Дело № 2-1004/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 мая 2014 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Кольцовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Жуковой С.Г.,
с участием старшего помощника прокурора г. Новочебоксарск ЧР Шарафутдиновой Р.Р., представителя администрации г. Новочебоксарск ЧР Белова С.А., действующего на основании доверенности № 658 от 02 апреля 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании недействующим с момента принятия п. 1 Постановления администрации г. Новочебоксарск ЧР № 73 от 28 февраля 2014 года «О внесении изменений в постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР № 407 от 16 августа 2013 года»,
установил:
Прокурор г. Новочебоксарск ЧР обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 Гражданско-процессуального кодекса РФ и просил признать недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункт 1 постановления администрации г. Новочебоксарск ЧР от 28.02.14 г. за № 73 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР от 16.08.13 г. за № 407 «Об установлении родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в редакции, изложенной постановлением администрации г. Новочебоксарск ЧР от 24.01.14 г. за № 15, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки прокуратурой г. Новочебоксарск ЧР установлено, что постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР от 28.02.14 г. за № 73 содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц (родителей и законных представителей), рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование отношений в сфере предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, что свидетельствует о его нормативном характере. Так, согласно внесенным изменениям п. 1 постановления администрации г. Новочебоксарск от 16.08.13 г. за № 407 изложен в другой редакции, согласно которой размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск установлен в следующих размерах: за один день в группах с десятичасовым пребыванием – 72 рубля, за один день в группах с двенадцатичасовым пребыванием – 86 рублей. До внесения указанных изменений размер родительской платы составлял: за один месяц в группах с десятичасовым пребыванием – 1 575 рублей, за один месяц в группах с двенадцатичасовым пребыванием – 1 890 рублей. Исходя из расчета размера платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном образовательном учреждении на 2014 год (до внесений изменений) следует, что размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком включает: расходы на питание, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на приобретение материалов для аптечки, расходы на приобретение материалов на хозяйственные нужды, расходы на приобретение мелкого хозяйственного инвентаря, расходы на приобретение оборудования (в том числе музыкальный центр), расходы на коммунальные услуги (освещение и водоснабжение). Однако при внесении изменений в постановление в прежней редакции учредитель дошкольных образовательных учреждений не принял нормативный правовой акт, утверждающий методику расчета размера родительской платы., в связи с чем установленный постановлением администрации г. Новочебоксарск от 28.02.14 г. за № 73 размер родительской платы не подтверждает затраты образовательного учреждения за присмотр и уход за детьми. Кроме того, издавая указанное постановление администрация г. Новочебоксарск вышла за пределы своих полномочий, так как согласно п. 6 ч. 1 ст. 26 Устава г. Новочебоксарск вопросы определения порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а так же об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами, отнесены к исключительным полномочиям Новочебоксарского городского Собрания депутатов. Следовательно, глава администрации не вправе издавать нормативно-правовые акты, устанавливающие плату за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск.
В судебном заседании прокурор Шарафутдинова Р.Р. поддержала заявленные требования в полном объеме, вновь приведя доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации г. Новочебоксарск ЧР Белов С.А. требования прокурора не признал, полагая их необоснованными, пояснив суду, что постановление администрации г. Новочебоксарск от 28.02.14 г. за № 73 издано уполномоченным органом с соблюдением требований ст.ст. 7, 43, 47 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 65 ФЗ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава г. Новочебоксарск, Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Новочебоксарск ЧР (в редакции решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.10.13 г. № С-51-1). Материалы дела содержат расчет размера родительской платы, в который входит перечень затрат на присмотр и уход за ребенком, а именно: питание, мягкий инвентарь, аптечка, материалы для хозяйственных нужд, хозяйственный инвентарь, оборудование.
Выслушав участников процесса, изучив представленные суду материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43 Конституции РФ).
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, в том числе дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ч.ч. 1, п. 1 ч. 2 ФЗ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ).
Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (п. 26 ст. 2 Федерального закона).
Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч.ч. 1, 2 ст. 65 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях (ч. 4 ст. 65 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).
Судом установлено, что на территории г. Новочебоксарск ЧР установление и взимание родительской платы производится на основании Постановления администрации г. Новочебоксарск ЧР от 14.08.13 г. № 396 (в ред. от 27.03.14 г.) «О порядке установления, оплаты и зачисления родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск Чувашской Республики, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», в соответствии с которым размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком, устанавливается постановлением администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (п. 2.1 Положения). В размер родительской платы не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования (п. 2.2). Размер родительской платы и порядок ее пересмотра определяется исходя из затрат на ежемесячное содержание ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учетом требований действующего законодательства (п. 2.3). Родительская плата не взимается в случае отсутствия ребенка в учреждении (п. 2.6).
Постановлением администрации г. Новочебоксарск ЧР от 16.08.13 г. за № 407 установлен размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в следующих размерах: за один месяц в группах с десятичасовым пребыванием – 1 575 рублей, за один месяц в группах с двенадцатичасовым пребыванием – 1 890 рублей (п. 1).
Постановлением администрации г. Новочебоксарск ЧР от 24.01.14 г. № 15 внесены изменения в постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР от 16.08.13 г. за № 407, а именно п. 1 указанного постановления изложен в следующей редакции: установить размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в следующих размерах: за один месяц в группах с десятичасовым пребыванием – 1 575 рублей, за один месяц в группах с двенадцатичасовым пребыванием – 1 890 рублей.
Постановлением администрации г. Новочебоксарск ЧР от 28.02.14 г. № 73 внесены изменения в постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР от 16.08.13 г. за № 407, а именно п. 1 указанного постановления изложен в следующей редакции: установить размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования в следующих размерах: за один день в группах с десятичасовым пребыванием – 72 рубля, за день в группах с двенадцатичасовым пребыванием – 86 рублей.
Заявляя требование о признании недействующим нормативно-правового акта в части, прокурор ссылался на то, что при внесении изменений в постановление в прежней редакции, устанавливающей плату за присмотр и уход за детьми в другом размере, учредитель дошкольных образовательных учреждений не принял нормативный правовой акт, утверждающий методику расчета размера родительской платы, размер родительской платы, установленный постановлением администрации г.Новочебоксарск от 28.02.14 г. за № 73 не подтверждает затраты образовательного учреждения за присмотр и уход за детьми.
В соответствии с п. 2 Методики расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях, содержащейся в письме Министерства образования и науки РФ от 01.10.13 г. № 08-1408, нормативн затрат на оказание услуги - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, необходимый для обеспечения осуществления организацией услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Указанные нормативы включают в себя:
- расходы на оплату труда работников, обеспечивающих организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создающих условия для осуществления присмотра и ухода;
- расходы на приобретение коммунальных услуг, потребляемых в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создания условий для осуществления присмотра и ухода;
- расходы на содержание зданий и строений дошкольной образовательной организации.
Для определения достаточности средств на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми рассчитываемые нормативы затрат должны покрывать расходы, связанные с приобретением продуктов питания; с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены (раздел 4 Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования).
Суду представлен расчет затрат на присмотр и уход за ребенком в дошкольном образовательном учреждении на 2014 год, в котором произведен расчет расходов на питание (с указанием наименования пищевых продуктов (или группы пищевых продуктов), единица измерения, количество продуктов в зависимости от возраста детей, стоимость (цена), определена стоимость питания в день); расчет расходов на приобретение основных средств и расходных материалов (с указанием перечня мягкого инвентаря, их стоимости, количества, срок носки); расчет расходов материалов для аптечки (с указанием наименования, их количество, цены, стоимости расходов на 1 воспитанника); перечень материалов на хозяйственные нужды, перечень мелкого хозяйственного инвентаря, перечень оборудования, перечень затрат на присмотр и уход за ребенком, в том числе с учетом посещаемости 80%.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание что методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, содержащиеся в письме Министерства образования и науки РФ от 01.10.13 г. № 08-1408, носят рекомендательный характер принятия комплекса нормативных правовых актов, определяющих порядки расчетов объемов требуемого финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и создания условий для присмотра и ухода и установления компенсации части родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей), при этом ФЗ «Об образовании», иные законы и нормативно-правовые акты не содержат императивных норм, которые бы обязывали учредителя дошкольного учреждения издать, принять нормативный правовой акт, утверждающий методику расчета родительской платы, согласно приведенному расчету, при этом из представленного суду расчета размера родительской платы в дошкольном образовательном учреждении на 2014 год, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в соответствии с которым размер родительской платы составляет за один день в группах с десятичасовым пребыванием – 72 рубля, за день в группах с двенадцатичасовым пребыванием – 86 рублей, следует, что произведенный расчет размера родительской платы не противоречит положениям ФЗ «Об образовании», Конституции РФ, Методики расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях, содержащиеся в письме Министерства образования и науки РФ от 01.10.13 г. № 08-1408, иным законам и нормативно-правовым актам, размер родительской платы установлен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 27.02.14 г. № 66 «Об установлении среднего размера платы, взимаемый с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Чувашской республики и Муниципальных образовательных организациях на 2014 год», в связи с чем суд приходит к выводу, что п. 1 постановления администрации г. Новочебоксарск ЧР от 28.02.14 г. за № 73 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР от 16.08.13 г. за № 407 «Об установлении родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в редакции, изложенной постановлением администрации г. Новочебоксарск ЧР от 24.01.14 г. за № 15 соответствуют действующему законодательству и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
В соответствии с п. 8 ст. 37.1 Устава г. Новочебоксарск ЧР к полномочиям администрации города отнесено осуществление управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в порядке, определяемом решениями Новочебоксарского городского Собрания депутатов.
Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.10.13 г. № С51-1 утвержден порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Новочебоксарск ЧР, согласно которому функции и полномочия учредителя предприятий и учреждений осуществляет администрация г. Новочебоксарск ЧР, за исключением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР, Контрольно-счетного органа г. Новочебоксарск ЧР и подведомственных Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов ЧР учреждений, в случае создания таковых (п. 5 ст. 3 раздела 2).
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03 г. по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч. 6 ст. 43 ФЗ 131-ФЗ от 06.10.03 г.).
Руководствовался нормами федерального законодательства, в частности норм Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об образовании", а также положениями Устава г. Новочебоксарск ЧР суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором постановление принято компетентным органом в пределах имеющихся у него полномочий и отвечает всем признакам нормативного правового акта.
При этом суд принимает во внимании, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 26 Устава г. Новочебоксарск ЧР к исключительной компетенции Новочебоксарского городского Собрания депутатов отнесено лишь определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а так же об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнении работ, за исключением случаев, предусмотренными Федеральным законами, а не установление самих тарифов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
решил:
В удовлетворении заявления прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункта 1 постановления администрации г. Новочебоксарск ЧР от 28 февраля 2014 года за № 73 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новочебоксарск ЧР от 16 августа 2013 года за № 407 «Об установлении родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г. Новочебоксарск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в редакции, изложенной постановлением администрации г. Новочебоксарск ЧР от 24 января 2014 года за № 15 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Новочебоксарский городской суд ЧР.
Судья Е.В. Кольцова
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2014 года