ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1005/2021 от 18.03.2021 Магасского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 18 марта 2021 года

Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при помощнике судьи Оздоевой Х.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученного денежного содержания за 2020 год и признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в котором просил взыскать с ответчика в его пользу сумму недополученного денежного содержания за 2020 год и признать незаконными действия начальника Управления, выразившиеся в лишении (невыплате) ему в 2020 году премий и (или) выплат стимулирующего характера.

В обоснование заявленных требований указано, что он проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Минюста России по РИ с 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ. На дату увольнения работал в должности главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Свои должностные обязанности исполнял надлежащим образом и в соответствии с должностным регламентом, однако за 2020 года ему ни разу не выплатили премию или выплату стимулирующего характера, которые в предыдущие годы всегда выплачивались. Истец считал, что действия его бывшего работодателя по необоснованному лишению выплат, полагавшихся ему наравне с другими сотрудниками Управления, нарушают его трудовые права.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования. Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении иска по доводам, приведенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 стати 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ определена структура денежного содержания гражданского служащего. Так, частью 1 названной статьи установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50).

К дополнительным выплатам относятся: - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; - премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); - ежемесячное денежное поощрение; - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50).

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной помощи гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим, то есть в указанных актах такая выплата как «материальное стимулирование» или «средства материального стимулирования» не предусмотрена. Данные постановления содержат только положения об объемах бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда, доводимых каждому органу в целях материальной мотивации гражданских служащих.

Таким образом, учитывая, что законодательными актами и актами Правительства Российской Федерации вопросы, связанные с порядком выплаты гражданским служащим средств за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых органам в целях материального стимулирования гражданских служащих, не урегулированы, данные вопросы решаются каждым федеральным государственным органом самостоятельно.

Статьёй 191 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Следовательно, поощрение за труд, определение его формы, размера является правом, а не обязанностью работодателя (нанимателя). Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Вопрос об установлении размера премии, лишении или снижении премии отнесён исключительно к компетенции работодателя.

Тем самым, выплата премий и их размер устанавливаются представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с действующими нормативными актами и локальными актами государственного органа и зависят от индивидуальных показателей выполнения государственным гражданским служащим служебных обязанностей, а также достижения запланированных на расчётный период результатов профессиональной служебной деятельности.

Порядок и условия выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий гражданским служащим Управления осуществляется на основании Положения о дополнительных и других выплатах федеральным государственным гражданским служащим Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что гражданскому служащему могут выплачиваться премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам определенного расчетного периода, а также единовременные поощрительные премии за выполнение конкретного особо важного и сложного задания. Согласно п. 14 Положения при выполнении гражданским служащим конкретного особо важного и сложного задания выплату премии ему могут инициировать Министр, заместители Министра, начальники территориальных органов Минюста России, руководители структурных подразделений Минюста России.

Согласно п. 11 Положения, премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается в пределах фонда оплаты труда, установленного территориальному органу Минюста России на соответствующий год.

В соответствии с п. 15 Положения решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником территориального органа Минюста России по представлениям руководителей структурных подразделений территориального органа Минюста России, согласованным с курирующим заместителем начальника территориального органа и оформляется приказом начальника.

Указанное приводит к выводу, что выплата премии может осуществляться при выполнении гражданским служащим конкретного особо важного и сложного задания (особо важных и сложных заданий) по представлению руководителя структурного подразделения территориального органа Минюста России.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлены какие-либо доказательства выполнения им конкретного особо важного и сложного задания за 2020 год, являющегося основанием для инициирования выплаты ему премии. Сторона истца не пояснила в иске и в ходе судебного разбирательства, какие конкретные поручения и задачи, выполнение которые поощряется выплатой стимулирующих, истец выполнил за спорный период деятельности.

В судебном заседании установлено, что работа ФИО1 в основном связана с ведением ФГИС «Учет адвокатов», «Учет нотариусов» и АИС «Легализация и апостиль», к качеству выполнения которой в спорный период к истцу со стороны работодателя имелись претензии, в связи с чем решением руководителя ему был заблокирован доступ в связи с выявленными фактами внесения некорректных сведений в информационную систему, что отражалось на стабильности и корректности работы автоматизированной информационной системы.

Возникновение таких фактов негативно характеризует качество работы истца и указывает на то, что у работодателя во всяком случае не было объективных причин производить выплату премиальных, исходя из того, что данные выплаты являются выплатой формы материального поощрения за хорошее качество и высокие показатели в работе.

Таким образом, действиями ответчика трудовые права истца не нарушены, поскольку, как указывалось выше, выплата премии и определение её размера в качестве обязанности на работодателя не возложена, а является правом работодателя, решение о премировании принимается работодателем самостоятельно при наличии определённых критериев, в связи с чем ответчик не может быть обязан судом выплатить истцу премию.

При указанных обстоятельствах доводы ФИО1 о незаконности невыплаты премии за 2020 г. суд признает несостоятельными и основанными на субъективном ошибочном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученного денежного содержания за 2020 год и признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна:

Заместитель председателя

Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко