ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10056/2015 от 20.05.2016 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Решение изготовлено в окончательном

виде 20.05.2016.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 мая 2016 года

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга

в составе председательствующего судьи: Морозовой М.М.,

при секретаре Ишмухамедовой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению ФИО1 <иные данные> к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании выдать жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище» в первоочередном порядке, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, ФСИН России по СО об обязании выдать жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы, в обоснование иска указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии Управления по конвоированию ГУФСИН России по Свердловской области было принято решение о включении истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Решением ЖБК ФКУ УК ГУФСИН России по СО от ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи <иные данные> человека был включен в список граждан участников подпрограммы. Решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было отменено. Данный отказ истец оспорил в судебном порядке. Решением <иные данные> суда истцу было отказано в удовлетворении иска, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ на ФКУ УК ГУФСИН России по СО возложена обязанность по включению истца и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год. Истцу было направлено ответчиком письмо о включении его в Сводный список граждан-участников подпрограммы. На письменное обращение истца о включении его в список участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ ему ответили отказом, ссылаясь на заявительный характер участия и отсутствие заявления от истца о выделении ГЖС. Однако, истец направил ДД.ММ.ГГГГ заявление о выдаче ГЖС, на основании которого ответчик включил истца в список на ДД.ММ.ГГГГ год. В настоящее время жилищный сертификат истцу не выдан. Полагает, что действия ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области были направлены на лишение возможности получения истцом жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году, чем нарушены права истца.

В исковом заявлении, с учетом уточнений, истец просит обязать ФСИН России по Свердловской области выдать истцу жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы в первоочередном порядке в ДД.ММ.ГГГГ году, обязать ГУФСИН России по СО направить в ФСИН России материалы жилищного дела истца, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <иные данные> копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <иные данные> копеек (л.д.4-7, том 1, л.д.74, том 2).

Истец ФИО2, представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 34), в судебном заседании отказались от требования в части возложения обязанности на ГУФСИН России по СО направить жилищное дело истца в ФСИН России, о чем судом вынесено соответствующие определение, требование об обязании выдать истцу ГЖС в первоочередном порядке поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске, письменных пояснениях ( том 2, л.д.1-5).

Представитель ответчиков ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России ФИО4, действующий на основании доверенностей ( том 1, л.д. 181-183), в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (том 2, л.д.7-10).Указал, что ГУФСИН России по Свердловской области надлежащим образом исполнил свои обязанности и направил во ФСИН России сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, куда истец был включен в ДД.ММ.ГГГГ году. Оснований для первоочередной выдачи истцу в ДД.ММ.ГГГГ году жилищного сертификата не имеется, так как тем самым будут нарушены права граждан, вставших на жилищный учет ранее ФИО2, а также в связи с отсутствием финансирования со стороны государства.

Третьи лица ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще (том 2, л.д.82-84), направили в суд письменные заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие ( л.д.85).

Заслушав истца, представителей истца, ответчиков, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно пункту 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утв. вышеназванным постановлением Правительства РФ (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы) (пункт 6 Правил).

На основании подп. «а» п. 18 Правил, выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорт о включении его и членов семьи в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 46-47).

На основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления по конвоированию ГУФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец с членами семьи принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( том 1, л.д. 48-53).

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ УК ГУФСИН от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение отменено, ФИО2 исключен из списка участников подпрограммы (том 1, л.д.97-99).

Решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ УК ГУФСИН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 оспорено в судебном порядке. Апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-108, том 1) решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ УК ГФСИН от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на ФКУ УК возложена обязанность включить истца в список участников Подпрограммы по учреждению.

Решением ЖБК ФКУ УК ГУФСИН России по СО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был включен в Сводный список участников подпрограммы по Свердловской области на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.108-109, том 1).

В силу п.п.12-13 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе" (утв. Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ- далее по тексту Инструкция), для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции. Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам по каждой категории граждан.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.

Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН России в течение 20 дней рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников подпрограммы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.

Как следует из п.п. 14-15 Инструкции, по результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России (далее - сводный список участников).

Формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке участников по алфавиту.

Сводные списки участников составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в ФСИН России (на бумажном носителе и в электронном виде), второй экземпляр хранится в территориальном органе ФСИН России или учреждении, непосредственно подчиненном ФСИН России.

Внесение дополнительно лиц в утвержденные сводные списки участников не допускается.

Все экземпляры сводных списков участников должны быть прошиты, пронумерованы и заверены оттиском мастичной печати. В случае отсутствия какого-либо из указанных требований сводные списки участников считаются недействительными.

Материалами дела подтверждается, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список граждан - участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.108-110, том 1).

При этом, заявление о выдаче ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ году от истца не поступало, в связи с чем отсутствовали основания для включения его в список получателей ГЖС.

ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ УК поступило заявление ФИО2 о включении его в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.111, том 1).

Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ФИО2 с составом семьи из <иные данные> человек включен в список участников подпрограммы по ФКУ УК на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.112-114, том 1).

Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) принято решение не включать ФИО2 в Сводный список участников подпрограммы по Свердловской области на ДД.ММ.ГГГГ год.

Основанием для отказа послужило нарушение истцом срока подачи заявления, предусмотренного п. 24 Правил, а именно свое заявление о включении в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 должен был подать в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, чего истцом сделано не было (л.д.27-32, том 2).

При этом, решение ЦЖБК от ДД.ММ.ГГГГ истцом оспорено не было.

ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, предусмотренного п. 24 Правил, ФИО2 подано заявление о включении его в его в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.120, том 1), по результатам рассмотрения которого истец был включен в соответствующий список (л.д.115, том 1).

ДД.ММ.ГГГГ до ГУФСИН доведены контрольные цифры бюджетных средств в сумме <иные данные> руб., на основании которых сотрудникам н пенсионерам УИС, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в ДД.ММ.ГГГГ году производилась выдача государственных жилищных сертификатов.

Из списка граждан-получателей Подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что ФИО2 состоит в списке под порядковым номером «<иные данные>» (л.д.204, том 1). В данном списке числятся также иные граждане, вставшие на жилищный учет значительно раньше истца, которым в порядке очередности были выданы государственные жилищные сертификаты.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано заявление о включении его в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого истец был включен в соответствующий список под номером «<иные данные>» (л.д.72, том 2).

Таким образом, истец включен в сводный список граждан - участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год, который утвержден начальником ГУФСИН России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ( том 2, л.д. 71-73). Данный сводный список с приложением материалов учетных дел был направлен во ФСИН России.

Совокупность изложенных данных свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи истцу ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ году в первоочередном порядке.

Доводы истца о том, что из-за виновных действий ГУФСИН России по СО истец не был включен в списки получателей ГЖС, опровергаются материалами дела, пояснениями истца.

В судебном заседании истцом не оспорено то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ году им, в нарушение положений Инструкции не было подано заявление о выдаче ГЖС.

Вследствие чего у ответчика отсутствовали основания для включения его в ДД.ММ.ГГГГ году в списки получателей ГЖС.

В связи с вышеизложенным, суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ФСИН России выдать истцу в первоочередном порядке ГЖС в ДД.ММ.ГГГГ году.

Доводы истца и его представителя о том, что иные граждане, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий позднее истца, получили жилищные сертификаты, являются необоснованными в силу недоказанности и противоречат письменным материалам дела.

При этом, суд соглашается с возражениями представителя ответчиков о том, что в случае выдачи ФИО2 государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке будут нарушены права иных граждан, вставших на учет ранее ФИО2

С учетом изложенного, суд отказывает ФИО1 <иные данные> в удовлетворении требований об обязании ФСИН России выдать жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы в первоочередном порядке в ДД.ММ.ГГГГ году.

Поскольку судом не установлено законных оснований для удовлетворения требований истца, не подлежит удовлетворению его ходатайство о взыскании расходов на представителя в размере <иные данные> коп., по оплате государственной пошлины

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 <иные данные> к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании выдать жилищный сертификат по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы в первоочередном порядке, взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий: