Дело № 2-50/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2014 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Ярухиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах ФИО1 к администрации города Ульяновска, ООО «Группа компаний «ФИО8 о признании незаконным бездействия ответчиков, возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации города Ульяновска, ООО «Группа компаний ФИО10» о признании незаконным бездействия ответчиков, возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Как показала проверка, ответчиками не приняты меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, (<адрес>).
В частности, лестница, ведущая к выходу из подъезда данного жилого дома, не оборудована пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Одним из основных документов в системе вышеназванных нормативных документов являются Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001, далее СНиП).
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалиста Министерства труда и социального труда Ульяновской области была проведена проверка доступности объекта социальной инфраструктуры -жилого дома для маломобильных групп населения, по результатам которой было установлено нарушение требований законодательства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, подъезд 1: в нарушение п. 3.13, п. 3.32, п.п. 2, п. 3.9 СНиП устройство пандуса отсутствует, а наружная лестница оборудована только одним поручнем.
В доме проживает инвалид (колясочник), что подтверждается его справкой МСЭ-2012 от ДД.ММ.ГГГГ и объяснениями ФИО1
Таким образом, в результате бездействия Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска и ООО «Группа компаний «ФИО11» длительное время нарушаются гарантированные законом права инвалидов на беспрепятственный доступ к выходу из многоквартирного жилого помещения.
Настоящее исковое заявление предъявлено в защиту интересов ФИО1
С учетом уточнения иска просит признать бездействие
администрации г. Ульяновска и ООО «Группа компаний «ФИО12», выразившееся в уклонении от обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (<адрес>), незаконным.
Обязать ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к подъезду многоквартирного жилого
дома, расположенного по адресу: <адрес> (<адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района г. Ульяновска на иске и его доводах настаивал.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 не присутствовали, о времени и месте слушания гражданского дела извещались.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ГК ФИО13» иск не признал и пояснил, что с октября 2012 года собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, был избран непосредственный способ управления многоквартирным жилым домом.. ООО «ГК «ФИО14» оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1.1 договора оказания услуг собственники помещений многоквартирного жилого дома <адрес> поручают и оплачивают Управляющей организации выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с минимальным перечнем работ и услуг, приведенным в разделе 5 договора.
По смыслу ст. 1 Градостоительного кодекса РФ устройство пандуса является реконструкцией. Решение о реконструкции относится к компетенции общего собрания собственников помещения, Подъезд, придомовая территория относятся к общему имуществу многоквартирного дома и находятся в общей долевой собственности всех собственников помещений. Одним из собственников помещений в многоквартирном <адрес> является муниципальное образование г. Ульяновска.
Решение вопроса по установке пандуса не входит в компетенцию ООО «ГК ФИО15
Обязанность создания условий инвалидам беспрепятственного доступа к жилому дому вменяется органу местного самоуправления.
Таким образом, обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к многоквартирному жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>, лежит на органах местного самоуправления.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Ульяновска иск не признал и пояснил, что в городе Ульяновске разработана и действует муниципальная целевая программа «Доступная среда для маломобильных граждан города Ульяновска на 2012-2013 годы». Данная программа направлена на комплексное решение проблем инвалидов города Ульяновска.
В приложении № к МЦП «Доступная среда для маломобильных граждан города Ульяновска» на 2012-2013 годы утвержден адресный перечень объектов, подлежащих исполнению в 2013 году, в соответствии с которым запланирована установка технологического оборудования для обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в жилых домах, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», либо в жилых домах, находящихся в общей долевой собственности, в которых определена доля муниципального образования «город Ульяновск», где проживают, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвалидами. В перечень включено 32 жилых дома. Включение объектов в адресный перечень производится в соответствии с Постановлением Администрации города от 13.02.2013 № 591 «Об утверждении Положения о порядке формирования адресного перечня объектов, подлежащих включению в муниципальную целевую программу «Доступная среда для маломобильных граждан города Ульяновска» на 2012-2013 годы. Заявителями при подаче заявок для включения объектов в адресный перечень могут быть, в том числе и граждане, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвалидами, зарегистрированные и постоянно проживающие на территории муниципального образования "Город Ульяновск", нуждающиеся в установке в жилом доме, в котором они проживают, технологического оборудования для обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
По информации Управления по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ специалисты выезжали к ФИО1 на дом, ему были даны разъяснения о мерах социальной поддержки инвалидов в соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 21.12.2012 № 223 «Об утверждении программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота» на 2013-2015 годы», дополнительно даны разъяснения по вопросу приобретения переносного пандуса, оставлена контактная информация.
Представитель третьего лица, Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска, в судебном заседании не присутствовал ранее пояснил, что на основании решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного дома не относится к функциям Комитета ЖКХ.
Пунктом 4.2. Положения о Комитете ЖКХ установлены функции в области жилищных отношений (решение УГД от 24.05.2006 № 90).
В администрации города Ульяновска создано Управление по реализации социально значимых программ и проектов.
К компетенции Управления по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска относится: предоставление установленных решениями Ульяновской Городской Думы дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, внесение предложений и (или) участие в реализации социальной политики в отношении инвалидов на территории муниципального образования «город Ульяновск», в том числе в создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.
Управление реализует следующие программы: «Доступная среда для маломобильных граждан г. Ульяновска» на 2012-2013 гг., производит денежные выплаты инвалидам-колясочникам на реконструкцию, перепланировку, переустройство жилья в размере до 25000 рублей, выполняет комплекс мероприятий по созданию безбарьерной среды на территории МО «Город Ульяновск».
Представители третьих лиц, Министерства здравоохранения, труда, социального развития и спорта Ульяновской области, КУГИЗ администрации города Ульяновска, в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте слушания гражданского дела извещались.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны изучив материалы гражданского дела, акт освидетельствования МСЭ, инвентарное дело, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время отсутствует беспрепятственный доступ инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( <адрес> 1).
В указанном подъезде в <адрес> проживает инвалид 1 группы ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию города Ульяновска с просьбой установить пандус для беспрепятственного доступа в подъезд многоквартирного жилого дома.
Данное обращение для рассмотрения было передано в Комитет ЖКХ администрации города Ульяновска. ДД.ММ.ГГГГ истцу фактически было отказано в установке пандуса.
Суд полагает, что данный отказ не является законным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Часть 1 ст. 15 названного закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131 ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( ст. 17) к полномочиям принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к жилому дому вменяется органу местного самоуправления.
В администрации города Ульяновска создано Управление по реализации социально значимых программ и проектов.
К компетенции Управления по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска относится: предоставление установленных решениями Ульяновской Городской Думы дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, внесение предложений и (или) участие в реализации социальной политики в отношении инвалидов на территории муниципального образования «город Ульяновск», в том числе в создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.
Управление реализует следующие программы: «Доступная среда для маломобильных граждан <адрес>» на 2012-2013 гг., производит денежные выплаты инвалидам-колясочникам на реконструкцию, перепланировку, переустройство жилья в размере до 25000 рублей, выполняет комплекс мероприятий по созданию безбарьерной среды на территории МО «Город Ульяновск».
Муниципальная целевая программа «Доступная среда для маломобильных граждан города Ульяновска» на 2012-2013 годы направлена на комплексное решение проблем инвалидов города Ульяновска.
В приложении № 2 к МЦП «Доступная среда для маломобильных граждан города Ульяновска» на 2012-2013 годы утвержден адресный перечень объектов, подлежащих исполнению в 2013 году, в соответствии с которым запланирована установка технологического оборудования для обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в жилых домах, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», либо в жилых домах, находящихся в общей долевой собственности, в которых определена доля муниципального образования «город Ульяновск», где проживают, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвалидами.
Включение объектов в адресный перечень производится в соответствии с Постановлением Администрации города от 13.02.2013 № 591 «Об утверждении Положения о порядке формирования адресного перечня объектов, подлежащих включению в муниципальную целевую программу «Доступная среда для маломобильных граждан города Ульяновска» на 2012-2013 годы. Заявителями при подаче заявок для включения объектов в адресный перечень могут быть, в том числе и граждане, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвалидами, зарегистрированные и постоянно проживающие на территории муниципального образования "город Ульяновск", нуждающиеся в установке в жилом доме, в котором они проживают, технологического оборудования для обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
В связи с чем, отказ администрации в обеспечении беспрепятственного доступа инвалида к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( <адрес>), является незаконным.
Следует обязать администрацию <адрес> принять меры для обеспечения ФИО1 беспрепятственного доступа к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( <адрес>
Доводы представителя администрации города Ульяновск, что программа на 2014 год не действует, поэтому в иске следует отказать, заявлены без оснований.
Истец обращался к ответчику с соответствующей просьбой в 2013 году, отказ администрацией был дан в 2013 году.
Кроме того, ответчик обязан выполнить возложенную на него действующим законодательством обязанность вне зависимости от прекращения действия той или иной программы.
ООО «ГК ФИО18» не является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В силу п. п. 2, 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в числе прочего, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Капитальный ремонт общего имущества в силу п. 21 Правил проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Из приведенных норм права следует, что пользование и распоряжение общим имуществом многоквартирного дома, включающим в себя несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, осуществляется с согласия всех собственников квартир в многоквартирном доме, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений и за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Такого решения принято не было, поэтому на ООО «ГК «ФИО19 не возложена обязанность в соответствии с заключенным договором на обслуживание многоквартирного жилого дома по обеспечению беспрепятственного доступа к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( <адрес>
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, заявленный в интересах ФИО1, к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия ответчиков, возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в уклонении от обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( <адрес>
Обязать администрацию города Ульяновска принять меры для обеспечения ФИО1 беспрепятственного доступа к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( <адрес>
В иске к ООО «ГК «ФИО22» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Н.Матвеева