Дело № 2-21-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе судьи Прониной Н.И.,
при секретаре Губенко В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске
19 июня 2013 года
дело по иску ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Мариинский городской суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>, мотивируя свои требования тем, что <...>
<...>
<...>
На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» она состоит с <...> в администрации Мариинского муниципального района.
До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили ей жилое помещение по договору социального найма. Согласно карточке очередника в <...> году ее номер в общем списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - <...>
Согласно справкам ГУ «Центра технической инвентаризации Кемеровской области» Филиал БТИ № 11 она в числе собственников объектов недвижимости не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения она не использовала.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Просила обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО2 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с согласия участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, что с исковыми требованиями администрация Мариинского муниципального района не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Ссылку истца на пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации считает необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу.
Согласно ст.1 ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложен в следующей редакции: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.4 ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кроме того, постановлением Главы Мариинского района от <...> <...> ФИО1 снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих обязанность администрации Мариинского муниципального района предоставить жилое помещение.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, считает, основания предоставления жилого помещения у истца отсутствуют.
Таким образом, считает, что исковые требования ФИО1 являются необоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства.
Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>, отказать.
Представитель 3-его лица органа опеки и попечительства ФИО4 разрешение спора по иску оставила на усмотрение суда.
Суд, рассмотрев гражданское дело, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии с п.п.3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика в той части, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилами помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ признан утратившим силу, а следовательно судом применен быть не может, поскольку в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.
Положения перечисленных норм не содержали указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Согласно паспорту <...> серии 821793 ФИО1, <...> года рождения, уроженка <...>, зарегистрирована по адресу <...>
Согласно свидетельству о заключении брака <...> от <...> Т. и С. заключили брак <...> После заключении брака присвоены фамилии мужу - ФИО1, жене – ФИО1.
Согласно постановлению главы села <...>
Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> <...>
Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> <...>
Согласно справке БТИ <...> от <...> за ФИО1 по учету бюро технической инвентаризации в г.Мариинске и Мариинском районе недвижимого имущества не зарегистрировано.
Согласно копии справки <...> от <...> ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>. Регистрационный номер в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с <...>. Регистрационный номер в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <...>
Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> заявление прокурора г.Мариинска в интересах ФИО1 удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации Мариинского муниципального района от <...> <...> о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от <...> оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 08.02.1998 № 17-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.1, ч.2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из приведенных норм закона следует, что ФИО1 имеет право на предоставление ей вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления. Сведений о закреплении за ней жилого помещения не имеется
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.п.1,3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Для обеспечения лиц, указанных в пункте первом настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1)местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;
2)местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;
3)последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.1 указанного Закона Кемеровской области жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона Кемеровской области заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.
В соответствии пунктом 3 ст.3 Закона Кемеровской области от <...> <...>-ОЗ (в ред. от <...>) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ФИО1 по договору социального найма администрацией Мариинского муниципального района в городе Мариинске Кемеровской области, где и была поставлена на учет.
Суд также не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что ФИО1 была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального, поскольку вступившим в законную силу решением Мариинского городского суда от <...> признано незаконным постановление администрации Мариинского муниципального района от <...> <...> о снятии ФИО1 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.
В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от <...> <...> «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон Кемеровской области от <...> <...> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией администрации Кемеровской области.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования ФИО1 о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить ФИО1, <...> года рождения, жилое помещение по договору социального найма не ниже предусматриваемой социальной нормы <...> квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинск Кемеровской области за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья- подпись
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2013 года
Судья – подпись
Верно: Судья- Н.И.Пронина
Секретарь- В.В.Губенко
Решение вступило в законную силу 05.09.2013 года.
Судья- Н.И.Пронина
Секретарь- В.В.Губенко
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 05 сентября 2013 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 19 июня 2013 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации Мариинского муниципального района – без удовлетворения.
Судья- Н.И. Пронина.