ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1006/2021 от 28.12.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2-1006/2021

УИД 23RS0024-01-2021-000895-12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Крымск Краснодарского края 28 декабря 2021г.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Серомицкого С.А.

при секретаре Саввиди А.С.

с участием

представителя истца – Государственного бюджетного

учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации

и капитальному строительству гидротехнических сооружений

Краснодарского края» - ФИО1,

действующего на основании доверенности от 16.11.2021

представителя ответчицы ФИО2 - ФИО3,

действующего на основании доверенности от 24.02.2021

представителя третьего лица -

ООО «Межевой земельный центр» - ФИО4,

действующего на основании доверенности от 22.11.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО2 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности,

установил:

Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» обратилось в Крымский районный суд Краснодарского края с иском к ФИО2 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности.

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Уставом Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, в том числе обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой. В целях строительства объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.02.2012 №1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.279 и ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.49, ст.56.2, ст.56.3, ст.56.4, ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 №1057 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства»», а также Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.04.2019 №132 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 №103» на основании ходатайств истца от 13.02.2020 № 01-04/131 Министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края (Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.03.2020 №380), в перечень которого вошел земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенных на нем нежилых зданий: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером ; площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>, принадлежащих на праве собственности ФИО2. По месту нахождения имущества, ответчику 25.03.2020 было направлено уведомление о принятом Министерством природных ресурсов Краснодарского края решении об изъятии земельного участка, площадью 2 922 кв.м., и расположенных на нем нежилых зданий, площадью 690,2 кв.м, площадью 96,5 кв.м., площадью 32,9 кв.м.. Письмом истца от 15.10.2020 исх., ответчику 16.10.2020 вручены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием. В соответствии с ч.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. На основании п.1 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. В соответствии с п.7 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации организация, подавшая ходатайство об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении. Согласно п.2 ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации – размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участком, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно отчета об оценке от 21.09.2020, подготовленного ООО «Межевой земельный центр» и получившего положительное экспертное заключение от 29.09.2020, рыночная стоимость земельного участка, недвижимости и убытков составляет 2 111 253 рубля. На основании п.10 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости истек 14.01.2021. Согласно п.1 ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между истцом и ответчиком не достигнуто. В соответствии с ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Согласно Уставу, учреждение выполняет функции государственного заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края, в том числе по реализации проекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», который имеет высокую социальную значимость и осуществляется с целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 №1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае». Таким образом, данные обстоятельства являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа к немедленному исполнению. Кроме того, учитывая п.1.1 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 №1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края», п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края», как учреждение, созданное с целью обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и выполняющие отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) в защиту государственных интересов, относится к государственным органам, освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании вышеизложенного, просит суд: - изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>; - прекратить право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>; - установить размер возмещения, подлежащий оплате лященко Людмиле Петровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и за расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>, в размере 2 111 253 рубля, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет лященко Людмилы Петровны или на депозитный счет нотариуса; - признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и на расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>; - решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» по доверенности – ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал. При этом дополнительно суду пояснил, что по мнению истца при проведении по делу судебной экспертизы для определения размера возмещения были допущены существенные ошибки, а именно нарушена методология расчета, экспертом допущена ошибка в таблице при корректировке, а также допущены другие несущественные ошибки, что является недопустимым, в связи с чем указанное заключение не может являться доказательством по делу. Просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, размер возмещения за изымаемый земельный участок установить на основании Экспертного заключения, подготовленного ООО «Межевой земельный центр», в размере 2 111 253 рубля.

Ответчица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. По сообщению явившегося в судебное заседание представителя ответчицы - ФИО3, ФИО2 не имеет возможности лично участвовать в рассмотрении судом данного дела, доверила представление ее интересов ему, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчицы ФИО2.

Представитель ответчицы ФИО2 по доверенности - ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал частично. При этом суду пояснил, что ответчица ФИО2 фактически не возражала и не возражает против правомерного изъятия для государственных нужд принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости в виде земельного участка и нежилых зданий, расположенных по адресу <адрес>, однако не согласна с необоснованно заниженным денежным возмещением за изъятие указанных объектов недвижимости. Считает размер предлагаемого ответчице возмещения, рассчитанный на основании Отчета об оценке от 21.09.2020, необоснованно заниженным. Полагает, что отчет от 21.09.2020, на основании которого истцом определена выкупная стоимость, не отвечает критерию достоверности, поскольку экспертом при оценке для сравнения приняты некорректные аналоги без учета местоположения объекта относительно населенного пункта и развитости инфраструктуры. При установлении выкупной стоимости неправильно рассчитан размер убытков собственника, обусловленных изъятием его объектов недвижимости, выводы оценщика противоречивы, так на стр.67 отчета оценщик пришел к выводу, что стоимость услуг риелтора будет являться убытком, который понесет обладатель прав, при этом стоимость услуг риелтора не была рассчитана и не была включена в общую стоимость компенсационных выплат. Подробное описание допущенных нарушений отражено в рецензии от 24.11.2020, выполненной ООО «Юг-Стимул». Таким образом считает, что оценка рыночной стоимости зданий и земельного участка была произведена необъективно. Для определения действительной рыночной стоимости изымаемого имущества ФИО2 обратилась к независимым оценщикам, и согласно отчета от 26.11.2020 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества – земельного участка, площадью 2922 кв.м., с кадастровым номером , образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., с улучшениями, и расположенных на нем зданий швейной фабрики с пристройкой с кадастровым номером , пристройкой с кадастровым номером , и пристройкой с кадастровым номером , расположенных по адресу <адрес>, и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка, составленного экспертами ООО «Юг-Стимул», размер возмещения за принадлежащее ФИО2 на праве собственности имущество составляет 3 734 000 рубля. В нарушение п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации, ФИО2 не было предложено равноценное возмещение за изымаемое недвижимое имущество. В соответствии с ч.6 ст.279 Гражданского кодекса российской Федерации, выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости на момент рассмотрения спора. По результатам заключения судебного эксперта ООО «СтройЭкспертИндустрия» от 03.08.2021 – рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., и расположенных на нем нежилых зданий: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенных по адресу <адрес>, составляет 3 813 000 рублей. Величина убытков, причиняемых собственнику изъятием вышеуказанных объектов недвижимости для государственных нужд, а именно размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, составляет 116 390 рублей. Таким образом, считает справедливым размер выкупной цены изымаемого у ФИО2 недвижимого имущества, с учетом причиняемых правообладателю убытков на момент рассмотрения спора в размере 3 929 390 рублей (3 813 000 рублей + 116 390 рублей). Просил суд: - отказать в удовлетворении искового заявления в части предложенного размера возмещения за принадлежащее ФИО2 на праве собственности имущество, а именно: за земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, а также за расположенные на нем нежилые здания: площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>; - установить размер возмещения, подлежащего оплате ФИО2 за земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, а также за расположенные на нем нежилые здания: площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>, в размере 3 813 000 рублей; - определить величину убытков, причиняемых правообладателю ФИО2 изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, в том числе размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риэлтерских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости в размере 116 390 рублей. а все установить общий размер возмещения в размере 3 929 390 рублей, взыскав указанный размер возмещения с Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в пользу ФИО2.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности – ФИО5, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в адрес суда представила отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражала, считая их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Межевой земельный центр» по доверенности - ФИО4 просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. При этом указал, что при производстве судебной экспертизы, экспертом была нарушена методология расчета стоимости земельного участка, противоречащая п.4 ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определяется путем вычитания из рыночной стоимости исходного земельного участка рыночной стоимости сохраняющегося у правообладателя земельного участка. Также объект аналог №3 имеет другую категорию, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, и соответствующей корректировки не имеет. При расчете затрат на замещение эксперт неверно ссылается на Сборник УПВС, так как при проверке указанная информация не соответствует содержанию сборника в части указанного удельного показателя стоимости.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации – изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Как следует из абз.8 п.2 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации – изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов централизованных систем водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Согласно п.2 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

В силу п.3 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п.5 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Как следует из п.6 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации - сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, а также расположенные на нем нежилые строения швейной фабрики: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>, что нашло свое подтверждение в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.01.2021, Выписках из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.01.2021, от 28.01.2021, от 28.01.2021, а также Техническом паспорте на здание швейной фабрики, расположенной по адресу <адрес>.

В соответствии с Уставом – Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой.

Как следует из представленных истцом документов, в целях строительства объекта «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.02.2012 №1015 «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.279 и ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.49, ст.56.2, ст.56.3, ст.56,4, ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.15.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 №1057 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства»», а также Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.04.2019 №132 «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 №103» на основании ходатайства Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» от 13.02.2020 №01-04/131, от 19.02.2020 №01-04/161 - Министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края, о чем вынесен Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края №380 от 16.03.2020 «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края» (с учетом изменений, внесенных на основании Приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края №1255 от 31.08.2020), при этом в перечень подлежащего изъятию для государственных нужд Краснодарского края недвижимого имущества в том числе вошел земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые строения: площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером ; площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером ; площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером ; находящиеся по адресу <адрес>, принадлежащие на праве собственности ФИО2.

Согласно п.11, п.12, п.13, п.14 ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации – правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

В соответствии с п.1 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В силу положений п.7 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.

Судом установлено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края 25.03.2020 по месту регистрации ответчицы ФИО2 было направлено уведомление о принятом решении об изъятии для государственных нужд Краснодарского края земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., и нежилых строений: площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером ; площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером ; площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером ; находящиеся по адресу <адрес>.

Кроме того, Письмом Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» от 15.10.2020, ФИО2 были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд Краснодарского края, а также Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером , образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., с улучшениями, расположенных на нем зданий швейной фабрики с пристройкой с кадастровым номером , пристройкой с кадастровым номером , пристройкой с кадастровым номером , и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка от 21.09.2020, которые вручены ФИО2 лично 16.10.2020, что подтверждено соответствующей записью и собственноручной подписью ФИО2 в указанном письме.

В соответствии с п.10 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации - в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Срок для подписания ФИО2 соглашения об изъятии недвижимости истек 14.01.2021.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» и ФИО2 не достигнуто.

Согласно п.1 ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации –если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель ответчицы ФИО2 – ФИО3 пояснил, что ответчица ФИО2 фактически не возражает против удовлетворения требований об изъятии у нее для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке указанного земельного участка с расположенными на нем зданиями, выразив лишь несогласие с определенным размером возмещения, подлежащего оплате за изымаемое недвижимое имущество.

Учитывая вышеизложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» об изъятии у ФИО2 вышеуказанного недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края.

Рассматривая вопрос об установлении размера возмещения, подлежащего выплате собственнику за изымаемое для государственных нужд недвижимое имущество, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации – лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу требований п.1 и п.2 ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации – за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно п.1, п.2 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации – размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В обоснование заявленных требований истцом представлены подготовленные ООО «Межевой земельный центр» - Отчет от 21.09.2020 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером , образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., с улучшениями, расположенных на нем зданий швейной фабрики с пристройкой с кадастровым номером , пристройкой с кадастровым номером , пристройкой с кадастровым номером , и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка, а также Экспертное заключение от 29.09.2020 на Отчет от 21.09.2020, согласно которым: - рыночная стоимость земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером , по состоянию на дату оценки 21.09.2020 составляет 725 153 рубля; - рыночная стоимость улучшений земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером , (здания швейной фабрики с пристройками с кадастровыми номерами , , ), на дату оценки с учетом округления составляет 1 384 100 рублей; - размер убытков при изъятии земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером , на дату оценки составляет 2 000 рублей.

Однако, вышеуказанные Отчет от 21.09.2020 и Экспертное заключение от 29.09.2020 на отчет от 21.09.2020, при принятии решения суд не может принять за достоверные и допустимые доказательства по делу, поскольку указанные доказательства не отвечают критерию достоверности, содержат ряд неточностей, так как при оценке экспертом не были учтены действительные характеристики объектов оценки, для сравнения были приняты некорректные аналоги без учета местоположения объектов относительно населенного пункта и развитости инфраструктуры, а кроме того, при наличии в отчете и заключении ссылки на необходимость включения в размер убытков стоимости услуг риелтора, последняя не была рассчитана экспертом и не была включена в общую стоимость компенсационных выплат. При подготовке указанного отчета и экспертного заключения оценщик и эксперт не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

С учетом вышеизложенного, поскольку стороны не договорились о размере возмещения, принимая во внимание, что сторонами в части оценки рыночной стоимости земельного участка и нежилых строений, были представлены противоречивые экспертные заключения, определением суда от 12.05.2021 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «СтройЭкспертИндустрия».

Как следует из Заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом ООО «СтройЭкспертИндустрия» - ФИО6, - рыночная стоимость земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером , образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., и расположенных на нем нежилых зданий: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером ; - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером ; - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенных по адресу <адрес>, составляет 3 813 000 рублей; - величина убытков, причиняемых собственнику изъятием вышеуказанных объектов недвижимости для государственных нужд, а именно размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, составляет 116 390 рублей.

Суд принимает заключение эксперта от 03.08.2021, выполненное экспертом ООО «СтройЭкспертИндустрия», за допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку оно соответствует требованиям закона; исследование проведено компетентным экспертом, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим профессиональную переподготовку и имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим длительный стаж работы по экспертной специальности и в области оценочной деятельности, который был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно выполнено на основе исследования технической документации и проведенного непосредственно экспертом осмотра спорного недвижимого имущества; полностью согласуется с другими доказательствами по делу, подтверждено фотоматериалами; не имеет каких-либо противоречий, содержит обоснование и достаточно мотивированные выводы эксперта на поставленные судом вопросы. Какой-либо заинтересованности эксперта в исходе данного дела, судом не установлено, его заключение сомнений не вызывает.

Кроме того, обоснованность выводов, изложенных в данном заключении, была в полном объеме подтверждена в ходе допроса эксперта ФИО6 в судебном заседании. Каких-либо заслуживающих внимание суда доводов и доказательств, позволяющих поставить под сомнение содержащиеся в заключении эксперта выводы, суду не представлено, а доводы, изложенные представителем истца и третьего лица необоснованны и также были в полном объеме опровергнуты в судебном заседании в ходе допроса эксперта.

В ходе судебного заседания от представителя истца Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» каких-либо ходатайств о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы не поступало.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 – при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято 11.10.2010, а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от 10.06.2013. Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения п.4 ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, т.е. на 10.10.2010. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено п.4 ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд. По смыслу ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.55 и п.1 ст.62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №89-КГ15-4). Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 01.04.2015, поскольку действующим законодательством не установлено иное.

При таких обстоятельствах, суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка, площадью 2 922 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002030:484, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., и находящихся на нем нежилых зданий: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером ; - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером ; - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенных по адресу <адрес>, составляет денежная сумма равная 3 813 000 рублей.

Суд также считает обоснованной рассчитанную экспертом в заключении от 03.08.2021 величину убытков, причиняемых правообладателю ФИО2 изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, а именно в размере затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, которая составляет 116 390 рублей, и подлежит взысканию в пользу ФИО2 в полном объеме.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а общий размер возмещения, подлежащего выплате ФИО2 в связи с изъятием для государственных нужд принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества, составляет 3 929 390 рублей, в том числе: 3 813 000 рублей – стоимость земельного участка и находящихся на нем нежилых помещений, 116 390 рублей - величина убытков, причиняемых собственнику изъятием объектов недвижимости для государственных нужд в виде размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости.

Учитывая обстоятельства по делу и характер спорных правоотношений, принимая во внимание позиции сторон, в том числе пояснения истца относительно установления подлежащего выплате размера возмещения, суд не усматривает оснований для обращения настоящего решения суда к немедленному исполнению в порядке ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче иска в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем на основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчицы, как с лица не освобожденного законом от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Согласно абз.10 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации – в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины – по нормативу 100% по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО2 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности – удовлетворить частично.

Изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>

Установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>, в размере 3 929 390 (три миллиона девятьсот двадцать девять тысяч триста девяносто) рублей, в том числе: 3 813 000 рублей – рыночная стоимость земельного участка и расположенных на нем нежилых зданий; 116 390 рублей - величина убытков, причиняемых собственнику изъятием объектов недвижимости для государственных нужд в виде размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок и государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общий размер возмещения за изымаемый земельный участок и находящиеся на нем нежилые здания, включая убытки причиняемые собственнику изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, в размере 3 929 390 (три миллиона девятьсот двадцать девять тысяч триста девяносто) рублей, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет ФИО2 или на депозитный счет нотариуса.

Признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район Краснодарского края в соответствии с правилами ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение суда является основанием для прекращения права собственности ФИО2 и регистрации права государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 182 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, и расположенные на нем нежилые здания: - площадью 690,2 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 96,5 кв.м., с кадастровым номером , - площадью 31,9 кв.м., с кадастровым номером , находящиеся по адресу <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2021г.

Судья: С.А. Серомицкий