К делу №2-1005/2021
УИД 23RS0024-01-2021-000894-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Крымск Краснодарского края 28 декабря 2021г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Серомицкого С.А.
при секретаре Саввиди А.С.
с участием
представителей истца - Государственного бюджетного
учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации
и капитальному строительству гидротехнических
сооружений Краснодарского края» - ФИО1,
действующего на основании доверенности № от 16.11.2021
ФИО2,
действующей на основании доверенности № от 11.01.2021
представителя третьего лица -
ООО «Межевой земельный центр» - ФИО3,
действующего на основании доверенности от 22.11.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО4 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» обратилось в Крымский районный суд Краснодарского края с иском к ФИО4 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Уставом Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, в том числе обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой. В целях строительства объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.02.2012 №1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.279 и ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.49, ст.56.2, ст.56.3, ст.56.4, ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 №1057 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства»», а также Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.04.2019 №132 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 №103» на основании ходатайств истца от 03.02.2020 № 01-04/131 и от 19.02.2020 №01-04/161 Министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края (Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.03.2020 №380), в перечень которого вошел земельный участок с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, принадлежащий на паве собственности ФИО4. В соответствии с ч.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. На основании п.1 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. По месту регистрации ответчика 23.03.2020 было направлено уведомление о принятом Министерством природных ресурсов Краснодарского края решении об изъятии земельного участка, площадью 431 кв.м.. Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Письмом истца от 15.10.2020 исх.№ ответчику направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, ответчиком 24.10.2020 получены соглашение об изъятии, а также отчет об оценке рыночной стоимости. В соответствии с п.2 ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации – размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Для определения размера возмещения за недвижимое имущество, ООО «Межевой земельный центр» на основании государственного контракта № от 25.12.2018, заключенного между истцом и ООО «Межевой земельный центр», выполнен Отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка от 15.09.2020 №. Отчет об оценке получил положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Союз «Федерация специалистов оценщиков» от 22.09.2020 №. Общая сумма компенсационных выплат, согласно отчета об оценке, составляет 275 133 рубля. Ответчик в письме от 27.10.2020 выразил несогласие с размером возмещения за изымаемый земельный участок, а также площадью изымаемого земельного участка. На основании п.10 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Согласно п.6 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного п.3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено п.7 настоящей статьи. Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости истек 22.01.2020. Согласно п.1 ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между истцом и ответчиком не достигнуто. В соответствии с ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Согласно Уставу, учреждение выполняет функции государственного заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края, в том числе по реализации проекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», который имеет высокую социальную значимость и осуществляется с целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 №1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае». Таким образом, данные обстоятельства являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа к немедленному исполнению. Кроме того, учитывая п.1.1 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 №1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края», п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края», как учреждение, созданное с целью обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и выполняющие отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) в защиту государственных интересов, относится к государственным органам, освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании вышеизложенного, просит суд: - изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу <адрес>; - прекратить право собственности ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу <адрес>; - установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, в размере 275 133 рубля, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет ФИО4 или на депозитный счет нотариуса; - признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенный по адресу <адрес>; - решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании 01.12.2021 представитель истца Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» по доверенности - ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала. Дополнительно пояснила, что размер возмещения, подлежащий оплате ФИО4 был установлен в размере 275 133 рубля. Проведенной по делу судебной экспертизой стоимость земельного участка была увеличена, однако имеются замечания к проведенной по делу судебной экспертизе, так как экспертом не применены соответствующие корректировки, а также применен не тот коэффициент, следовательно, указанное заключение не может быть принято в качестве доказательства по делу, в связи с чем просит суд размер возмещения установить на основании Отчета об оценке, подготовленного ООО «Межевой земельный центр», в размере 275 133 рубля.
В судебном заседании представитель истца Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» по доверенности - ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал. Просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, размер возмещения за изымаемый земельный участок установить на основании Экспертного заключения №, подготовленного ООО «Межевой земельный центр», в размере 275 133 рубля. Полагает, что заключение судебной оценочной экспертизы не может быть принято судом в качестве доказательства, поскольку оно составлено с существенными ошибками, в частности с нарушением методологии расчета рыночной стоимости земельного участка, а также с отсутствием обоснования корректировки и допущением ряда мелких ошибок.
Ответчица ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в представленном в адрес суда заявлении и возражениях на иск просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Исковые требования признала частично, против удовлетворения требований об изъятии у нее для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002018:48, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, и прекращения ее права собственности на указанное недвижимое имущество - не возражала, при этом с учетом результатов произведенной по делу судебной оценочной экспертизы, изложенных в заключении эксперта № от 21.07.2021, просила установить размер возмещения, подлежащего оплате за изымаемый земельный участок в размере 546 703 рубля, в том числе: 421 000 рублей – рыночная стоимость изымаемого земельного участка согласно заключению эксперта № от 21.07.2021; 43 188 рублей – рыночная стоимость улучшений изымаемого земельного участка согласно заключению эксперта № от 22.09.2020; 69 535 рублей – размер убытков, связанных с потерей зеленых насаждений при изъятии земельного участка согласно заключению эксперта № от 22.09.2020; 12 980 рублей – величина убытков, причиняемых изъятием земельного участка, в том числе размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, согласно заключению эксперта № от 21.07.2021. Кроме того, указала, что в связи с проведенной по делу судебной экспертизой, ею были понесены расходы по оплате стоимости экспертизы в размере 35 000 рублей, которые в случае частичного удовлетворения исковых требований просила суд взыскать в ее пользу с истца пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчицы ФИО4.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности – ФИО5, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в адрес суда представила отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражала, считая их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Межевой земельный центр» по доверенности - ФИО3 разрешение вопроса относительно удовлетворения исковых требований оставил на усмотрение суда, при этом суду пояснил, что размер возмещения должен быть установлен на основании экспертного заключения, подготовленного ООО «Межевой земельный центр».
Выслушав стороны, представителя третьего лица, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации – изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Как следует из абз.8 п.2 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации – изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов централизованных систем водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Согласно п.2 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В силу п.3 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п.5 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Как следует из п.6 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, что нашло свое подтверждение в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № от 03.02.2021.
В соответствии с Уставом – Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой.
Как следует из представленных истцом документов, в целях строительства объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.02.2012 №1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.279 и ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.49, ст.56.2, ст.56.3, ст.56,4, ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.15.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 №1057 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства»», а также Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.04.2019 №132 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 №103» на основании ходатайства Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» от 13.02.2020 №01-04/131, от 19.02.2020 №01-04/161 - Министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края, о чем вынесен Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края №380 от 16.03.2020, при этом в перечень подлежащего изъятию для государственных нужд Краснодарского края недвижимого имущества в том числе вошел земельный участок с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО4.
Согласно п.11, п.12, п.13, п.14 ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации – правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
В соответствии с п.1 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В силу положений п.7 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
Судом установлено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края 23.03.2020 по месту регистрации ответчицы ФИО4 было направлено уведомление о принятом решении об изъятии для государственных нужд Краснодарского края земельного участка с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
Кроме того, Письмом Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» № от 15.10.2020, ФИО4 были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд Краснодарского края, а также Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, которые вручены ФИО4 24.10.2020, что подтверждено Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №.
В соответствии с п.10 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации - в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Срок для подписания ФИО4 соглашения об изъятии недвижимости истек 22.01.2021.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» и ФИО4 не достигнуто.
Согласно п.1 ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации –если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В представленных письменных возражениях, ответчица ФИО4 фактически не возражала против удовлетворения требований об изъятии у нее для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке указанного земельного участка, выразив лишь несогласие с определенным размером возмещения, подлежащего оплате за изымаемый земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» об изъятии у ФИО4 вышеуказанного недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края.
Рассматривая вопрос об установлении размера возмещения, подлежащего выплате собственнику за изымаемое для государственных нужд недвижимое имущество, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации – лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу требований п.1 и п.2 ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации – за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно п.1, п.2 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации – размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В обоснование заявленных требований истцом представлены подготовленные ООО «Межевой земельный центр»: Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 431 кв.м., с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 207 кв.м. с улучшениями и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка, № от 15.09.2020, а также Экспертное заключение № от 22.09.2020 на отчет № от 15.09.2020 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 431 кв.м., с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 207 кв.м. с улучшениями и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка, согласно которым: - рыночная стоимость земельного участка, площадью 431 кв.м., с кадастровым номером №, по состоянию на дату оценки 15.09.2020 составляет 162 060 рублей; - рыночная стоимость улучшений земельного участка, площадью 431 кв.м., с кадастровым номером №, на дату оценки с учетом округления составляет 43 188 рублей; - размер убытков, связанных с потерей зеленых насаждений, при изъятии земельного участка, площадью 431 кв.м., с кадастровым номером №, на дату оценки составляет 69 535 рублей; - размер убытков при изъятии земельного участка, площадью 431 кв.м., с кадастровым номером №, на дату оценки составляет 350 рублей.
Учитывая, что ответчицей ФИО4 вышеуказанные Отчет № от 15.09.2020 и Экспертное заключение № от 22.09.2020 не оспаривается в части установления рыночной стоимости улучшений земельного участка в размере 43 188 рублей и убытков, связанных с потерей зеленых насаждений, при изъятии земельного участка, а размере 69 535 рублей, суд принимает данные доказательства за допустимые и достоверные, и в указанной части соглашается с произведенной экспертом оценкой убытков, подлежащих выплате собственнику при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
Поскольку требования Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» относительно установления размера возмещения рыночной стоимости улучшений земельного участка в сумме 43 188 рублей и размера убытков, связанных с потерей зеленых насаждений, в сумме 69 535 рублей, ответчицей не оспариваются и не отрицаются, а напротив признаются в полном объеме, судом заявленные убытки не ставятся под сомнение, исходя из чего, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в указанной части, считая необходимым взыскать с Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в пользу ФИО4 рыночную стоимость улучшений земельного участка в размере 43 188 рублей, и убытки, связанные с потерей зеленых насаждений, при изъятии земельного участка, в размере 69 535 рублей.
В то же время, в остальной части суд не может при принятии решения по делу принять вышеуказанные Отчет № от 15.09.2020 и Экспертное заключение № от 22.09.2020 за достоверные и допустимые доказательства в части установления рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, а размере 275 133 рубля, поскольку указанные доказательства не отвечают критерию достоверности, содержат ряд неточностей, так как при оценке экспертом не были учтены действительные характеристики объекта оценки, для сравнения были приняты некорректные аналоги без учета местоположения объекта относительно населенного пункта и развитости инфраструктуры, а кроме того, при наличии в отчете и заключении ссылки на необходимость включения в размер убытков стоимости услуг риелтора, последняя не была рассчитана экспертом и не была включена в общую стоимость компенсационных выплат. При подготовке указанного отчета и экспертного заключения оценщик и эксперт не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
С учетом вышеизложенного, поскольку стороны не договорились о размере возмещения, принимая во внимание, что сторонами в части оценки рыночной стоимости земельного участка и жилого дома, были представлены противоречивые сведения, определением суда от12.05.2021 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «СтройЭкспертИндустрия».
Как следует из Заключения эксперта № от 21.07.2021, выполненного экспертом ООО «СтройЭкспертИндустрия» - ФИО6, - рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, составляет 421 000 рублей; - величина убытков, причиняемых собственнику изъятием вышеуказанного объекта недвижимости для государственных нужд, а именно размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, составляет 12 980 рублей.
Суд принимает заключение эксперта № от 21.07.2021, выполненное экспертом ООО «СтройЭкспертИндустрия», за допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку оно соответствует требованиям закона; исследование проведено компетентным экспертом, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим профессиональную переподготовку и имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим длительный стаж работы по экспертной специальности и в области оценочной деятельности, который был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно выполнено на основе исследования технической документации и проведенного непосредственно экспертом осмотра спорного недвижимого имущества; полностью согласуется с другими доказательствами по делу, подтверждено фотоматериалами; не имеет каких-либо противоречий, содержит обоснование и достаточно мотивированные выводы эксперта на поставленные судом вопросы. Какой-либо заинтересованности эксперта в исходе данного дела, судом не установлено, его заключение сомнений не вызывает.
Кроме того, обоснованность выводов, изложенных в данном заключении, была в полном объеме подтверждена в ходе допроса эксперта ФИО6 в судебном заседании. Каких-либо заслуживающих внимание суда доводов и доказательств, позволяющих поставить под сомнение содержащиеся в заключении эксперта выводы, суду не представлено, а доводы, изложенные представителями истца необоснованны и также были в полном объеме опровергнуты в судебном заседании в ходе допроса эксперта.
В ходе судебного заседания от представителей истца Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» каких-либо ходатайств о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы не поступало.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 – при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято 11.10.2010, а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от 10.06.2013. Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения п.4 ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, т.е. на 10.10.2010. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено п.4 ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд. По смыслу ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.55 и п.1 ст.62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №89-КГ15-4). Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 01.04.2015, поскольку действующим законодательством не установлено иное.
При таких обстоятельствах, суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, составляет денежная сумма равная 421 000 рублей.
Суд также считает обоснованной рассчитанную экспертом в заключении № от 21.07.2021 величину убытков, причиняемых правообладателю ФИО4 изъятием объекта недвижимости для государственных нужд, а именно в размере затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости, которая составляет 12 980 рублей, и подлежит взысканию в пользу ФИО4 в полном объеме.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а общий размер возмещения, подлежащего выплате ФИО4 в связи с изъятием для государственных нужд принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества, составляет 546 703 рубля, в том числе: 421 000 рублей – рыночная стоимость изымаемого земельного участка; 43 188 рублей – рыночная стоимость улучшений изымаемого земельного участка; 69 535 рублей – размер убытков, связанных с потерей зеленых насаждений при изъятии земельного участка; 12 980 рублей – величина убытков, причиняемых изъятием земельного участка, в том числе размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой.
Учитывая обстоятельства по делу и характер спорных правоотношений, принимая во внимание позиции сторон, в том числе пояснения истца относительно установления подлежащего выплате размера возмещения, суд не усматривает оснований для обращения настоящего решения суда к немедленному исполнению в порядке ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В связи с рассмотрением данного гражданского дела ответчицей ФИО4 были понесены судебные расходы в размере 35 000 рублей по оплате судебной оценочной экспертизы, выполненной на основании определения суда экспертом ООО «СтройЭкспертИндустрия», подтвержденные Квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 22.07.2021.
Поскольку исковые требования в части установления размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество признаны судом не подлежащими удовлетворению, и размер возмещения определен на основании Заключения эксперта № от 21.07.2021, выполненного экспертом ООО «СтройЭкспертИндустрия», с истца Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в пользу ответчицы ФИО4 подлежат взысканию судебные расходы по оплате экспертизы в размере 35 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО4 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности – удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
Установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в размере 546 703 (пятьсот сорок шесть тысяч семьсот три) рубля, в том числе: 421 000 рублей – рыночная стоимость земельного участка; 43 188 рублей – рыночная стоимость улучшений земельного участка; 12 980 рублей – величина убытков, причиняемых собственнику изъятием объекта недвижимости для государственных нужд в виде размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости; 69 535 рублей - размер убытков, связанных с потерей зеленых насаждений (деревьев и кустарников в количестве 14 шт.) при изъятии земельного участка.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в пользу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общий размер возмещения за изымаемый земельный участок, включая убытки причиняемые собственнику изъятием объекта недвижимости для государственных нужд, в размере 546 703 (пятьсот сорок шесть тысяч семьсот три) рубля, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет ФИО4, или на депозитный счет нотариуса.
Признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в пользу ФИО4, судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для прекращения права собственности ФИО4 и регистрации права государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 431 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1207 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2021г.
Судья: С.А. Серомицкий