ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1004/20 от 16.09.2020 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2020 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре Бакшеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1004/2020 по иску Данилова Андрея Николаевича к Управлению Росгвардии по Иркутской области об оспаривании решения жилищной комиссии, восстановлении на учете,

УСТАНОВИЛ:

Данилов А.Н. обратился в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению Росгвардии по Иркутской области, в обоснование иска указал, что с 29.07.2016 по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел РФ, и в войсках национальной гвардии РФ.

05.10.2012 истец был принят на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека

22.11.2019 решением заседания жилищной комиссии было принято решение о снятии истца с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с обеспеченностью истца общей площадью 30,62 кв. м. При расчете уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений Жилищной комиссий приняты в расчет жилые помещения, принадлежащие <ФИО>11 - матери Административного истца, по следующим адресам: <адрес>

Истец и его мать не проживают совместно уже много лет, членами одной семьи на момент подачи заявления с целью жилищного обеспечения уже не являлись, как в 2002 году, так и не являлись таковыми на дату заседания комиссии 05.10.2012.

Административный истец добровольно снялся с регистрационного учета по адресу: г.Усолье-Сибирское (на тот момент он уже проходил службу в городе Иркутске) и зарегистрировался по новому месту жительства сначала в предоставленном общежитии, затем в квартире по адресу: <адрес>. В связи с чем, указанные его действия направлены на утрату права проживания в жилом помещении.

Полагал, что в случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, прекращается независимо от того, что в момент приватизации спорного жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Истец выехал в связи с работой, вывез свои вещи, вступил в брак, развелся, на момент принятия оспариваемого решения проживал с новой семьей в другом жилом помещении.

Полагал, вывод ответчика о сохранении у истца права постоянного бессрочного пользования жилым помещением по адресу: Иркутская область, <адрес> не обоснован.

Даниловой В.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: Иркутская область, г<адрес> В силу ст.288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение на любом законном основании.

Согласно пункту «г» пункта 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующим сведениям, указанным в заилении и предоставленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты. Однако ответчиком не обосновано снят с учета для получения единовременной выплаты истец.

На основании изложенного, просил суд признать недействительным решение заседания жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Иркутской области от 22.11.2019, оформленное протоколом №18; признать его право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья с даты подачи жилья (21.08.2012).

В судебное заседание истец Данилов А.Н. доводы иска в измененной редакции поддержал, настаивал на его удовлетворении. По существу дополнительно пояснил, что на момент 2012 года, когда приняли на учет и до 2018 году его регистрация не менялась. Договор на передачу квартиры в собственность, им указывался в заявлении при постановке на учет в 2012 году. Ответчик знал и видел из документов, что он зарегистрирован в квартире матери, в г. Усолье-Сибирское, но ее в расчет не принимал, принимали во внимание только долю квартиры супруги. В мае 2019 в связи с его разводом им было предоставлено свидетельство о разводе, поскольку изменился его состав семьи. Жилищной комиссией его учетное дело было рассмотрено в конце июля 2019 и направлено для согласования в Москву, затем в ноябре 2019 на заседании комиссии его сняли с учета.

Представитель истца Соколов П.С., действующий на основании заявления, доводы иска в измененной редакции поддержал, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика Управление Росгвардии по Иркутской области Чеснокова А.Э., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменные возражения. Дополнительно пояснила, что истец является членом семьи собственника двух жилых помещений и в совокупности данные жилые помещения делают невозможным получение ЕСВ.

В судебном заседании установлено, что Данилов А.Н. с 29.07.2001 по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел РФ и в войсках национальной гвардии РФ, общий стаж службы на 26.09.2019 составлял 20 лет 6 месяца 7 дней в календарном исчислении.

Данилов А.Н. принят на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека (он, жена, сын), 05.10.2012. При этом учтено, что он с женой проживает в квартире по адресу : <адрес> жене принадлежит ? доля (11,23 кв.м.). Расчет площади жилого помещения, положенной на данную семью составил (3*18)-11,23=42,77 кв.м.

Из выписки из протокола №12 от 01.12.2017 комиссией Управления Росгвардии по Иркутской области установлено принять на учет очередников признанных в качестве нуждающихся в жилом помещении и перешедших на службу в Управление Росгвардии по Иркутской области. При этом учтено, что он, жена и сын проживают в квартире по адресу : <адрес>, указанная квартира принадлежит на праве собственности матери Даниловой В.А. Жене принадлежит ? доля (11,23 кв.м.) квартиры по адресу <адрес>. Расчет площади жилого помещения, положенной на данную семью составил (3*18)-11,23=42,77 кв.м.

Согласно выписке из протокола №9 от 31.05.2019 комиссией Управления Росгвардии по Иркутской области внесены изменения в учетное дело по составу семьи Данилова А.Н. в связи с разводом на получение ЕСВ с семьей 1 человек =33 кв.м.

Решением от 22.11.2019, оформленным протоколом №18 комиссией Управления Росгвардии по Иркутской области со ссылкой на п.п. г п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, истец с составом семьи 1 чел снят с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. Указано, что уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений истца составил: 14,97кв.м+15,56кв.м.=30,62кв.м.

В решении указано, что истец с 09.07.1995 по 14.04.2015 зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. Жилое помещение получено матерью Данилова А.Н. - <ФИО>12 от администрации г.Усолье-Сибирское на основании ордера от И августа 1999 ода серия АТ № 3437. Нанимателем по ордеру является мать <ФИО>13 вместе с нанимателем в ордер вписаны 3 человека: дочь - <ФИО>14 дочь - <ФИО>15 и сын - <ФИО>16 За истцом сохранилось право постоянного бессрочного пользования жилым помещением по адресу: Иркутская область, <адрес>, и обеспеченность жильем истца в данной квартире составляет: 62,59 кв.м.: 4 чел. = 15,65 кв.м., на одного члена семьи.

С 22.04.2015 истец зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью -44,90 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, где зарегистрированы еще 2 человека: <ФИО>17 (бывшая супруга, сын). Вышеуказанная квартира на основании договора купли-продажи от 4 августа 2005 года принадлежит матери заявителя <ФИО>18 Обеспеченность Данилова А.Н. в жилом помещении: расположенном по адресу: <адрес> составляет: 44,9 кв.м. : 3 чел. = 14,97 кв. м.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма предусмотрена ч. 1 ст. 7 указанного федерального закона и составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из одного человек (п. 1 ч. 1 ст. 7).

Частью 4 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В соответствии с п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Статьей 19 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что бывший член семьи собственника жилого помещения, отказавшийся от участия в его приватизации, имеет самостоятельное право пользования данным жилым помещением, не зависящее от семейных отношений с собственником. Данное право не является пожизненным и безусловным; в случае выезда бывшего члена семьи собственника на другое постоянное место жительства на основании ст. 83 ЖК РФ (применяемой по аналогии) он может быть признан утратившим право пользования жилым помещением.

Судом установлено, что истец с 17.04.2015 снялся с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>, от участия в приватизации которого отказался, с 2012 года (момента постановке на учет) фактически в указанном жилом помещении не проживал, проживал с женой, в квартире, принадлежащей жене, а затем в квартире матери в ином населенном пункте, тем самым отказался от права пользования указанным жилым помещением.

Таким образом, правовых оснований для выводов о сохранении права постоянного бессрочного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и как следствие обеспеченности жильем истца в данной квартире у ответчика не имелось.

При этом, судом установлено, что при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, как 2012 году так и в 2017 году при переходе из МВД в Росгвардию, сведениями о регистрации истца в квартире, принадлежащей матери истца по адресу: <адрес> 10 ответчик располагал, как располагал и сведениями о том, что истец отказался от права на участие в приватизации, указанной квартиры, однако ответчиком при оценке уровня обеспеченности истца жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная квартира в расчет принята не была, а поэтому вывод ответчика о том, что выявлены сведения не соответствующие сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, не может являться основанием для снятия истца с учета для получения единовременной выплаты.

Также суду не представлены достоверные доказательства того, что ответчик выявил сведения, не соответствующие сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, а также иных сведений, свидетельствующих об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что обеспеченность Данилова А.Н. в жилом помещении: расположенном по адресу: <адрес> составляет: 44,9 кв.м. : 3 чел. = 14,97 кв. м., что менее нормы, установленной п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Учитывая, что Данилов И.В. имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, то истец относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, решение жилищной комиссией ответчика от 22.11.2019, оформленное протоколом №18 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья Данилова И.В. с составом семьи 1 человека подлежит признанию незаконным, с возложением на ответчика обязанности по восстановлению на учете истца с составом семьи 1 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, с момента постановки на учет.

Поскольку право истца на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья основано на положениях Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а механизм реализации права отнесен к исключительной компетенции жилищной комиссии ответчика, то у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Данилова Андрея Николаевича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Иркутской области от 22.11.2019, оформленное протоколом №18 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья Данилова Андрея Николаевича с составом семьи 1 человек.

Обязать Управление Росгвардии по Иркутской области восстановить Данилова Андрея Николаевича с составом семьи 1 человек на учете в Управлении Росгвардии по Иркутской области для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, с момента постановки на учет.

В удовлетворении исковых требований Данилова Андрея Николаевича к Управлению Росгвардии по Иркутской области о признании его права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья с даты подачи жилья (21.08.2012), отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 16.10.2020

Председательствующий: Т.Н. Глухова