Дело №
47RS0№-09
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года <адрес>
Всеволожский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Мегафон» о расторжении договора, обязании перенести абонентский номер
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Мегафон» о расторжении договора, обязании перенести абонентский номер.
В обосновании своих заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ПАО «Мегафон» заключен договор об оказании услуг №, в соответствии с которым ему был предоставлен в пользование абонентский номер + <***>, тарифный план «Включайся! Смотри». ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика им подано заявление о переносе абонентского номера + <***> от оператора «Мегафон» к оператору «МТС», однако перенос не был осуществлен. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ПАО «МТС» с заявлением об одностороннем отказе от исполнения и расторжении абонентского договора с оператором ПАО «Мегафон» и перенесении абонентского номера + <***> в сеть оператора «МТС». ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ им были получены сообщение о невозможности переноса моего номера, так как ПАО «Мегафон» отклонил заявление на портацию. Позднее им в адрес ответчика подана претензия с требованиями о расторгнуть договор об оказании услуг №; компенсации расходов, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 16 000 рублей; выплате компенсации причиненного морального вреда в размере 25 000 рублей. В ответе на претензию от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявленных требований. Также истец указывает, что услугами ответчика не пользуется, однако абонентской плату ответчик продолжает начислять. С учетом излрженных обстоятельств просил: расторгнуть договор об оказании услуг №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «Мегафон»; обязать ПАО «Мегафон» перенести абонентский номер + <***> от оператора «Мегафон» к оператору «МТС»; взыскать с ответчика в пользу истца расходы, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 34 000 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию причиненного морального вреда в размере 25 000 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца стоимость абонентской платы за июнь и июль 2019 года в размере 525 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца штраф за отказ удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке в размере 50%.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом, ранее просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик ПАО Мегафон в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщило, представило письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просило в иске отказать.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о слушании по делу уведомлены надлежащим образом.
В соответствии ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ПАО «Мегафон» заключен договор об оказании услуг №, в соответствии с которым ему предоставлен в пользование абонентский номер + <***>, тарифный план «Включайся! Смотри».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с просьбой перенести абонентский номер + <***> от оператора «Мегафон» к оператору «МТС». Перевода номера не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ПАО «МТС» с заявлением об одностороннем отказе от исполнения и расторжении абонентского договора с оператором ПАО «Мегафон» и перенесении абонентского номера + <***> в сеть оператора «МТС».
Далее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено сообщение о невозможности переноса номера, так как ПАО «Мегафон» отклонило заявление на портацию.
Позднее истец направил ответчику претензию с требованиями: расторгнуть договор об оказании услуг №, компенсировать расходы, понесённые на оплату юридических услуг, в размере 16 000 рублей, выплатить компенсацию причиненного морального вреда в размере 25 000 рублей.
В ответе на претензию от ДД.ММ.ГГГГ в расторжении договора и в удовлетворении вытекающих требований, истцу отказано.
Статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии со ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Поскольку истец выразил волю на расторжение договора с ответчиком.
Требование истца о взыскании с ответчика стоимость абонентской платы за июнь и июль 2019 года в размере 525 рублей также подлежат удовлетворению, так как, выразив свою волю относительно расторжения договора истец не имел намерения пользоваться услугами ответчика, а следовательно, ответчик не в праве был производить начисление абонентской платы.
На основании ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Порядок оказания услуг телефонной связи, в том числе и вопросов, связанных с перенесением абонентских номеров от одного оператора к другому, регулируется Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила).
Указанными Правилами предусмотрено право абонента сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта Российской Федерации в случае перенесения абонентского номера.
В силу п. 140 Правил Перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий: заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера; отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил; получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором- донором и абонентом; получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер; получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 123 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера.
Согласно п. 142 Правил оператор-реципиент на 3-й день - для абонента - физического лица до даты начала оказания услуг оператором-реципиентом обязан уведомить абонента о предстоящем перенесении абонентского номера в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера или о невозможности осуществления перенесения абонентского номера с указанием нарушенных условий, предусмотренных пунктом 140 настоящих Правил. В случае невозможности перенесения абонентского номера права и обязанности по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному между абонентом и оператором-реципиентом, не возникают и договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи прекращает свое действие в части обязательств, связанных с оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера.
В силу п. 9 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ "О связи" при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик указал, что согласно п. 115 Правил абонент вправе сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта РФ в случае перенесения абонентского номера. В силу п. 4 Требований обмен сообщениями между операторами подвижной связи в процессе перенесения абонентского номера осуществляется в электронном виде через базу данных. Перечень сообщений и документов, передаваемых между оператором-реципиентом ПАО «МТС» и оператором- донором ПАО «МегаФон» через Центральную Базу Данных Переноса Номеров (ЦБДПН) для проверки возможности переноса (отсутствие блокировки номера, задолженности, корректные данные и т.д.). В силу п. 120 Правил Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к Оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II Правил. Пунктом 125 Правил предусмотрено, что в заявлении о перенесении абонентского номера указываются сведения, в том числе об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина).
ДД.ММ.ГГГГ от Абонента поступило заявление о перенесении абонентского номера от Оператора-донора к Оператору-реципиенту. Между Оператором-реципиентом и Абонентом был заключен договор об оказании услуг связи. Дата и время начала оказания услуг Оператором были назначены на 10 часов 08 минут "14" июня 2019 <адрес> в нарушение п. 125 Правил при подаче заявления Оператором-реципиентом о перенесении номера персональные данные Абонента не совпали с данными ПАО "МегаФон", в связи с чем, несовпадение данных не позволили перенести абонентский номер
в сеть Оператора-реципиента. После отказа в перенесении номера, Абонент обратился в ПАО "МегаФон" для изменения сведений, персональные данные были обновлены. После изменений персональных данных, абонент вновь обратился к Оператору- реципиенту для составления заявления на перенос абонентского номера. Заявки абонентом заводились ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 135 Правил, оператор - реципиент обязан не позднее дня, следующего за днем заключения договора, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера, направить оператору-донору (ПАО "МегаФон") сведения о заключении договора, между абонентом и оператором-реципиентом, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера.
Таким образом, в силу п. 135 Правил и Приложения № Требований, Оператор-реципиент обязан подать заявку на перенесение номера не позднее 2-х суток с даты с подачи абонентом заявления. Пунктом 20 Требований предусматривается, что в случаях, когда происходит технологический сбой процесса перенесения абонентского номера, приводящий к невозможности его продолжения, или при выявлении возможности ошибочного перенесения абонентского номера, указанный процесс завершается оператором базы данных и оператор-реципиент при необходимости осуществляет повторное инициирование процесса перенесения абонентского номера. При этом согласование с абонентом нового срока начала оказания услуг подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера осуществляется оператором-реципиентом, и повторная подача заявления абонентом не требуется.
Таким образом, только в случае технического сбоя или ошибочной подачи заявки на перенесение номера не требуется повторная подача заявления абонентом, соответственно, при получении Абонентом отказа от перенесения номера, процесс по данному заявлению Абонента считается завершенным. Для запуска нового процесса перенесения номера технологически требуется заведение повторной заявки Оператором-реципиентом и повторной подачи заявления Абонентом (нового заявления на перенесение номера).
В Приложении № Требований утвержден перечень причин для отказа в перенесении номера. Согласно строке 23 при несоответствии заявления пункту 135 Правил Оператор-реципиент обязан отказать в перенесении номера с кодами ошибок №, №:
Однако в нарушение п. п. 125 и 135 Правил, п. 20 Требований, Оператором-реципиентом были поданы заявки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на перенесение номера с приложением заявления от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. заявление, подписанное Абонентом, было датировано за пределами 2-х дневного срока с момента подачи заявки Оператором-реципиентом. При проверке актуальности заявления был выставлен отказ системой Центральной Базы Данных Переноса Номеров (ЦБДПН) по коду ошибки № - «Дата подачи заявления = дате регистрации заявки или на один день раньше»
Заявка от ДД.ММ.ГГГГ была отклонена по коду №, то есть дата написания заявления была исправлена на актуальную - ДД.ММ.ГГГГ, но дата портации осталась ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, дата портации к другому оператору не может быть ранее даты написания заявления.
Учитывая изложенной, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку со стороны истца были предприняты все необходимые от него меры для переноса абонентского номера.
Поскольку требования о расторжении договора и обязании перевести абонентский номер признаны законными, подлежат взысканию расходы истца по оплате абонентской платы. В размере 525 руб.,
Исходя из преамбулы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Для целей настоящего Закона под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Исходя из изложенного, учитывая причиненный моральный вред, компенсация за который предусмотрена статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», суд полагает возможным удовлетворить требование о взыскании суммы 5000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исходя из изложенного учитывая характер спора, количество судебных заседаний требования истца подлежат удовлетворению в размере 10 000 руб. за оказание юридических услуг.
В соответствии с пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 7 762 руб. за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Расторгнуть договор об оказании услуг № от 18.01.2015г., заключенный между ФИО1 и ПАО «Мегафон».
Обязать ПАО «Мегафон» перевести абонентский номер <***> мобильному оператору ПАО «МТС».
Взыскать с ПАО «Мегафон» в пользу ФИО1 расходы по оплате абонентской платы в размере 525 руб., расходы на оказание юридических услуг, в размере 10 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 7762 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ПАО «Мегафон» в доход бюджета Всеволожского муниципального района государственную пошлину в размере 600 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья –
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ