ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10060/2017 от 25.01.2018 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мищенко И.А.

при секретаре Скляровой С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перегудова А.С. к ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» о взыскании стоимости товара, понесенных убытков и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Перегудов А.С. обратился в суд с иском к ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» о взыскании с ответчика стоимости товара в размере 17500 рублей, неустойки (пени) в размере 13300 рублей, убытков в размере 1150 рублей, взыскании штрафа согласно п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» и компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между истцом и ответчиком заключен договор на поставку мягкой мебели (диван). ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поставлен товар, не соответствующий условиям договора в части материала и расцветки, что отражено в акте приема - передачи к договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта приема - передачи к договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истец указал следующее: «Получил диван из другого материала и расцветки. Жду замены на надлежащий товар». Вместе с тем, представители Продавца заверили истца, что требовать возврата уплаченной суммы за указанный товар он не имеет права и сказали, что поставят надлежащий диван через два дня. Вышеуказанные слова не соответствовали фактическим обстоятельствам дела. Инициатива об удовлетворении требований истца постоянно исходила от него, но она была безрезультатна.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии с п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. Вместе с тем, действующее законодательство предполагает предъявление иного требования, в случае если первоначальное требование потребителя не будет удовлетворено в установленный законодательством срок (п.п. «а» п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Согласно п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем.

Ввиду того, что Продавец в нарушение п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 не произвел в установленный законом срок замену товара с недостатками на товар, соответствующий условиям договора, 15.06.2017г. истец был вынужден потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Устные пояснения представителя Продавца сводились к тому, что у истца нет оснований требовать возврата денежных средств за купленный диван с явными недостатками. Все принимаемые истцом попытки урегулировать возникшие разногласия в указанном вопросе были безуспешными.

Согласно п.1 ст.18 Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии со ст.22 указанного Закона, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

С целью побуждения Продавца к выполнению своих требований истцом 19.07.2017г. направлена жалоба в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае.

Постановлением по делу об административном правонарушении ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» признан виновным в совершении административного правонарушения, применена мера ответственности по ч. 1 ст. 14.4. КоАП РФ и назначен штраф в размере 10 000 рублей.

Постановлением по делу об административном правонарушении ИП Осенний М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, применена мера ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ, ИП Осенний М.С. предупрежден в пределах указанной санкции.

После поступления жалобы истца в уполномоченный орган ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» заверил, что вернет денежные средства за купленный товар с недостатками, а также выплатит неустойку (пени) за просрочку исполнения обязательств предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, однако через некоторое время вышеуказанные заверения ИП Осеннего М.С. на деле не подтвердились.

Согласно п.1 ст.23 Закона за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

На основании п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Вместе с тем, в соответствии с п.6 ст.13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф согласно п.6 ст.13 Закона независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

В соответствии со ст.18 данного Закона наряду с требованием о возврате уплаченной за товар суммы потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ответчика стоимость товара в размере 17 500 рублей, неустойку (пени) в размере 37 100 рублей, убытки в размере 1 150 рублей, штраф согласно п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Ответчик, в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, о причинах своей неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение истца считает, что исковые требования обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Согласно п.1 ст.18 Российской Федерации от 07.02.1992 №2300 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

На основании п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 Российской Федерации от 07.02.1992 №2300 «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между истцом и ответчиком заключен договор на поставку мягкой мебели (дивана). ДД.ММ.ГГГГ. в адрес истца был поставлен товар не соответствующий условиям договора в части материала и расцветки, что отражено в акте приема - передачи к договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта приема - передачи к договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истец указал, что получил диван из другого материала и расцветки, и ждет замены на надлежащий товар.

Продавец в нарушение п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 Российской Федерации от 07.02.1992 №2300 «О защите прав потребителей» не произвел в установленный законом срок замену товара с недостатками на товар соответствующий условиям договора, в связи с чем, 15.06.2017г. истцом была вручена ответчику претензия с требованием о возврате уплаченной за товар суммы.

Вместе с тем, судом установлено, что в связи с неисполнением ответчиком требований действующего законодательства истцом 19.07.2017г. направлена жалоба в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае.

Постановлением по делу об административном правонарушении ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» признан виновным в совершении административного правонарушения, применена мера ответственности по ч. 1 ст. 14.4. КоАП РФ и назначен штраф в размере 10 000 рублей.

Постановлением по делу об административном правонарушении ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» признан виновным в совершении административного правонарушения, применена мера ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ, ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» предупрежден в пределах указанной санкции.

В соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п.1 ст.23 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В соответствии с п.2 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300 «О защите прав потребителей» если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. В силу ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд считает необходимым ее снизить до 17 500 рублей.

На основании п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В силу ст.333 Гражданского кодекса РФ, суд считает возможным снизить размер штрафа до 10 000 рублей.

Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Судом установлено, что ответчиком нарушены права истца, предусмотренные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей».

При указанных выше обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца стоимость товара (дивана) в размере 17500 рублей, неустойку (пени) в размере 17500 рублей, убытки в размере 1150 рублей; штраф, согласно п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» в размере 10000 рублей; компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Перегудова А.С. к ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» о взыскании стоимости товара, понесенных убытков и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Взыскать с ИП Осенний М.С. «Ваш Стиль+» в пользу Перегудова А.С. стоимость товара (дивана) в размере 17500 рублей, неустойку (пени) в размере 17500 рублей, убытки в размере 1150 рублей; штраф, согласно п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» в размере 10000 рублей; компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

Стороны вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: