обязанность выполнить предписание отдела жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери от 26.12.2018 № 129, а именно: в течение недели после начала отопительного периода 2019-2020 годов обеспечить равномерный прогрев отопительных приборов (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома № 26 на пр-те Чайковского по температуре поставляемого (возвращаемого) теплоносителя.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Пример» в бюджет муниципального образования город Тверь государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья М.В. Стёпина