ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1004/2014 от 24.06.2014 Амурского городского суда (Хабаровский край)

  №

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 <адрес> край ДД.ММ.ГГГГ

 Амурский городской суд <адрес>

 в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,

 при секретаре Дроновой М.Ю.,

 с участием прокурора Баженовой Ю.В.,

 представителя ответчика Гончаровой Ю.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес> края гражданское дело по иску Амурского городского прокурора в интересах муниципального образования – городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> к администрации городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> об обязании зарегистрировать право собственности на объекты недвижимого имущества,

 УСТАНОВИЛ:

 Амурский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах муниципального образования – городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес>, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения требований действующего законодательства в части регистрации прав собственности на объекты недвижимости электроснабжения, переданные Амурским муниципальным районом в собственность городского поселения «<адрес>», установлено, что на 35 объектов – линии электропередач уличного освещения, право собственности городского поселения «<адрес>» на объекты недвижимости не оформлено, в связи с чем, законно владеть, пользоваться и распоряжаться данными объектами недвижимости муниципальное образование – городское поселение «<адрес>» не может.

 ДД.ММ.ГГГГ главе городского поселения «<адрес>» было вынесено представление. В настоящее время право собственности ни на один объект из 35 объектов не оформлено.

 Непринятие администрацией города мер по государственной регистрации указанных объектов недвижимости нарушает законное право муниципального образования по владению, пользованию и распоряжению таковыми; не сможет получать в бюджет доходы от использования указанных объектов.

 Просит обязать администрацию городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на 35 объектов недвижимого имущества, указанных в исковом заявлении.

 В ходе судебного разбирательства прокурор на исковых требованиях настаивал, уточнив срок, в течение которого ответчик должен совершить вышеуказанные действия, а именно, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 Представитель ответчика Гончарова Ю.И., действующая на основании доверенности № от 16.10.2013, с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что администрация городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> признает исковые требования в полном объеме; порядок и последствия признания иска им разъяснены и понятны, о чем представлено письменное заявление.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела и письменные доказательства, представленные сторонами, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам:

 Как следует из копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе серии 27 № 001783073, о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 № 001784147, о государственной регистрации Устава муниципального образования, Устава, копии распоряжения № от 23.09.2013, копии постановления № от 18.09.2013, Положения об администрации городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес>, администрация городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> является действующим юридическим лицом, зарегистрированном в соответствии с требованиями закона, присвоен ОГРН 1052740062649 от 13.02.2009, ГРН 2092706001870, ИНН/КПП 2706026117/270601001. Главой указанного муниципального образования является Редькин Б.П.

 В соответствии с частями 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

 Представитель ответчика Гончарова Ю.И. представила суду письменное заявление о признании иска. Порядок и последствия признания иска, и возможность его удовлетворения, судом ей разъяснены и понятны. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его, судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Вместе с тем, полномочия Гончаровой Ю.И., отраженные в доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заключены в следующем: имеет право представлять интересы администрации и представительствовать в судах общей юрисдикции со всеми правами сторон по делу, которые предоставлены законом истцу, ответчику и третьим лицам, без права, в том числе, на признание иска.

 Таким образом, суд не может принять признание иска, выраженное представителем ответчика Гончаровой Ю.И., поскольку таким полномочием представитель ответчика не обладает.

 В судебном заседании письменными доказательствами установлено следующее:

 Согласно постановлению главы Амурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества участка «Горсвет», передаваемого в собственность городского поселения «<адрес>» по акту приема-передачи в собственность городского поселения «<адрес>» переданы линии электропередач уличного освещения в количестве 35 объектов.

 Амурским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ № главе городского поселения «<адрес>» было внесено представление. Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В настоящее время право собственности ни на один из 35 объектов не оформлено, доказательств обратного материалы дела не содержат, ответной стороной не представлено.

 Согласно ст. 18 Устава городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> (далее - Устава), принятого решением Совета депутатов городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 17, структуру органов местного самоуправления составляют Совет депутатов, глава городского поселения, администрация городского поселения (исполнительно-распорядительный орган городского поселения), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В соответствии со ст. 34 Устава, администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии со статьей 5 настоящего устава в интересах населения городского поселения.

 Согласно п. 3 ч.1 ст.5 Устава к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

 Как следует из ответа № от 11.04.2014, копии свидетельства о государственной регистрации права от 01.11.2013, сообщения об изготовлении технических планов б/н от 25.10.2013, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на воздушную линию 10 кВ для электроснабжения базы технического оборудования протяженностью 430 м. Проведена инвентаризация и ведется постановка на кадастровый учет воздушной линии 6 кВ для электроснабжения Насосной 1-го подъема. ДД.ММ.ГГГГ в КГУП «<адрес>инвентаризация» направлена заявка на проведение работ по инвентаризации объектов – линии электропередач уличного освещения в количестве 35 штук; ведется работа по инвентаризации и постановке на кадастровый учет линии электропередач с целью дальнейшей регистрации права собственности на вышеуказанные объекты за городским поселением «<адрес>».

 В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

 Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

 Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

 В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

 Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество,  правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (Федеральный закон от 21.07Л 997 № 122-ФЗ вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ года).

 Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

 В случае если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 В целях организации электроснабжения в городском поселении «<адрес>», Амурский муниципальный район передал в собственность городскому поселению «<адрес>» недвижимые объекты - линии электропередач уличного освещения (35 объектов).

 Согласно п. 3 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-Ф3, к вопросам местного значения поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

 В силу вышеуказанной нормы федерального закона, администрация городского поселения «<адрес>» может владеть, пользоваться и распоряжаться только имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 В связи с тем, что право собственности городского поселения «<адрес>» на указанные линии электропередач уличного освещения в количестве 35 штук не оформлено, владеть, пользоваться и распоряжаться данными объектами недвижимости муниципальное образование - городское поселение «<адрес>», законно не может.

 Согласно ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-Ф3, экономическую основу местного самоуправления составляет в том числе, находящееся в муниципальной собственности имущество. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

 В связи с тем, что администрацией не оформлено право собственности на линии электропередач уличного освещения, Амурским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ № главе городского поселения «<адрес>» было внесено представление.

 Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

 Непринятие администрацией города мер по государственной регистрации, переданных в собственность городского поселения «<адрес>» недвижимых объектов линий электропередач уличного освещения, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, нарушает законное право муниципального образования - городского поселения «<адрес>» по владению, пользованию и распоряжению вышеуказанными объектами (п.З чЛ ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года№131-ФЗ).

 Также, согласно абз. ч.4 ст. 20 Бюджетного Кодекса РФ, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов является, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

 Согласно абз.2 ст. 62 Бюджетного Кодекса РФ, неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

 На основании ч.З ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-Ф3, доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

 Соответственно, муниципальное образование - городское поселение «<адрес>» не сможет получать в бюджет доходы от использования вышеуказанных недвижимых объектов (линий электропередач), так как не зарегистрировано право собственности в установленном законом порядке.

 В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

 В соответствие с п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Поскольку в судебном заседании установлено, и не отрицалось ответчиком (доказательств такового суду не представлено), что администрацией городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> в установленном законом порядке не зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, Амурский городской прокурор, в интересах указанного муниципального образования правомерно обратился в Амурский городской суд <адрес> с указанным иском.

 При таких фактических обстоятельствах, установленных судом, суд считает необходимым исковые требования Амурского прокурора подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 В соответствии с ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Амурского городского прокурора в интересах муниципального образования – городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес> удовлетворить.

 Обязать администрацию городского поселения «<адрес>» Амурского муниципального района <адрес>, в срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,   зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на следующие объекты недвижимого имущества:

 1. Ул.о ВЛ0.4ТП76 – школа, 3320 м

 2. Ул.о ВЛ0.4ЦРП1 – больница,320 м

 3. Ул.о ВЛ0.4ТП39 – Комсом 1-15,675 м

 4. Ул.о ВЛ0.4ТП16– вн.дв.180,КЛ10м

 5. Ул.о ВЛ0.4ТП4 – Лесн. 600м, КЛ10м

 6. Ул.о ВЛ0.4ТП50 – Ком. Площ.,650м

 7. Ул.о ВЛ0.4ЦРП8 – Стр. 1200м, КЛ 100

 8. Ул.о ВЛ0.4ТП51 – Мира л.с.,900м

 9. Ул.о ВЛ0.4ТП41 – Спорткомплекс,500м

 10. Ул.о.ВЛ0.4ТП23 - Стр.шЗ, 900мКЛ30

 11. Ул.о.ВЛ0.4ТП51 - Мира 900м, КЛ 30м

 12. Ул.о.ВЛ0.4КТПН7 - Инд.пос, 2773 м

 13. Ул.о.ВЛ0.4КТПН6 - Инд.пос, 3269м -

 14. Ул.о.ВЛ0.4ТП 19-Школа350м., КЛ 15м

 15. Ул.о.ВЛ0.4ЦРП2 - Пионерская 1650м, КЛ25

 16. Ул.о.ВЛ0.4ТП58 - Победы 1800м, КЛ30м

 17. Ул.о.ВЛ0.4ТП35 - Стр. 1220м, КЛ200

 18. Ул.о.ВЛ0.4ТП52 - Ком 18 600м, КЛ30

 19. Ул.о.ВЛ0.4ТП 18 - Амуре. 950м, КЛ 10

 20. Ул.о.ВЛ0.4ТП39-Комс.-площ., 725м

 21. Ул.о.ВЛ0.4ТП25 - Амур. 1120м, КЛ10

 22.Ул.о.ВЛ0.4ТП39 - Комс.2-10725м

 23. Ул.о.ВЛ0.4ТП146 - Мира 1400 м, КЛ20

 24. Ул.о.ВЛ0.4ТП93 - школа 8 600 м

 25. Ул.о.ВЛ0.4ТП51-Школа 5 300м

 26. Ул.о.ВЛ0.4ТГ124-Мира вн.<адрес>м

 27. Ул.о.ВЛ0.4ТП48 внут.дв. 300м

 28. Ул.о.ВЛ0.4ТП9-МирКВС 960м, КЛ65

 29. Ул.о.ВЛ0.4ТП26 - Стр. 1120м, КЛ60м

 30. Ул.о.ВЛ0.4ЦРП5-Октяб.560м, КЛ20

 31. Ул.о. ВЛ0.4ТП81 -Комс 1200м, КЛ150

 32. Ул.о.ВЛ0.4ЦРП5-Октяб1470м,КЛ25

 33. Ул.о.ВЛ0.4ТП63-Шк7ж/м600м, КЛ25

 34. Ул.о.ВЛ0.4ЦРП5 - Октяб 1780м, КЛ25

 35. Ул.о.ВЛ0.4Прох.ЦКК-Кольцо 350м

 В соответствии с ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

 Копию решения в течение пяти дней со дня его вынесения направить сторонам.

 Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения, с ДД.ММ.ГГГГ года.

 Председательствующий Н.В. Хасанова