ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1006/2014 от 09.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

 Дело №2-1006/2014 ....

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 09 апреля 2014 года

     Ленинский районный суд города Владимира в составе:

 председательствующего судьи Ильиной Н.В.,

 при секретаре Кайа И.И.,

 с участием представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1,

 представителя ответчика адвоката Мельниковой С.В., имеющей регистрационный номер № и удостоверение №№, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком на три года) и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира к ФИО2 о понуждении к оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия,

 УСТАНОВИЛ:

 Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира (далее – УАСиЗР) обратилось в суд с иском к ФИО2 о понуждении к оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия.

 В обоснование иска указало, что Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении объектов недвижимости объектами культурного наследия местного (муниципального) значения» дом, в котором 1906-1907 годах находилась подпольная типография Владимирской организации РСДРП, расположенный по адресу: <адрес>, объявлен объектом культурного наследия местного (муниципального) значения и отнесен к памятнику истории. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом и земельный участок, на котором он расположен, принадлежат на праве собственности ФИО2 В соответствии с Положением об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения, утвержденным постановлением главы города Владимира от 29 сентября 2011 года №2561, работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся на основании охранного обязательства, выданного УАСиЗР. Ответчику ФИО2 были направлены письма заказной почтой с уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. № о необходимости оформления охранного обязательства, которые им получены не были. Письма возвращены за истечением срока хранения.    

 Ссылаясь в обоснование иска на статьи 7, 11, 48 и 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 421, 445 Гражданского кодекса РФ, УАСиЗР просит суд обязать ФИО2 в течение 2-х месяцев с момента вынесения решения оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно: дом, расположенный по адресу: <адрес>

 В судебном заседании представитель истца Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов Администрации города Владимира ФИО1 поддержала требование по изложенным в исковом заявлении основаниям.

 Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Его представитель адвокат Мельникова С.В. возражала против удовлетворения иска. Указала, что с 1907 года дом претерпел множество изменений и реконструкций, является жилым, внутри о типографии ничего не напоминает, поэтому дом не представляет собой историческую ценность. Дом находится в собственности у ФИО2 с 1999 года, но о принятом решении об отнесении дома к объектам культурного наследия его не уведомляли. Заключение государственной историко-культурной экспертизы не составлялось, в реестр объектов культурного наследия дом не включен. ФИО2, будучи священнослужителем, в силу своих убеждений отказывается от оформления охранного обязательства, представляющего собой гражданско-правовой договор, к заключению которого понудить нельзя.

 В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО2

 Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 В соответствии с положениями, изложенными в статьях 3,4 и 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

 объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

 Согласно статья 9.3 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

 Статьей 48 Федерального закона предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, с учетом требований настоящего Федерального закона.

 Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

 Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется местной администрацией муниципального образования в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

 В соответствии с пунктом 2.1. «Положения об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения», утвержденного Постановлением администрации города Владимира от 29.09.2011 N 2561 (ред. от 21.12.2012) "Об утверждении Положения об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения и признании утратившим силу распоряжения главы города Владимира от 03.03.2005 N 611-р "Об утверждении Положения об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения" к компетенции управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения относятся: содержание и использование объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в собственности муниципального образования, в том числе заключение охранных обязательств,

 - обращение в суд в случаях нарушения требований к сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) наследия.

     Согласно пунктам 4.1 и 4.21 «Положения об управлении архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира», утвержденного Решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.05.2012 N 100 (ред. от 26.02.2014), Управление осуществляет в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке прием соответствующих заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу на основании указанных заявлений или отказ в выдаче следующих документов: охранное обязательство объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; обращается в судебные и иные органы за защитой прав и законных интересов Управления, а в случаях, установленных законодательством, за защитой муниципальных интересов.

     Судом установлено, что ответчику ФИО2 принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 93,9 кв.м, и земельный участок площадью 2042 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

     Право собственности ответчика на жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №№

     Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, ограничение (обременение) права собственности на дом не зарегистрировано (л.д.17).

     Также установлено, что Законом Владимирской области от 24 декабря 2008 года №226-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости объектами культурного наследия местного (муниципального) значения» дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в список объектов культурного наследия местного (муниципального) значения под № как дом, в котором в 1906-1907 годах находилась подпольная типография Владимирской организации РСДРП.

     ДД.ММ.ГГГГ на указанный дом оформлен паспорт объекта культурного наследия как на памятник истории местного (муниципального) значения (л.д. 5-12).

 Согласно данному паспорту, здание имеет историческую ценность, основанную на причастности к определенным историческим событиям (дом, в котором в 1906-1907 гг. находилась подпольная типография Владимирской организации РСДРП). Здание в советские годы объявлено памятником истории в рамках государственной программы по увековечению памяти о событиях, связанных с революционной деятельностью.

 УАСиЗР письмами от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № и от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ФИО2 направлялись уведомления о необходимости оформления охранного обязательства собственника дома культурного наследия местного (муниципального) значения ( л.д.15-16).

 Однако указанные уведомления не были получены ФИО2, что подтверждается почтовыми уведомлениями ( л.д.13-14).

 Как пояснила представитель ответчика адвокат Мельникова С.В. в судебном заседании, от заключения охранного обязательства ответчик ФИО2 отказывается.

 В соответствии с п. 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

 Проанализировав требования приведенных правовых норм и установленные фактические обстоятельства, оценив представленные доказательства, принимая во внимание, что здание, находящееся в собственности ответчика, отнесено к объектам культурного наследия, в связи с чем Федеральным законом №73 на собственника возлагаются определенные ограничения (обременения), объем которых отражается в охранном обязательстве, но до настоящего времени оно не оформлено и ответчик ФИО2 уклоняется от исполнения требований закона, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований УАСиЗР.

 При этом суд считает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что охранное обязательство представляет собой гражданско-правовой договор, к заключению которого нельзя понудить сторону. Общие правила о заключении договора в данном случае должны применяться с учетом особенностей, предусмотренных специальным законом. По смыслу Федерального закона охранное обязательство следует рассматривать как публичное обязательство собственника объекта культурного наследия перед государством, возникающее в силу закона, а не как гражданско-правовой договор, заключаемый по волеизъявлению сторон в офертно-акцептном порядке. При этом вопрос об условиях охранного обязательства при наличии спора может быть разрешен ответчиком в судебном порядке.

 Кроме того, согласно пункту 4 статьи 48 Федерального закона №73 в случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

 Также суд считает необоснованным утверждение представителя ответчика о том, что поскольку дом не включен в реестр объектов культурного наследия, то УАСиЗР невправе требовать оформление охранного обязательства. Пунктом 3 ст. 63 Федерального закона №73 об объектах культурного наследия предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".

 Ссылка на неоднократно проведенную реконструкцию здания, как на основание исключения спорного здания из объектов культурного наследия, не может быть принято во внимание, так как основано на неправильном толковании норм права.

 При таких обстоятельствах, суд полагает обязать ФИО2 оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного (муниципального) значения – дом, в котором в 1906-1907 годах находилась подпольная типография Владимирской организации РСДРП, расположенный по адресу: <адрес>.

 Учитывая, что ответчиком принимаются меры об исключении дома из списка объектов культурного наследия, суд полагает возложить на ФИО2 обязанность по оформлению охранного обязательства в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

     Иск Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира к ФИО2 о понуждении оформить охранное обязательство на объект культурного наследия удовлетворить.

     Обязать ФИО2 оформить охранное обязательство на объект культурного наследия местного (муниципального) значения – дом, в котором в 1906-1907 годах находилась подпольная типография Владимирской организации РСДРП, расположенный по адресу: <адрес>.

     Решение подлежит исполнению в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

     Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Председательствующий судья .... Н.В. Ильина

 ....

 ....

 ....

 ....