ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1006/2021 от 22.11.2021 Карпинского городского суда (Свердловская область)

УИД 66 RS0030-01-2021-001141-15

Дело №2-1006/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22.11.2021 город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Базуевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Чешуиной Н.А.,

с участием помощника прокурора г. Карпинска Якимовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Карпинска в интересах Волчанского городского округа к индивидуальному предпринимателю Ювашовой Анджеле Дмитриевне о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Карпинска, действуя в интересах Волчанского городского округа, обратился в Карпинский городской суд Свердловской области с иском к Ювашовой А.Д. о взыскании денежных средств, указав, что Волчанскому городского округу предусмотрены субсидии областного бюджета на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности. На участие в конкурсе на получение субсидий была подана заявка ФИО1 (ИНН ) с бизнес-планом «Клуб разговорного английского языка». С ИП Ювашовой А.Д. 17.12.2019 заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Волчанского городского округа в размере 712 866 руб., которая платежным поручением № 2214 была перечислена на счет ответчика. В соответствии с положениями соглашения 20.12.2019 Ювашова А.Д. представила в Администрацию Волчанского городского округа отчет о достижении значений показателей результативности, в котором указано о перспективе создания одного нового рабочего места и достижение прироста численности работников, занятых у нее на 100 %. В ходе проверки установлено, что 19.12.2019 между ИП Ювашовой А.Д. и Кану Л.М. заключен трудовой договор. Однако по данному трудовому договору заработная плата Кану Л.М. не начислялась, обязательные выплаты в фонд социального страхования и пенсионный фонд, не производились. В мае 2020 года Кану Л.М. зарегистрировалась в качестве самозанятой. Документ о расторжении трудовых отношений между ответчиком и Кану Л.М. представлен не был. По состоянию на 01.01.2020 субъектом малого и среднего предпринимательства, получившим государственную поддержку – ИП Ювашовой А.Д., рабочие места не созданы, не обеспечен прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у нее. Кроме того, площадь помещения, где проводятся занятия по разговорному английскому языку составляет не более 30 кв.м, что значительно меньше площади, приобретенной ответчиком для организации центра времяпрепровождения детей (114,25 кв.м), на возмещение части затрат на которую была получена субсидия. Кроме того установлено, что решение выдать ответчику субсидию принято в отсутствие необходимых документов. По указанным основаниям просит взыскать с ответчика в бюджет Волчанского городского округа неправомерно полученную субсидию на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием (открытием) и развитием центров времяпровождения детей – групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности в размере 712 866 руб..

Помощник прокурора города Карпинска Якимова А.М. в судебном заседании заявленное исковое требование поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Ювашова А.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом по известному месту жительства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Волчанского городского округа, в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, с учетом отсутствия возражений прокурора на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.

Суд, заслушав помощника прокурора, рассмотрев материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации программ по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности 17.12.2019 с ИП Ювашовой А.Д. заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Волчанского городского округа в размере 712 866 руб.. Данная сумма платежным поручением № 2214 была перечислена на счет ответчика. В соответствии с положениями соглашения 20.12.2019 Ювашова А.Д. представила в Администрацию Волчанского городского округа отчет о достижении значений показателей результативности, в котором указано о перспективе создания одного нового рабочего места и достижение прироста численности работников, занятых у нее на 100 %.

В содержании ст.69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктами 2, 3 и 3.1. ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 № 1002-ПП утверждена Государственная программа Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». В приложении № 7, действовавшем до 25.03.2021, был предусмотрен Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, расположенных в Свердловской области, в 2016 - 2020 годах.

Согласно указанному Порядку субсидии муниципальным образованиям предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на исполнение расходных обязательств, возникающих при реализации органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства (п.5). Средства, полученные бюджетами муниципальных образований из областного бюджета в форме субсидии, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.26).

Постановлением Главы Волчанского городского округа № 250 от 12.07.2019 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности на территории Волчанского городского округа в 2019 году (далее Порядок ВГО).

В силу п.1.3 Порядка ВГО целью предоставления субсидии из бюджета Волчанского городского округа является возмещение части затрат, связанных с созданиеми (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности, а также развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, путем создания новых рабочих мест и увеличения среднесписочной численности работников. Указанным же Порядком предусмотрена процедура проведения конкурса на получение субсидии и перечень необходимых документов для участников конкурса.

Пунктом 2.35 Порядка ВГО предусмотрено, что получателям субсидии устанавливаются следующие показатели результативности предоставления субсидии:

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку (единиц),

- прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (процентов),

- в Соглашении о предоставлении субсидии Администрация устанавливает конкретные значения показателей результативности предоставления субсидии на основании Порядка.

Администрацией Волчанского городского округа 17.12.2019 с ИП Ювашовой А.Д. заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Волчанского городского округа. По условиям данного соглашения, его предметом является предоставление из бюджета Волчанского городского округа в 2019 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности (п.1.1). Размер субсидии составляет с 2019 году 712 866 руб. 00 коп.. Соглашением предусмотрено установление показателей результативности в соответствии с приложением к соглашению. Показатели результативности устанавливаются с учетом целевых показателей, предусмотренных муниципальной программой (п.3.6). В силу п.5.3. Соглашения получатель обязуется, в том числе, обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в приложении к настоящему соглашению, выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий и настоящим соглашением. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению к соглашению Ювашовой А.Д. взято на себя обязательство на 01.01.2020 создать 1 рабочее место и обеспечить прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) 100 %.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

С учетом изложенного для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Судом установлено, что по состоянию на 01.01.2020 субъектом малого и среднего предпринимательства, получившим государственную поддержку – ИП Ювашовой А.Д., рабочие места не созданы, не обеспечен прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у нее. Кроме того, площадь помещения, где проводятся занятия по разговорному английскому языку составляет не более 30 кв.м, что значительно меньше площади, приобретенной ответчиком для организации центра времяпрепровождения детей (114,25 кв.м), на возмещение части затрат на которую была получена субсидия.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком Ювашовой А.Д. ненадлежащим образом исполнены обязательства по соглашению от 17.12.2019 о предоставлении субсидии, а именно не достигнуты показатели результативности в установленные соглашением срок.

В силу п. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.

На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с ИП Ювашовой А.Д. в доход бюджета Волчанского городского округа денежные средства, полученные в качестве субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельностив размере 712 866 руб. 00 коп..

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу искового заявления имущественного характера составляет 10 328 руб. 66 коп..

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Карпинска в интересах Волчанского городского округа к индивидуальному предпринимателю Ювашовой Анджеле Дмитриевне о взыскании денежных средств, удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ювашовой Анджелы Дмитриевны () в доход бюджета Волчанского городского округа денежные средства, полученные в качестве субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности в размере 712 866 (семьсот двенадцать тысяч восемьсот шестьдесят шесть) руб. 00 коп..

Взыскать с Ювашовой Анджелы Дмитриевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 328 (десять тысяч триста двадцать восемь) руб. 66 коп..

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Дата изготовления решения в окончательной форме – 29.11.2021.

Председательствующий судья: В.В. Базуева