ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10050/2021 от 22.04.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Гражданское дело № 2-942/2022

УИД:66RS0001-01-2021-011019-48

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2022 года г. Екатеринбурга

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Ардашевой Е.С.,

при секретаре ФедунивойТ.Я.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО1 – <ФИО>3, действующего на основании устного ходатайства, представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области – <ФИО>4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №26 (далее по тексту - Управление) о признании решения незаконным,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в котором просила признать решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 (протокол № 243-Е/1 от 15.06.2021) незаконным в части отказа в компенсации расходов на изготовление и установку надгробного знака в сумме 209 000 рублей; обязать ответчика устранить допущенные в результате принятия решения нарушения прав и законных интересов истца путем принятия решения по вопросу компенсации расходов на погребение реабилитированного лица в части расходов на надгробный знак в сумме 209 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который при жизни был признан реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». 09 июня 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов на погребение супруга, в том числе, расходов на приобретение и установку надгробного знака в размере 290 000 рублей, к заявлению были приложены оригиналы квитанций. Длительное время после подачи заявления выплата компенсации расходов на погребение супруга не осуществлялась, только 17 сентября 2021 года после неоднократного личного обращения в Управление выплата компенсации расходов на погребение была переведена почтой России. 01 сентября 2021 года сотрудниками Управления было сообщено в устной форме, что к выплате назначено 121 106,41 рублей. Какие именно расходы были компенсированы, ей не сказали. Поскольку сумма выплаты в размере 121 106,41 рублей была существенно меньше суммы расходов на погребение, подлежащих компенсации, 01 сентября 2021 года истец обратилась в Управление с заявлением о разъяснении в какой части (в отношении каких расходов) и в какой сумме ей было отказано в выплате компенсации. 17 сентября 2021 года почтовым переводом истцом была получена компенсация расходов на погребение в размере 121 106,41 рублей. 20 сентября 2021 года истец обратилась в Управление за разъяснением в какой части (в отношении каких расходов) и в какой сумме ей было отказано в выплате компенсации. 30 сентября 2021 года истец получила почтовое отправление с ответом Управления от 21 сентября 2021 года № 06/854, согласно которого Управлением были компенсированы расходы на гроб, венок, церковный набор, подушку, услуги по погрузке гроба в транспортное средство, услуги по выгрузке гроба, гробовое свидетельство, услуги по рытью могилы, услуги по доставке гроба и других необходимых для погребения предметов, услуги катафального транспорта. Не подлежат компенсации расходы по квитанции № 018109 от 22 января 2021 года, поскольку данные расходы понесены после захоронения реабилитированного (26 декабря 2020 года) и не входят в гарантированный перечень услуг по погребению. Истец считает решение Управления об отказе в возмещении расходов на погребение реабилитированного по квитанции № 018109 от 22 января 2021 года в части расходов на изготовление и установку надгробного знака в сумме 209 000 рублей незаконным и нарушающим её права и законные интересы по получению установленной законом компенсации расходов на погребение реабилитированного.

Судом для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики по Свердловской области №15.

Истец, ее представитель, действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. В материалы дела представила письменный отзыв по доводам заявленного иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Суд установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ умер <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходившийся супругом ФИО1

При жизни <ФИО>1 признан реабилитированным лицом, как находившийся вместе с репрессированным по политическим мотивам отцом на спецпоселении.

09 июня 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов на погребение супруга, в том числе, расходов на приобретение и установку надгробного знака в размере 290 000 рублей, к заявлению были приложены оригиналы квитанций.

Решением Управления от 18 июня 2021 года истцу компенсированы расходы в сумме 121 106,41 руб. (протокол №___243-Е/1 от 18.06.2021)

01 сентября 2021 года истец обратилась в Управление с заявлением о разъяснении в какой части (в отношении каких расходов) и в какой сумме ей было отказано в выплате компенсации.

21 сентября 2021 года Управлением в адрес истца направлен ответ № 06/854, согласно которому Управлением были компенсированы расходы на гроб, венок, церковный набор, подушку, услуги по погрузке гроба в транспортное средство, услуги по выгрузке гроба, гробовое свидетельство, услуги по рытью могилы, услуги по доставке гроба и других необходимых для погребения предметов, услуги катафального транспорта, не компенсированы расходы за венок, овал, портрет, погребальный комплект, услуги пассажирского транспорта, поскольку данные расходы не входят в гарантированный перечень. Также указано, что не подлежат компенсации расходы по квитанции № 018109 от 22 января 2021 года на сумму 381 000 рублей, поскольку данные расходы понесены после осуществления захоронения реабилитированного (26 декабря 2020 года), и не входят в гарантированный перечень услуг по погребению.

Отказ Управления в возмещении спорной суммы обоснованный, в том числе тем, что заявленные истцом расходы понесены после осуществления захоронения реабилитированного лица и не могут быть отнесены к расходам по оплате предметов, необходимых для погребения, суд находит неправомерными.

Настаивая на удовлетворении иска, истец ссылается на то, что установка памятника относится к необходимым для захоронения расходам, на наличие у нее права на компенсацию расходов по погребению реабилитированного лица, в том числе в части компенсации расходов на надгробный знак (памятник); на то, что в настоящее время памятник на могиле установлен.

В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 191-03 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" в случае смерти реабилитированного лица, лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.

Перечень услуг по погребению установлен ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и включает в себя следующие услуги: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации) (ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 №8-Федерального закона).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" надгробный знак относится к другим предметам, необходимым для погребения. При этом, под надгробным знаком понимается предмет, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле) в день погребения умершего.

В соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании» город Екатеринбург», принятым в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле", услуга по предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, включает в себя изготовление гроба, надгробного знака, их доставку в пределах населенного пункта (гроб стандартный, нестроганый, изготовленный из пиломатериалов или комбинированного материала (из древесноволокнистых плит и пиломатериалов); табличку металлическую с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, даты смерти и регистрационного номера; стойку металлическую; погрузку гроба в транспортное средство; доставку гроба в пределах муниципального образования «город Екатеринбург».

Таким образом, надгробный знак, предоставляемый на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в рамках гарантированного перечня услуг по погребению - это устанавливаемая на могиле в похорон на металлической стойке металлическая табличка с указанием необходимой информации об умершем.

Аналогичные положения содержаться в Постановлении Администрации городского округа Среднеуральск Свердловской области от 14.04.2020 №236 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в городском округе Среднеуральск с 01.02.2020».

Судом установлено, что 24 декабря 2020 года между ФИО1 (Заказчик) и ИП <ФИО>5 (Исполнитель) заключен договор подряда, в соответствии с которым Исполнитель обязался осуществить подрядные работы по обеспечению захоронения <ФИО>1 на городском кладбище ГО Среднеуральск и обустройству территории захоронения.

Из материалов дела следует, что истцом понесены расходы по установке ИП <ФИО>5 надгробного знака в размере 209 000 рублей, что подтверждается квитанцией № 018109 от 22.01.2021.

Согласно ответа на судебный запрос, предоставленный ИП <ФИО>5, оплата по квитанции № 018109 производилась ФИО1 двумя частями. Первый авансовый платеж 209 000 рублей произведен при заключении договора подряда 24.12.2021, оставшаяся сумма 172 000 рублей оплачена 22.01.2021 после подписания акта приемки-передачи работ. Установка памятника производилась поэтапно. В день захоронения 26 декабря 2020 года была установлена стела (габро) на бетонном основании с усилением. В период с 27 декабря 2020 года по 22 января 2021 года были проведены остальные работы по договору – облицовка места захоронения плиткой (габро), благоустройство прилегающей территории захоронения тротуарной плиткой, изготовление и установка стола и лавки, изготовление и установка металлической ограды захоронения с порошковым покрытием.

Из ответа на судебный запрос, предоставленный Администрацией Городского округа Среднеуральск, следует, что <ФИО>6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был захоронен ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о времени установки надгробного сооружения отсутствуют, так как записи в журнале установки изделий нет.

Вопреки позиции истца, заявленные к возмещению расходы на погребение <ФИО>1 в сумме 209 000 руб. на основании квитанции № 018109 к расходам на погребение, подлежащим возмещению за счет средств бюджета в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП, Постановлением Главы Екатеринбурга от 02 марта 2009 года N 443, не относятся.

Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически заявленные истцом к возмещению расходы в сумме 209 000 руб., не связаны с приобретением надгробного знака, а понесены на изготовление и установку памятника (надмогильного сооружения, надгробный памятник), не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании решения Управления (протокол № 243-Е/1 от 15.06.2021) незаконным.

Вышеуказанные выводы суда подтверждаются, том числе эскизом оплаченного истцом надмогильного сооружения (надгробного памятника) по квитанции №018109 от 22.01.2021.

Факт того, что указанный эскиз соответствует надмогильному сооружению (надгробного памятника), установленному на могиле умершего супруга истца, последняя не отрицала в судебном заседании.

Боле того, истец не отрицала, что в день похорон, заказанный ею надгробный знак (как указанно в квитанции от 22.01.2021), а фактически надгробный памятник, в полном объеме не был установлен в день похорон (как указала истец, установлена была лишь плита).

Доводы истца о том, что расходы, понесенные на изготовление надгробного знака, указанного в квитанции от 22.01.2021, и заявленные к возмещению, являются тем надгробным знаком, который включен в предусмотренный п. 2 Порядка перечень предметов, необходимых для погребения, являются несостоятельными. Надгробный знак - это предмет, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле). Надгробный памятник, в отличие от надгробного знака, является надмогильным сооружением, одной из форм сохранения памяти об умершем.

Также суд считает необходимым отметить, что какого – либо платежного документа, подтверждающего оплату истцом денежной суммы в размере 209 000 руб., в материалы дела не представлено, что свидетельствует о том, что квитанция от 22.01.2021 была оплачена одномоментно в день ее выдачи (22.01.2021).

Указания истца и ее представителя на то, что ее умерший супруг при жизни не пользовался льготами, не свидетельствует об обоснованности заявленных в настоящем иске требований, равно как и факт наличия у умершего супруга истца многочисленных наград.

На основании изложенного, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца, а потому в иске ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.

Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №26 о признании решения незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх–Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Е.С. Ардашева