Дело № 2-1004/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Переяславка 16 ноября 2016 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Сметанникова А.Н.,
с участием:
помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1,
представителя ответчика ОМВД Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края, УМВД Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФИО2,
представителя ответчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» ФИО3,
при секретаре Глазыриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, об устранении нарушений специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, санитарных правил в изоляторе временного содержания ОМВД России по району имени Лазо,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» (далее – ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю»), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – УМВД России по Хабаровскому краю) об устранении нарушений санитарных правил в изоляторе временного содержания ОМВД России по району имени Лазо (далее – ИВС ОМВД России по району имени Лазо) мотивируя исковое заявление тем, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения законодательства в местах содержания обвиняемых (подозреваемых) в ИВС ОМВД России по району имени Лазо, расположенного по адресу: <адрес> установлены следующие факты нарушения законодательства: 1) отсутствие в штате сотрудников ИВС ОМВД России специально обученного лица, осуществляющего санитарную обработку в дезинфицирующей камере; 2) не установлены в помещениях для производства следственных действий в комнатах № № от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60х5 мм с размером ячеек 200х100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; 3) лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту не ограждены металлической сеткой. В ходе проверки установлено, что дезинфектор знаниями по устройству и принцип работы дезинфицирующей камерой не обучен, отсутствует документальное подтверждение данного факта. Устранения нарушений, изложенных в п.п. 2,3 необходимо для воспрепятствования побега из изолятора временного содержания, а также безопасности содержания обвиняемых и подозреваемых при перемещении в помещении ИВС, безопасности проводимых следственных действий с лицами, имеющими процессуальный статус по уголовным делам (защитник, потерпевший, свидетель, следователь). До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, подлежат устранению и приведению в соответствие с требованиями Закона. Просит устранить нарушения санитарных правил в ИВС ОМВД Росси по району имени Лазо: утвердить в штатном расписании сотрудников ИВС ОМВД России специально обученное лицо, которое осуществляет санитарную обработку в дезинфицирующей камере; установить в помещениях для производства следственных действий в комнатах № № от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60х5 мм с размером ячеек 200х100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту оградить металлической сеткой.
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края (далее – ОМВД России по району имени Лазо).
В судебном заседании помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1, представил заявление об уточнении исковых требований согласно которому, просил обязать УМВД России по Хабаровскому краю, ОМВД России по району имени Лазо и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» установить в помещениях для производства следственных действий в комнатах № № от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60х5 мм с размером ячеек 200х100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту оградить металлической сеткой, дополнив в судебном заседании, что указанные действия просит обязать выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части требований отказался.
Определением суда, указанное заявление принято, как и принят отказ от части заявленных ранее исковых требований.
Представитель ответчика ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился, указав, что работа ответчиком ведется, на ДД.ММ.ГГГГ год запланированы денежные средства для их выполнения, но с учетом необходимости выполнения ряда мероприятий, срок выполнения (устранения выявленных нарушений) работ в ИВС ОМВД по району имени Лазо, необходим до ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края, УМВД России по Хабаровскому краю ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в результате ведомственного контроля указанные в иске нарушения были выявлены комиссией ОМВД Росси в ДД.ММ.ГГГГ года. С целью устранения указанных нарушений в службу тыла УМВД России по Хабаровскому краю и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по хабаровскому краю» были направлены соответствующие заявки. Согласно полученных ответов заявки ОМВД по району имени Лазо по дополнительному оснащению ИВС будут рассмотрены и учтены при планировании работ по капитальному ремонту объектов УМВД России по Хабаровскому краю в ДД.ММ.ГГГГ году. Кроме того, устранение выявленных нарушений не зависит от воли ОМВД России по району имени Лазо, а обусловлено не доведением в полном объеме необходимых лимитов бюджетных обязательств, ввиду имеющегося экономического кризиса, оптимизацией бюджета МВД России. Просил отказать в исковых требованиях прокурора района имени Лазо Хабаровского края.
УМВД России по Хабаровскому краю согласно ранее представленного отзыва на исковое заявление просили в исковых требованиях прокурора отказать (полный текст отзыва на л.д. 51-58), мотивируя тем, что Согласно п.п. 20-22 Типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 21.04.2011 № 222, территориальный орган является юридическим лицом, получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; за территориальным органом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество. Согласно пп. 32, 33 п. 17 указанного Типового положения начальник территориального органа на районном уровне осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении территориального органа; обеспечивает эффективное использование бюджетных ассигнований; обеспечивает соблюдение требований и нормативов по инженерно-техническому укреплению объектов, используемых территориальным органом. Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 19 июля 2011 года № 1025 утверждено Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо. ОМВД России по району имени Лазо, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел (п. 13 Положения): обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (пп. 19 п. 13 Положения); является получателем бюджетных ассигнований, администратором доходов иных бюджетов бюджетной системы; осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных служб, отделов и подразделений; обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, находящихся в пользовании; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пп. 39 п. 13 Положения). ОМВД России по району имени Лазо в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении ОМВД России по району имени Лазо (пп. 4 п. 14 Положения). Начальник ОМВД России по району имени Лазо в соответствии с законодательством Российской Федерации: распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями ОМВД России по району имени Лазо (пп. 29 п. 20 Положения); осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении ОМВД России но району имени Лазо; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований (пп. 31 п. 20 Положения); организует и обеспечивает меры противопожарной безопасности, осуществляет надлежащий контроль за соблюдением. техники противопожарной безопасности подчинённым личным составом (работниками) ОМВД России по району имени Лазо (пп. 37 п. 20 Положения). За ОМВД России по району имени Лазо в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (п. 24 Положения). Финансовое и материально-техническое обеспечение ОМВД России по району имени Лазо осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (п. 26 Положения). Также согласно пунктам. 2, 3, 23 этого же Положения ОМВД России по району имени Лазо является территориальным органом МВД России на районном уровне и осуществляет свою служебную деятельность на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края, является юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в суде. В соответствии с приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 18 марта 2013 г. № 260 «О взаимодействии ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю» и подчиненных территориальных органов МВД России» начальники тыла подчиненных территориальных органов МВД России ежегодно в срок до 01 октября обязаны предоставлять заявки на следующий год в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю» на приобретение товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг (п. 2 Приказа). В соответствии с. Уставом федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», утвержденным приказом МВД России от 30 марта 2012 года № 2543, Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имеет лицевые счета в валюте Российской Федерации, открытые в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, обладает закрепленным на праве оперативного управления имуществом, имеет круглую печать установленного образца со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием, символику и другие средства индивидуальной идентификации (п. 15 Устава). Учреждение осуществляет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Учреждения и реализацию возложенных на него функций; является получателем и распорядителем средств федерального бюджета. Функции распорядителя средств федерального бюджета осуществляет при финансировании подведомственных ему получателей средств федерального бюджета (филиалов); заключает договоры, приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, от собственного имени выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (пункт 16-19 Устава). Учреждение создано в целях хозяйственного, вещевого, социально-бытового и транспортного обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне; организации эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе Учреждения, и технического контроля за его состоянием; обеспечением пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России (пункт 21 Устава). Предметом и одним из видов деятельности, осуществляемых Учреждением за счет средств федерального бюджета, является организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе Учреждения, и технический контроль за его состоянием (пункт 22.2. Устава). Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности. Источниками финансового обеспечения Учреждения являются средства федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходование бюджетных средств осуществляется Учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой (пункт 32-34 Устава). Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 24 апреля 2013 года № 398 утверждено Положение об отделе организации тылового обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю. В соответствии с данным Положением ООТО в структуру Отдела входит (п. 4 Положения ООТО) отделение организации капитального строительства и капитального ремонта (ООКС), основными задачами которого являются (п. 12 Положения ООТО): организация и проведение капитального строительства и ремонта зданий и сооружений подразделений УМВД России по Хабаровскому кpaю в установленном законом порядке. Одной из основных функции и полномочий отделения является проведение реконструкций, капитальных ремонтов объектов, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Хабаровскому краю (п. 32 Положения ООТО), в котором речь идет только об объектах, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Хабаровскому краю, а не подчиненных территориальных органов. Из указанных функций видно, что деятельность ООКС осуществляет в основном в отношении подразделений, входящих в УМВД России по Хабаровскому краю или самого управления в целом. Лишь некоторые функции распространяются на подчиненные территориальные органы МВД России и сводятся лишь к оказанию помощи подчиненным территориальным органам МВД России, не снимая с них обязанности по их самостоятельному осуществлению. Из этого также следует, что ОМВД России по району имени Лазо самостоятельно осуществляет свое полномочие по обеспечению в соответствии с законодательством РФ содержания лиц, находящихся в ИВС ОМВД России по району имени Лазо. ИВС ОМВД России по району имени Лазо является подразделением полиции и финансируется за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а таким органом в соответствии с п. 1 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248, является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Предъявленные прокурором района имени Лазо исковые требования не относятся к компетенции УМВД России по Хабаровскому краю, следовательно, УМВД России Хабаровскому краю не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
В соответствии с требованиями Приказа МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту ограждаются металлической сеткой (п.6.2), в помещениях для производства следственных действий от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15мм и поперечных полос сечением 60х5 мм размером ячеек 200х100 мм. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа (п. 6.22.1).
Согласно акту обследования технической укрепленности противопробеговых устройств, противопожарного и санитарного состояния изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по району имени Лазо, утвержденного начальником ОМВД России по району имени Лазо ДД.ММ.ГГГГ; акту по результатам проверки ИВС ОМВД России по району имени Лазо, прошедшей в период с ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 6.2, 6.22.1 требования Приказа МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в ИВС по району имени Лазо не соблюдены.
В судебном заседании факт того, что нарушения п. 6.2, 6.22.1 названных требований имеют место быть, сторонами не оспаривались и подтверждается материалами гражданского дела, в том числе перепиской ОМВД, УМВД, ФКУ «ЦХиСО», рапортами, заявкой об изготовлении и установке металлоконструкций с приложенными к ней документами.
Вместе с тем, доводы представителя ОМВД и УМВД ФИО2, в части отсутствия у прокурора права обращения с данными требованиями, так как деятельность ИВС регламентируется внутренними приказами ОВД, суд считает не состоятельными, как и иные доводы, в части несогласия в требованиями прокурора, по следующим основаниям.
Приказом об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности ИВС, утверждены данные технические требования, закрепленные в СНИП, для их дальнейшего исполнения в системе ОМВД.
Устранение указанных нарушений необходимо для воспрепятствования побега из изолятора временного содержания, безопасности содержания обвиняемых и подозреваемых при перемещении в помещении ИВС, безопасности проводимых следственных действий с лицами, имеющими процессуальный статус по уголовным делам, и как следствие, могут нарушать права и интересы неопределенного круга лиц, при этом, данные отношения регулируются Законодательством Российской Федерации, имеют особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из информационного письма Министерства Внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, распоряжением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ № № Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо передано в оперативное управление, в том числе, нежилое помещение – изолятор временного содержания. Акт приема – передачи объектов нефинансовых активов датирован ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанным распоряжением ОМВД России по району имени Лазо осуществило государственную регистрацию нежилого здания изолятора временного содержания, расположенного по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...> с правом оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из Приказа Управления Внутренних дел Российской Федерации от 19.07.2011 № 1025 «Об утверждении положения об отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо» следует, что ОМВД России по району имени Лазо является получателем бюджетных ассигнований, администратором доходов иных бюджетов бюджетной системы; осуществляет материально - техническое обеспечение подчиненных служб, отделов, подразделений (п. 38); осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении (п. 31).
Как установлено в судебном заседании, здание ИВС ОМВД России по району имени Лазо, находящееся по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...>, передано в оперативное управление ОМВД России по району имени Лазо, поэтому оно обязано выполнять специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
В уставе ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», утвержденном приказом МВД России от 30.03.2012 № 254, указано, что оно является юридическим лицом, его предметом и видами деятельности является, в том числе и организация эксплуатации и содержания недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России и технический контроль за их состоянием. Источниками финансового обеспечения Учреждения являются средства федерального бюджета. Расходование бюджетных средств осуществляется Учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой.
Таким образом, обязанность устранить нарушения требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, допущенные в ИВС ОМВД России по району имени Лазо, необходимо возложить на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края и на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», поскольку они обязаны совместно разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков и провести соответствующие работы, которые подлежат финансированию из федерального бюджета. При этом срок, исполнения устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает разумным и в данной части требований, также подлежащим удовлетворению.
В удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края об устранении нарушений специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, санитарных правил в изоляторе временного содержания ОМВД России по району имени Лазо – удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» и Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края в срок до 31.12.2017 устранить имеющиеся в здании изолятора временного содержания, находящегося по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...>, нарушения: установить в помещениях для производства следственных действий в комнатах № № от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60х5 мм с размером ячеек 200х100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту оградить металлической сеткой.
В удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия мотивированного решения судом – 21.11.2016.
Судья А.Н. Сметанников.