ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1006/20 от 27.08.2020 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело 2-1006/2020

УИД 56RS0033-01-2020-001653-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года город Орск

Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Кучерявенко Т.М.,

при секретаре Филипповой О.М.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Советского района г.Орска Каипова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «УралТехОбработка» об обязании устранить нарушения законодательства о государственном оборонном заказе,

установил:

Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился с иском к ООО «УралТехОбработка», в котором просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства о государственном оборонном заказе: восстановить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по заключенному в рамках государственного оборонного заказа договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФГУП «<данные изъяты> на сумму 3980000,0 руб. на поставку стальных резервуаров по адресу: <адрес>; привести в соответствие с требованиями законодательства приказ от ДД.ММ.ГГГГ директора ООО «УралТехноОбработка» «Об учетной политике на 2015 год»; учесть в приказе положения о применении учетной политики к отношениям в сфере государственного оборонного заказа и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту в сфере государственного оборонного заказа; составить отчет об исполнении государственного контракта в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФГУП «<данные изъяты>» на сумму 3980000,0 руб. на поставку стальных резервуаров по адресу: <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора Советского района г.Орска Каипов Р.Р. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки в судебное заседание ходатайство об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Также в силу ст. 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

Пунктом 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 «Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансового хозяйственной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 установлено, что организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее - организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция).

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция).

Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса.

Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно.

При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учету.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности".

Стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции.

Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.

Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:

1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.

Указанные «Правила» обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Как следует из материалов дела прокуратурой Советского района г.Орска проведена проверка исполнения ООО «УралТехноОбработка» законодательства о государственном оборонном заказе, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УралТехноОбработка» и ФГУП «<данные изъяты>» заключен договор поставки на сумму 3980 000,0 руб. на поставку стальных резервуаров по адресу: <адрес>

Согласно представленным в ходе проверки счетам – фактурам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ поставщику от ООО «УралТехноОбработка» поступило 6 резервуаров стальных горизонтальных РГСП – 10 V = 10 м3 в количестве 2 штук и резервуар стальной горизонтальный двустенный с всасывающей системой с технологическом отсеком и крышкой РГД 50 V=50 м3 в количестве 4 штук. Работы по договору поставки ООО «УралТехноОбработка» исполнены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «УралТехноОбработка» ФИО4 издан приказ «Об учетной политике на 2015 год», который по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не изменялся. Вместе с тем, учетная политика ООО «УралТехноОбработка» не содержит положения о ее применении к отношениям в сфере государственного оборонного заказа и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту в сфере государственного оборонного заказа.

Кроме того, в нарушение п. 1 «Правил заполнения отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ ООО «УралТехноОбработка» по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФГУП «<данные изъяты>» не составлялся.

В нарушение п. 18 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», п. 1 «Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансового хозяйственной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 ООО «УралТехноОбработка» раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по указанному контракту (договору поставки от 06.07.2018, заключенного с ФГУП «Главное военно-строительное управление № 5) при исполнении государственного оборонного заказа не велся.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 2 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, совокупность применяемых организацией способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) отражается в учетной политике организации.

Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н установлено, что учетная политика организации должна обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи по Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

План счетов включает в себя: внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал, финансовые результаты.

В нарушение указанных норм учетная политика ООО «УралТехноОбработка» не содержит положения о ее применении к отношениям в сфере государственного оборонного заказа и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту в сфере государственного оборонного заказа.

Нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства. Кроме того, на исполнение государственного оборонного заказа государством – Российской Федерацией выделяются бюджетные средства. Неведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении государственного оборонного заказа не позволяет эффективно использовать полученные на его выполнение бюджетные средства, а также осуществлять контроль за их расходованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательств, опровергающих невыполнение указанных требований закона, представитель ответчика не представил.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора Советского района г.Орска о возложении на ответчика ООО «УралТехОбработка» обязанности устранить нарушения законодательства о государственном оборонном заказе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить исковые требования прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «УралТехОбработка» об обязании устранить нарушения законодательства о государственном оборонном заказе.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «УралТехОбработка»: восстановить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по заключенному в рамках государственного оборонного заказа договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФГУП «<данные изъяты>» на сумму 3980000,0 руб. на поставку стальных резервуаров по адресу: <адрес>; привести в соответствие с требованиями законодательства приказ от ДД.ММ.ГГГГ директора ООО «УралТехноОбработка» «Об учетной политике на 2015 год»; учесть в приказе положения о применении учетной политики к отношениям в сфере государственного оборонного заказа и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту в сфере государственного оборонного заказа; составить отчет об исполнении государственного контракта в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФГУП «<данные изъяты>» на сумму 3980000,0 руб. на поставку стальных резервуаров по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 сентября 2020 года.

Судья Кучерявенко Т.М.