ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1006/2016 от 11.04.2016 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 года гор. Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителя истца по доверенности от 28.11.2015 г. ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия ( МУП) « Каббалккоммунэнерго» к ФИО2 ФИО6 о возмещении ущерба

установил:

МУП « Каббалккоммунэнерго» обратился в суд с настоящим иском и в обоснование своих требований указал, что 27.10. 2015г. на пересечений улиц Толстого - Пушкина примерно в 18 часов при производстве земляных работ по прокладке канализационных труб работниками, нанятыми собственником буфета «Редиска» ФИО2, была повреждена кабельная линия 6 кВ. проложенная от РП-1 до ТП-657, вследствие чего была аварийно обесточена центральная часть города.

Персоналом МУП "Каббалккоммунэнерго" в целях возобновления подачи электрической энергии и устранения аварийного выхода из строя высоковольтной кабельной линии были проведены ремонтно-восстановительные работы на общую сумму <данные изъяты> руб. (в том числе НДС 18% - <данные изъяты> руб.), что подтверждается сметой затрат на восстановительные работы.

Ответчику было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ подписать и вернуть в адрес предприятия один экземпляр акта выполненных работ, а также возместить МУП "Каббалккоммунэнерго" стоимость выполненных работ в вышеуказанной сумме, однако указанные требования он не выполнил.

На этом основании, с учетом уточнения своих требований истец просит взыскать с ФИО2 ФИО7 в пользу МУП «Каббалккоммунэнерго» :

<данные изъяты> руб. за нанесенный материальный ущерб;

<данные изъяты> руб. процентов за пользование чужими денежными средствами;

проценты за пользование чужими средствами, начисленные на сумму долга в размере <данные изъяты> руб., с 25.12.2015г. по день фактической уплаты кредитору суммы задолженности, исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды;

уплаченную по делу государственную пошлину.

В судебном заседании представитель МУП «Каббалккоммунэнерго» ФИО1 исковые требования, с учетом уточнения, поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО2, его представитель ФИО3, в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела были извещены, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из положений п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Из положений данной нормы права следует, что гражданско-правовая ответственность за причинение вреда наступает при наличии следующих условий: противоправности поведения причинителя вреда; наступления вреда; наличии причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом; вины причинителя вреда.

Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия вины должен представить причинитель вреда. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным вредом.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство, полученное застройщиком в установленном порядке, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также является основанием для производства всего комплекса работ, связанных со строительством, в том числе для производства земляных работ.

Таким образом, по своей правовой природе, разрешение является гарантией безопасности строительства объекта.

Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского округа Нальчик, утвержденными решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 11.08.2009 года № 128, установлены обязательные для всех юридических и физических лиц правила производства земляных работ.

Согласно п.п. 8.8 и 8.9 Правил, проведение любых видов земляных работ без разрешения запрещается, за исключением случаев устранения аварийных ситуаций, возникших в нерабочее время с последующим уведомлением уполномоченного органа администрации. Земляные и вскрышные работы осуществляются в соответствии с установленными администрацией городского округа требованиями, в границах и в сроки, указанные в разрешении на выполнение данных видов работ.

Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 29.04.2014 года № 968 был утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги « Выдача разрешения на производство земляных работ» (действовавший в спорный период), которым
определен порядок оформления и выдачи ордеров (разрешений) на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте зданий, сооружений, подземных инженерных сетей и коммуникаций, дорог, тротуаров, проведении инженерно-геологических изысканий и работ по благоустройству территории.

В соответствии с п. 1.2, 2.2, 2.3, 2.6 Регламента, заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги "Выдача разрешений на производство земляных работ" (далее - муниципальная услуга), могут являться физические и юридические лица, а также лица, представляющие их интересы.

Муниципальная услуга предоставляется МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик (далее - Управление).

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги могут являться, в том числе, выдача ордера (разрешения) на производство земляных работ;

Перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги: заявление (для юридических лиц заявление на бланке организации);свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; рабочий проект; трехсторонний договор на восстановление разрытия.

Пунктом 3 Регламента определен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур.

Так, предоставление муниципальной услуги представлено блок-схемой (приложение N 1 к настоящему Регламенту) и включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления с проектом о предоставлении муниципальной услуги;

- проверка документов, необходимых для оказания муниципальной услуги;

- согласование мест производства земляных работ с заинтересованными службами г.о. Нальчик;

- заключение трехстороннего договора подряда на восстановление нарушенных покрытий;

- выдача разрешения или отказа на производство земляных работ. ( п. 3.1)

Порядок выдачи разрешения на производство земляных работ ( п. 3.2):

1) Основанием для начала административной процедуры "Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги" является заявление о предоставлении муниципальной услуги.

После регистрации заявление с документами, необходимыми для оказания муниципальной услуги, передается главе местной администрации г.о. Нальчик, затем курирующему Управление заместителю главы местной администрации, в последующем - начальнику Управления для дальнейшего исполнения. Вышеуказанная процедура осуществляется в срок до 3 дней;

2) Основанием для начала административной процедуры "Проверка документов, необходимых для оказания муниципальной услуги" является передача заявления о предоставлении муниципальной услуги, зарегистрированного в канцелярии Управления, начальником Управления заместителю начальника Управления, который передает заявление на рассмотрение ведущему специалисту производственного отдела, уполномоченному на производство по заявлению в течение 2 дней.

Ведущий специалист производственного отдела удостоверяется, что:

- документы представлены в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством и п. 2.6 настоящего Регламента;

- тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения, фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства - полностью, в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений;

- документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

3) Административная процедура "Согласование мест производства земляных работ с заинтересованными службами г.о. Нальчик".

Ведущий специалист производственного отдела Управления осуществляет согласование мест производства земляных работ с заинтересованными службами г.о. Нальчик в течение 10 календарных дней, при этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и предоставить его;

4) Административная процедура "Заключение трехстороннего договора подряда на восстановление нарушенных покрытий". В целях урегулирования правоотношений при производстве восстановительных работ после ремонта и прокладки подземных инженерных коммуникаций и обеспечения квалифицированного контроля за восстановлением покрытий заключается трехсторонний договор подряда, предусматривающий ответственность за выдачу разрешений на производство земляных работ, сроки и качество их восстановления, финансирование восстановительных работ. Управление в данном договоре является "Координатором" между "Заказчиком" и "Подрядчиком". Подписанный договор должен быть представлен заявителем в течение 30 дней с даты регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги ведущему специалисту производственного отдела Управления;

5) Административная процедура "Выдача разрешения или отказа на производство земляных работ".

В соответствии с п.п. 4.1, 4.3 Регламента, текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений работниками Управления, осуществляется путем проведения руководителем Управления проверок соблюдения и исполнения работниками Управления положений настоящего Административного регламента, иных правовых актов.

Персональная ответственность специалиста закрепляется в должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства.

Исходя из системного толкования указанных норм, ордер представляет собой разрешительный документ, оформленный в соответствии с установленным порядком и дающий право на выполнение определенного вида и объема работ в указанные в нем сроки, является гарантией безопасности строительства.

Под земляными работами понимается - работы, связанные со вскрытием грунта при возведении объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций и т.д.

Таким образом, земляными работами являются работы, связанные с выемкой грунта (почвы), а ордером - документ органа местного самоуправления, разрешающий производство земляных работ на территории городского округа.

Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что 27.10.2015 г. в ходе проведения земляных работ на углу <адрес>, был поврежден подземный кабель линии электропередачи принадлежащий МУП «Каббалккоммунэнерго».

Согласно Акту расследования причин повреждения кабеля ( без даты), утвержденного директором МУП «Каббалккоммунэнерго», 27.10.2015 года при производстве земляных работ по прокладке канализационных труб работниками, нанятыми собственником буфета «Редиска», повреждена кабельная линия 6 кВ. проложенная от РП-1 до ТП-657, виду чего центральная часть города была аварийно обесточена в период времени с 18:40 до 19:20 час.

В процессе расследования установлено, что указанные работы производились собственником буфета «Редиска» ФИО2, с грубым нарушением « Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В.» и без согласования и приглашения представителей МУП «Каббалккоммунэнерго», в ведении которого находится указанная КЛЭП 6 кВ.

В связи с повреждением кабеля МУП «Каббалккоммунэнерго», вынуждено было понести затраты на восстановление линии электропередачи, которые согласно локальному сметному расчету, акту приемки выполненных работ, составили 65 980 руб.

Между тем, установлено, что до начала земляных работ, ФИО2 согласовал проект подключения к центральной канализации с МУП УК « Водоканал», что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ и получил соответствующее разрешение.

Так, из письменного ответа начальника МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что для производства земляных работ по прокладке канализации по <адрес>, ФИО2 выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.9).

Из объяснения представителя ответчика ФИО2, ФИО3, данных им в судебном заседании от 15.02.2016 года, следует, что данные работы производились силами работников МУП « Водоканал».

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из анализа указанной нормы следует, что вина определяется через непринятие мер к надлежащему исполнению обязательства, что является характеристикой противоправного поведения в виде бездействия.

В свою очередь, приведенные выше обстоятельства дела позволяют признать, что ФИО2, получив разрешение от компетентного органа на производство земляных работ, принял меры по предотвращению неблагоприятных последствий своего поведения в результате проведения земляных работ при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота и, соответственно, не мог знать о прохождении на этом участке подземного кабеля.

В данном случае, имеет место оказание МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик муниципальных услуг ответчику ФИО2 ненадлежащего качества в рамках Административного регламента ( п.3), заключающееся в выдаче ордера (разрешения) на производство земляных работ без уточнения расположения подземных коммуникаций (линии силового кабеля, канализации, водопровода, теплотрассы, газопровода, линии связи) и согласования места производства работ с организациями, эксплуатирующими эти коммуникации, включая МУП «Каббалккоммунэнерго».

Последствием некачественно оказанной услуги явилось повреждение подземного кабеля линии электропередачи на месте производства земляных работ, осуществляемых в соответствии с ордером (разрешением).

В силу изложенных обстоятельств суд не находит оснований для возложения на ответчика ФИО2 ответственности в виде возмещения ущерба.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Муниципального унитарного предприятия ( МУП) « Каббалккоммунэнерго» к ФИО2 ФИО8 о взыскании <данные изъяты> руб. за нанесенный материальный ущерб; <данные изъяты> руб.- процентов за пользование чужими денежными средствами; процентов за пользование чужими средствами, начисленные на сумму долга в размере <данные изъяты> руб., с 25.12.2015г. по день фактической уплаты кредитору суммы задолженности, исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды, а также возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено, и стороны могут его получить 15 апреля 2016 года.

Судья Безроков Б.Т.