ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1005/18 от 05.08.2019 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-49/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2019 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе

Председательствующего судьи Волковой О.А.,

При секретаре Мещановой Н.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к СМУП «ВЦ ЖКХ», ОАО «Жилищник» об обязании совершить действия и произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей,

Установил:

Истцы, уточнив требования, обратились в суд с иском СМУП «ВЦ ЖКХ», ОАО «Жилищник» об обязании совершить действия и произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей, указав, что являются собственниками квартиры <адрес>. ОАО «Жилищник» производит управление вышеуказанным многоквартирным домом, осуществляет техническое обслуживание, содержание и ремонт. На основании агентского договора СМУП «ВЦ ЖКХ» производит расчет платы за жилищно - коммунальные услуги. Истцы считают, что ОАО «Жилищник» неверно определена площадь общего имущества многоквартирного жилого дома, что влияет на начисление платы по электроэнергии на ОДН. При этом, в общую площадь для расчета размера платы за электрическую энергию включены подвал и чердак, что в совокупности составляет 6726,4 кв.м. Тогда как согласно справке БТИ площадь общего имущества дома составляет 1801,3 кв.м. По данному поводу управляющей компании ГУ «ГЖИ Смоленской области» выдано предписание, которое до настоящего времени не исполнено. Одновременно считают, что в доме отсутствуют чердак и подвал, а имеются техническое подполье и технический чердак, которые в общую площадь здания не включаются. Также, по мнению истцов, ответчиками неправомерно применяется нормативы потребления электроэнергии в размере 1.774, так как в доме отсутствуют дверные запирающие устройства и насосное оборудование, что, в свою очередь, приводит к неверному расчету размера платы за коммунальную услугу электрическая энергия на ОДН за 2015-2017, 2018, 2019 годы. Полагают, что переплата за указанные периоды, согласно представленному расчету, составляет 1246,18 руб.

На основании изложенного просят обязать ОАО «Жилищник» внести следующие изменения в технический паспорт

на 1блок - секции (кв. 1-142) многоквартирного дома № 85 по ул. Рыленкова г. Смоленска, согласно справки № 473П ОГБУ «Смоленское БТИ», а именно – общая площадь дома 8943,1 кв.м., общая площадь жилых помещений (за исключением балконов и лоджий) - 7911 кв.м.; количество квартир 142, в том числе 1-ых -19, общей площадью 713,7 кв.м.; 2-ых - 60, общей площадью 3101,8 кв.м.; 3- их - 63, общей площадью 4095,5 кв.м.; места общего пользования (коридоры, мусоросборники, лифты, лестничные клетки, тамбуры, подсобные)- 910 кв.м.; нежилые помещения (15,2 кв.м., 15 кв.м.)= 30,2 кв.м.; аптека-51,8 кв.м.; магазин непродовольственных товаров - 41 кв.м.; объем дома- 30922 куб. м;

на 2 блок-секции (кв.145-288) : общая площадь дома - 9519,2 кв.м.; общая площадь жилых помещений (за исключением балконов и лоджий) - 8600,8 кв.м.; количество квартир -144, в том числе 1-ых- 29, общей площадью 1103,1 кв.м.; 2-ых - 52, общей площадью 2711,5 кв.м.; 3-ых - 27, общей площадью 1701,3 кв.м.; 4-ых -36, общей площадью 3084,9 кв.м.; места общего пользования (коридоры, мусоросборники, лифты, лестничные клетки, тамбуры, подсобные)- 891,3 кв.м.; нежилые помещения (14,5 кв.м., 12,6 кв.м.) = 27,1 кв.м.; объем дома 30843 куб. м.

-признать недействительным расчет СМУП «ВЦ ЖКХ» за коммунальную услугу электрическая энергия при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома 85 по ул. Рыленкова г. Смоленска за 2015-2017, 2018, 2019;

-обязать СМУП «ВЦ ЖКХ» при расчете размера платы за коммунальную услугу электрическая энергия при использовании и содержании общего имущества многоквартирного жилого дома применить норматив потребления в размере 1.715 квт.час на 1 кв.м. в месяц и площадь общего имущества -1801,3 кв.м.;

-обязать СМУП «ВЦ ЖКХ» произвести зачет незаконно начисленной и оплаченной суммы в пользу истцов за коммунальную услугу электрическая энергия при использовании и содержании общего имущества за период времени 2015-2017,2018 и 2019 годы в размере 1246,18 руб. при оплате будущих расчетных периодов;

-взыскать с ОАО «Жилищник» в пользу истцов денежные средства в размере 2156,82 руб. за справку № 473П ОГБУ «Смоленское БТИ», за справку 4788 П АО Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Центральному Федеральному округу в размере 1134,03 руб.;

-взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истцов моральный вред по 50 000 руб. каждому;

-взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.;

-взыскать с ответчиков в пользу истцов в солидарном порядке штраф;

-обязать СМУП «ВЦ ЖКХ» предоставить расчет размера платы за коммунальные услуги по электрической энергии при использовании и содержании общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома за март-июнь 2019 г.;

-обязать ОАО «Жилищник» предоставить показания приборов учета электрической энергии при использовании и содержании общего имущества многоквартирного жилого дома для лестничных клеток № 646405, № 935573 за март – июнь 2019 г.

В судебном заседании истцы и их представитель ФИО3 уточненные требования поддержали по вышеизложенным обстоятельствам, указав, что ответчиком ОАО «Жилищник» неверно определена площадь общего имущества многоквартирного дома и норматив потребления, для дальнейшего расчета размера платы за коммунальную услугу электрическая энергия на общедомовые нужды. Письмом № 11277 от 28.11.2017 Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» указано, что для расчета размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, управляющей организацией применялись следующие исходные данные: норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – 1,774 кВт.ч/кв.м, в соответствии с постановлением Департамента от 26.05.2017 № 44; площадь общего имущества многоквартирного дома – 6726,4 кв.м., в том числе площадь лестничных клеток 1873,4 кв.м., площадь подвала – 2 426,5 кв.м., площадь технического этажа – 2 426,5 кв.м., площадь жилых помещений – 16555,95 кв.м., площадь нежилых помещений – 78,8 кв.м. В выкопировке из технического паспорта на многоквартирный дом № 85 по ул. Рыленкова в г. Смоленске содержатся сведения о площадях многоквартирного дома: секции 1: число лестниц 4, их уборочная площадь – 528,1 кв.м.; уборочная площадь коридоров и мест общего пользования – 396,4 кв.м.; площадь жилых помещений – 8600,2 кв.м.; основная часть – 1237,2 кв.м. Секция 2: число лестниц 4, их уборочная площадь 532,1 кв.м., уборочная площадь коридоров и мест общего пользования – 416,8 кв.м., площадь жилых помещений – 7 997,4 кв.м., основная часть – 1 189,3 кв.м. Из представленных данных усматривается, что применяемые ОАО «Жилищник» для определения размера расходов за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, площади общего имущества (в том числе подвал и чердак), именуемые в техническом паспорте «основная часть», не подтверждены представленной выкопировкой из технического паспорта. Кроме того, ГУ «Государственной жилищной инспекцией Смоленской области» отмечается, что для расчета размера площадей общего имущества необходимо применять площади помещений по внутреннему обмеру. Истцами получена справка из ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» № 473 П от 21.03.2018, где указано, что площадь общего имущества (мест общего пользования) составляет 1 801, 3 кв.м. Из вышеизложенного следует, что в настоящий момент для расчета платы за коммунальную услугу электрическая энергия на общедомовые нужды применяется следующий показатель площади имущества – 6 726, 4 кв.м., который в свою очередь не подтвержден ни выкопировкой из технического паспорта, ни данными ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации», согласно которым площадь общего имущества составляет 1 801,3 кв.м. Считают, что в технический паспорт необходимо внести изменения в соответствии с данными ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации». В соответствии со справкой № 473П ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» в их многоквартирном доме нет подвала, но имеется технический этаж – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, а именно имеется техническое подполье и технический чердак. Согласно п.4 Приложения 2. СНИП 2.08.01.-89* площадь технического подполья и технического чердака в общую площадь здания не включаются. Следовательно, площадь подвала – 2426,5 кв.м., площадь технического чердака – 2426,5 кв.м. не должны учитываться при определении общего имущества многоквартирного дома, так как в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Рыленкова, д. 85, нет подвала, а площадь технического чердака в общую площадь здания не включается. Противопожарные системы, оборудование, системы дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования в здании отсутствуют. В жилом доме также отсутствуют первичные средства пожаротушения. Насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, системы отопления в жилом доме отсутствуют. Насосы установлены в ЦТП-112. В отсутствии документально подтвержденных сведений о наличии энергопотребляющего оборудования, наличие которого позволяет применить для определения расхода электрической энергии всех составляющих норматива потребления, установленных Департаментом, применению подлежат только составляющие: осветительные установки – 0,817 квт. ч/кв.м., силовое оборудование лифтов и лифтовых шахт – 0,898 квт. час на кв. метр. Полагают, что норматив потребления должен составлять 1,774-0,038 -0,021=1,715. В связи с этим неверно производится расчет платы за электроэнергию по ОДН.

Представитель ответчика ОАО «Жилищник» ФИО4 с иском не согласился, представил письменные возражения, которые поддержал в полном объеме. Указав, что при расчете размера платы за холодную и горячую воду, электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 85 по ул. Рыленкова согласно технического паспорта и иной документации используется площадь равная 6 726, 4 кв.м. (в том числе площади лестниц – 1873,4 кв.м., чердака – 2426,5 кв.м., подвала – 2426,5 кв.м.). Расчет размера платы за эклектическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, управляющей организацией ОАО «Жилищник» производится в соответствии с действующим законодательством РФ. При расчете по формуле 34 приложения № 1 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п.1 и 2 ч.1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов. Объем потребляемый электрической энергии ОДН по нормативу составляет 11932,6336 кВт.ч, норматив потребления на 1 кв.м. составляет 1.774 кВт.ч., поскольку дом оборудован лифтами, интернетом, усилителем антенны, также имеется домофон, то есть дверные запирающие устройства. Показания учитываются по прибору учета электроэнергии, если показания превышают лимит норматива 11932,6336 кВт.ч., то учитывается норматив. Площадь помещения при учете электроэнергии не нужна. Вывод о том, что ОАО «Жилищник» применяет завышенную площадь подвала исходя из технического паспорта, как и выводы о необходимости произвести корректировку платы расходов на общедомовые нужды, является несостоятельным. Данное утверждение противоречит действующему законодательству и нарушает права ответчика. Требование о внесении изменений в технический паспорт многоквартирного дома является необоснованным, поскольку этим занимается кадастровый инженер, но не Управляющая организация. Просит в удовлетворении иска отказать. В случае удовлетворения иска просит размер компенсации морального вреда и судебных издержек снизить до разумных пределов. Требование о взыскании штрафа считает не подлежащим удовлетворению, поскольку с какой либо претензией истцы в Общество не обращались.

Представитель ответчика СМУП «ВЦ ЖКХ» ФИО5 поддержал позицию ОАО «Жилищник». Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 дало разъяснения по отдельным вопросам, возникающим при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. При расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п.1 и 2 ч.1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Представитель третьего лица АО филиал АО «АтомЭнергоСбыт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартиры , расположенной в <адрес> ( том 1, л.д. 11).

Управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного дома является ОАО «Жилищник» (том 1, л.д. 114).

В представленной выкопировке из технического паспорта на дом содержаться следующие сведения о площадях многоквартирного дома: площадь жилых помещений -16555,95 кв.м, площадь нежилых помещений- 78,8 кв.м

секция 1: число лестниц 4, уборочная площадь 528,1 кв.м; уборочная площадь коридоров и мест общего пользования 396,4 кв.м, площадь жилых помещений 8600,2 кв.м, основная часть 1237,2 кв.м; секция 2- число лестниц 4, уборочная площадь 532,1 кв.м, уборочная площадь коридоров и мест общего пользования 416,8 кв.м, площадь жилых помещений 7997,4 кв.м, основная часть 1189,3 кв.м ( том 1, л.д. 104, 118, 214).

При расчете размера платы за холодную и горячую воду, электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу согласно техническому паспорту управляющей компанией используется площадь, равная 6726,4 кв.м, в том числе площади лестниц 1873,4 кв.м., чердака 2426,5 кв.м., подвала 2426,5 кв.м.

Истцами получена справка ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» № 473 П от 21.03.2018, где содержаться следующие сведения: общая площадь дома 8943,1 кв.м.; общая площадь жилых помещений (за исключением балконов и лоджий) - 7911 кв.м.; количество квартир 142, в том числе, в том числе 1-ых - 19, общей площадью 713,7 кв.м., 2-ых - 60, общей площадью 3101,8 кв.м., 3-их - 63, общей площадью 4095,5 кв.м.; места общего пользования (коридоры, мусоросборники, лифты, лестничные клетки, тамбуры, подсобные)- 910 кв.м.; нежилые помещения (15,2 кв.м., 15 кв.м.)- 30,2 кв.м.; аптека-51,8 кв.м.; магазин непродовольственных товаров - 41 кв.м.; объем дома- 30922 куб. м;

Истцы полагают, что ответчиками неправомерно производится начисление коммунальных платежей по электроэнергии по ОДН исходя из площади общего имущества 6726,4 кв.м., тогда как верно производить расчет с общей площади 1801,3 кв.м., исключив площадь чердака и подвала, с внесением таковых изменений в технический паспорт объекта.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно п. 27 которых ответственные лица обязаны в установленном законом порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

В соответствии с п. 24 Правил сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

Согласно ч. 5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37.

Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленной Инструкцией.

Таким образом, изменения сведений в техническом паспорте объекта производится в установленном законодательством порядке соответствующими органами, потому возложить такую обязанность на ОАО «Жилищник» в объеме заявленных истцами требований правовых оснований не имеется. При этом, управляющая организация ограничена в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом многоквартирного дома и не вправе самостоятельно принимать решение об изменении площади жилого дома.

Более того, суд учитывает, что уменьшение общей площади многоквартирного жилого дома может производиться только с учетом согласия всех собственников данного многоквартирного дома.

Как указывает истец, расчет платы по платежам электроэнергии производится по данным технического паспорта объекта.

Доказательств неактуальности данных сведений у суда не имеется.

В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ГК РФ).

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (п.1), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий (п. 2).

Приведенный в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ перечень объектов общего имущества в многоквартирном доме не является исчерпывающим. В данном случае можно сформулировать следующий принцип: имущество может быть отнесено к общему только в случае, если оно предназначено для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Состав общего имущества в многоквартирном доме также определен вышеназванными Правилами N 491, согласно которым соответствии с п. 2 в состав общего имущества, помимо указанных в ст. 36 ЖК РФ, включаются также: технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Таким образом, общее имущество представляет собой помещения в многоквартирном доме предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что и чердаки и подвалы в многоквартирном доме отнесены законом к общему имуществу собственников помещений данного многоквартирного дома, с вытекающими для собственников обязанности оплаты данного имущества. Обязанность собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества нежилого здания прямо предусмотрена законом.

При этом, ссылка истцов на те обстоятельства, что в доме имеется не подвал, а техническое подполье, не чердак, а технический чердак не меняет правового положения данного имущества, как общего имущества, поскольку, что не отрицается стороной истца, в них установлено инженерные коммуникации и они предназначены для обслуживания более одной квартиры в данном доме.

Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (п.3).

С 1.01.2017 согласно п. п. 13, 19 Правил нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1. Пунктом 37 приложения № 1 к Правилам утверждена формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме-формула 34, при этом в данном расчете учитывается в том числе перечень групп оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, по которым рассчитывается расход электрической энергии, к которым относятся: осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схему управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование.

Согласно п. 5 Правил нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии используется показатель кВт. час на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имуществ (п. 7(1) Правил).

Соответственно на размер стоимости относимых на собственников помещений многоквартирного жилого дома нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества существенное влияние оказывает общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества и факт нахождения в этих помещениях энергопотребляющего оборудования определенной группы, относящегося к общему имуществу.

Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэфективности, тарифной политики принято постановление № 44 от 26.05.2017 об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области, которым определены нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества при наличии энергопотребляющего оборудования относящегося к общему имуществу.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ от 29.12.2015 № 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным ст. 36 ЖК РФ.

В письме от 11.04.2017 № 12358-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ разъяснено, что при расчете по формуле 34 приложения № 1 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Согласно материалам дела в доме № 85 по ул. Рыленкова г. Смоленска имеются общедомовые приборы учета электроэнергии, освещение (0,817) оборудование интернет провайдеров (0,038), домофонное оборудование (0,021), лифтовое оборудование (0,898). Соответственно норматив потребления составят - 1 774.

При этом, поскольку в указанном доме имеется общедомовой прибор учета электроэнергии, выставление платежных документов производится исходя из показаний данного прибора учета, с учетом общей площади 6726,4, но не более установленного норматива -11932.6336, что полностью соответствует требованиям действующего законодательства.

При этом, ссылка истцов на справку ОГБУ Смоленское БТИ № 473П от 11.04.2018 несостоятельна и не может свидетельствовать об изменении площади общего имущества спорного многоквартирного дома, поскольку исходя из содержания самой справки ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» соответствие указанных в справке сведений о характеристиках объекта не подтверждает.

Более того СНиП 2.08.01.-89*, на п. 5 которого ссылаются истцы на данный момент не является действующим.

Все изложенное свидетельствует об отсутствии у суда оснований для удовлетворения требований истцов об обязании ОАО «Жилищник» внести изменения в технический паспорт, признании недействительным расчета СМУП «ВЦ ЖКХ» за коммунальную услугу электрическая энергия при использовании и содержании общего имущества многоквартирного за 2015-2017, 2018, 2019; обязании СМУП «ВЦ ЖКХ» при расчете размера платы за коммунальную услугу электрическая энергия при использовании и содержании общего имущества многоквартирного жилого дома применить норматив потребления в размере 1.715 квт.час на 1 кв.м. в месяц и площадь общего имущества -1801,3 кв.м; обязании СМУП «ВЦ ЖКХ» произвести зачет незаконно начисленной и оплаченной суммы в пользу истцов за коммунальную услугу электрическая энергия при использовании и содержании общего имущества за период времени 2015-2017,2018 и 2019 годы в размере 1246,18 руб. при оплате будущих расчетных периодов; взыскании с ОАО «Жилищник» в пользу истцов денежных средств в размере 2156,82 руб. за справку № 473П ОГБУ «Смоленское БТИ», за справку 4788 П АО Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Центральному Федеральному округу в размере 1134,03 руб.

При этом, требования об обязании СМУП «ВЦ ЖКХ» предоставить расчет размера платы за коммунальные услуги по электрической энергии при использовании и содержании общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома за март-июнь 2019 г. и обязании ОАО «Жилищник» предоставить показания приборов учета электрической энергии при использовании и содержании общего имущества многоквартирного жилого дома для лестничных клеток № 646405, № 935573 за март –июнь 2019 г. также не подлежат удовлетворению, поскольку с такими требованиями истцы к ответчикам не обращались, обязанности по их исполнению у ответчиков не возникло, права истцов ответчиками не нарушены.

В связи с отказом истцу в иске оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к СМУП «ВЦ ЖКХ», ОАО «Жилищник» об обязании совершить действия и произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Волкова