ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1006/2012 от 11.12.2012 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2-1006/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Астрахань 11 декабря 2012 года

Советский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Омаровой И.В.,

при секретаре Досалиевой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в АГКК в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Аксарайский прокурор по надзору за соблюдением законов на АГРК, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском об обязании совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что ООО «Газпром добыча Астрахань» в соответствии с приказом МЧС России от 28.04.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» отнесено к 2 классу опасности. В соответствии с договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от <дата><номер> предприятие ООО «Астраханьгазпром» (в настоящее время ООО «Газпром добыча Астрахань») приняло от ТУ Росимущества в <адрес> по акту приема передачи от <дата>5 на ответственное хранение средства коллективной защиты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, а именно в числе других отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны - УППГ 2, системы жизнедеятельности которого не работоспособны из-за подтопляемости грунтовыми водами. По условиям договора, предприятие обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Согласно акта инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны от <дата> инв. <номер> инвентаризационной комиссией установлено, что ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, Газопромысловое управление, УППГ-2 не готово к приему укрываемых. Кроме того, в соответствии с актом проверки использования защитных сооружений гражданской обороны (бомбоубежищ), расположенных по адресу: <адрес> от <дата>, проведенной комиссией ТУ Росимущества в <адрес> с участием представителя ГУ МЧС России по <адрес> в ходе проверки заглубленного склада инвентаря УППГ-2 (<адрес>, Газопромысловое управление, УППГ-2) установлено, что техническое состояние объекта неудовлетворительное, ЗС ГО не готово к приему укрываемых, его дальнейшая эксплуатация невозможна. Не готовность ЗС ГО к приему укрывающихся и невозможность его эксплуатации при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, что является недопустимым. Таким образом, по мнению прокурора, ООО «Газпром добыча Астрахань» и ТУ Росимущества в <адрес> необходимо произвести капитальный ремонт ЗС ГО, для чего выполнить работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. В связи с чем, просит суд обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> и Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» принять меры по восстановлению, замене разрушительных и изношенных конструктивных элементов и проведению капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, заглубленный склад инвентаря Газопромыслового управления УППГ-2.

Определением суда от <дата> судом принят отказ представителя истца от иска в части требований, предъявленных к ООО «Газпром добыча Астрахань», и производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить и обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> принять меры по восстановлению, замене разрушительных и изношенных конструктивных элементов и проведению капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, заглубленный склад инвентаря Газопромыслового управления УППГ-2.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в Астраханской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебном заседании участия не принимал, представили отзыв, в котором полагают обоснованными исковые требования и просят рассмотреть дело в их отсутствии.

В силу ст.167ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено судом, ООО «Газпром добыча Астрахань» в соответствии с приказом МЧС России от <дата><номер> «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» отнесено к 2 классу опасности.

<дата> между ООО «Астраханьгазпром» и ТУ Министерства имущественных отношений РФ по <адрес> заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны <номер> от <дата>, по условиям которого, ООО «Астраханьгазпром» принимает по акту на ответственное хранение накопленные средства коллективной защиты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, в числе которых отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны - УППГ 2, системы жизнедеятельности которого не работоспособны из-за подтопляемости грунтовыми водами ЗС.

По условиям договора ООО «Астраханьгазпром» обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

Из акта инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны от <дата> инв. <номер> инвентаризационной комиссией установлено, что ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, Газопромысловое управление, УППГ-2, затапливается грунтовыми водами, система вентиляции находится в неисправном состоянии, освещение не работоспособно, системы отопления, водоснабжения и канализации отсутствуют. Согласно выводов комиссии защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых.

Согласно акта проверки использования защитных сооружений гражданской обороны (бомбоубежищ), расположенных по адресу: <адрес> от <дата>, составленного комиссионно, в ходе проверки заглубленного склада инвентаря УППГ-2 установлено: защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии: система вентиляции находится в неисправном состоянии, вентиляционные фильтры просрочены (1986г.), техническое обслуживание не проводилось, требуется капитальный ремонт; система энергоснабжения в неработоспособном состоянии, резервный источник питания отсутствует, требуется провести техническое обслуживание; система водоснабжения, канализации, отопления отсутствует; герметические двери находятся в исправном состоянии, нарушена герметизация помещения, ЗС ГО затапливается грунтовыми водами. ЗС ГО в мирное не используется. Техническое состояние объекта неудовлетворительное. ЗС ГО не готово к приему укрываемых как ПРУ. Дальнейшая эксплуатация невозможна. Требуется проведение капитального ремонта и восстановления систем жизнеобеспечения. Комиссией предложено ООО «Газпром добыча Астрахань» в срок до <дата> провести капитальный ремонта и восстановление систем жизнеобеспечения заглубленного склада инвентаря УППГ-2.

Согласно п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от <дата><номер> содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию в организациях могут создаваться формирования по их обслуживанию.

Пунктом 9 Приказа МЧС России от <дата><номер> «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» объекты ООО Газпром добыча Астрахань» поднадзорны Южному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Вступившим в закону силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.10.2012 года исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в <адрес> к ООО «Газпром добыча Астрахань» об обязании принять меры по проведению капитального ремонта и восстановительных работ на ЗС ГО, расположенного по адресу: <данные изъяты> – оставлены без удовлетворения.

В рамках рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что объект ЗС ГО расположенного по адресу: <адрес>, "Газопромыслового управления УППГ-2 является федеральной собственностью, согласно выписки из реестра федерального имущества от <дата><номер>.

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань», именуемое в дальнейшем «Предприятие» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, именуемое в дальнейшем «Территориальное управление», заключен договор <номер>-ГО о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от <дата>

В ходе проверки использования и сохранности защитных сооружений гражданской обороны бомбоубежищ), расположенных по адресу: <адрес>, основанием которой послужило Распоряжение Правительства Астраханской, области от <дата><номер>-Пр «О межведомственной рабочей группе по проверке защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>», Приказ ТУ Росимущества в <адрес> от <дата><номер> «О создании комиссии по проведению проверок защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, находится в неудовлетворительном состоянии, затапливается грунтовыми водами. Дальнейшая эксплуатация невозможна, требуется проведение капитального ремонта и восстановления систем жизнеобеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственности, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры (в том числе защищенные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), предназначенные для использования в особый период (военное время) независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Таким образом, введение в эксплуатацию до 01.01.1992г. ЗС ГО могут, относится только к федеральной собственности.

Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1-3 прямо не указаны. Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению N 3020-1.

Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению N 3020-1.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Пунктом 1.2 Правил N 583 установлено, что статус сооружения как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений сооружения, заверенных органами технической инвентаризации.

Учет сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе сооружения, в журнале учета сооружений (п. 2.1 Правил N 583).

Пунктом 2.2 названных Правил предусмотрено, что документальным основанием для ведения учета сооружения является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту сооружения являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией балансодержателем сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт сооружения оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения.

Однако согласно письму МЧС России по <адрес> от <дата><номер>, объект, расположенный по адресу: <адрес>, как объект гражданской обороны на учете не числится. В связи с чем, паспорт объекта отсутствует, инвентарный номер не присваивался.

Доказательств того, что спорный объект недвижимости отнесен к категории убежища гражданской обороны, специализированного складского помещения в материалах дела не имеется.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь положениями закона о гражданской обороне, Правил, Порядка, арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Вместе с тем, установлено, что <дата> между ООО «Газпром добыча Астрахань» и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> заключено дополнительное соглашение к договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны <номер> от <дата>, которым, на основании решения Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу <номер> исключено из раздела 1 договора отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны - УППГ 2.

Таким образом, необходимость использования указанного защитного сооружения отсутствует.

Согласно выписки из реестра федерального имущества <номер> от <дата> здание: «Заглубленный склад инвентаря УППГ-2», расположенный по адресу: <адрес>, Астраханское газоконденсатное месторождение, УППГ-2, имеющий назначение: нежилое помещение, является федеральной собственностью.

Анализируя представленные в суд доказательства и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что объект – заглубленный склад инвентаря УППГ-2 – специализированное складское помещение не относится к категории убежища гражданской обороны, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в АГКК в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2012 года.

Судья : подпись Омарова И.В.