ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1007 от 10.08.2010 Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

                                                                                    Кузнецкий районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кузнецкий районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1007/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новокузнецк 10 августа 2010 года

Судья Кузнецкого районного суда гор. Новокузнецка Кемеровской области

Фролова М.В.,

при секретаре Жаворонковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от ... года ...,

УСТАНОВИЛ:

Борщевич обратился в суд с жалобой на постановление должностного лица МИФНС РФ по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам от ... года о назначении административного наказания. В своей жалобе просит отменить постановление и прекратить производство по делу.

Требования, изложенные в жалобе, мотивирует тем, что в соответствии с ч. 3 ст.14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей. По мнению Инспекции, заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы - сведения об изменении стоимости чистых активов юридического лица, - предоставлено ФИО2 с нарушением срока, предусмотренного п. 5 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Заявление представлено в налоговый орган ..., следовало в срок до 30.04.2010. Вывод Инспекции о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, сделан без учета фактических обстоятельств дела. В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-Ф « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, заявление о внесении таких изменений представляется ежеквартально в регистрирующий орган в срок, установленный законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности. Указанный пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» включен в текст закона и введен в действие с 31.12.2009 (Федеральный закон от 27.12.2009 № 352-Ф3). В соответствии с п.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей были утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439. Поскольку Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'' до 31.12.2009 не содержал требования о представлении заявления для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся Сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, соответственно указанное Постановление Правительства РФ не содержало и утвержденной формы такого заявления. Согласно введенному с 31:12.2009 пункту 5 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ заявление об изменении стоимости чистых активов должно было быть представлено в частности за 1 квартал 2010 в срок до 30 апреля 2010. При этом дополнения в Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» в связи с изменениями в Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесены не были. Каким либо другим нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти форма заявления для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, утверждена не была. Следовательно, требование п.5 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представить в установленный срок заявление Обществом не могло быть выполнено в силу требования того же самого закона, а именно п.2 ст.17 - представить данное заявление по установленной федеральным органом исполнительной власти форме, поскольку к сроку представления заявления 30 апреля 2010 утвержденная форма данного заявления отсутствовала. 21 мая 2010 Федеральная налоговая служба выпустила письмо №МН-37-6/2212 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества», в котором указала на то. что до утверждения в установленном законодательством РФ порядке формы заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подлежащей использованию при внесении в государственный реестр сведений о том, что общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества. рекомендуется использовать форму №Р 14002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества», которая явилось приложением к данному письму. В пункте 9 данного письма Федеральной налоговой службой было указано Управлениям ФНС по субъектам РФ довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, для исполнения, а также обеспечить информирование заинтересованных лиц о размещении настоящего письма, а также формы заявления, на сайте ФНС России. Таким образом, к моменту истечения срока для представления заявления -30 апреля 2010- форма данного заявления для представления сведений об изменении стоимости чистых активов не была доведена до заинтересованных лиц и опубликована. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вышеуказанные обстоятельства исключают вину ФИО2 в непредставлении заявления в установленный п.5 ст. 17 срок, поскольку форма, по которой необходимо было в силу п.2 ст. 17 предоставить данное заявление, утверждена не была. В пункте 8 данного письма Федеральной налоговой службой было указано, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений о принятии решения об уменьшении уставного капитала акционерного общества, а также о стоимости чистых активов акционерного общества возбуждаются после 10 июня 2010 года. Кроме того, при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, Инспекция не выяснила, является ли ФИО2 лицом, ответственным за своевременное представление в налоговый орган сведений о юридическом лице для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц в силу возложенных на него должностных обязанностей. ФИО2 является генеральным директором управляющей компании ОАО «Ю.» по отношению к ОАО «У.», следовательно, им были приняты все зависящие от него меры, как единоличного исполнительного органа управляющей компании. Меры по контролю за соблюдение обществом требований законодательства, а именно руководство текущей деятельностью ОАО «У.» осуществляет директор общества А.. В соответствии с положениями должностной инструкции директора ОАО «У.» именно данное должностное лицо несет ответственность за не обеспечение исполнения обществом действующего законодательства и иных нормативных актов РФ, в том числе административного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Таким образом, ФИО1 не является субъектом ответственности в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом, доверил представлять свои интересы ФИО3, выдав нотариальную доверенность.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3, действующая на основании нотариальной доверенности от ... г., требования, изложенные в жалобе, поддержала. Просила прекратить дело об административном правонарушении в отношении ее доверителя, по основаниям, изложенным в жалобе, считает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - МИФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка - ФИО4 не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, представила суду письменные возражения на жалобу ФИО1, в которых просит оставить жалобу без удовлетворения.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, считает, что жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания следует удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом признается административным правонарушением.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в. т.ч. и отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25 ч. 3 КоАП РФ и к административной ответственности он привлечен неправомерно, поскольку, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25 ч. 3 КоАП РФ, при вынесении протокола об административном правонарушении в отношении заявителя, были нарушены предоставленные ему КоАП РФ права, как лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Из установленного судом, усматривается, что ФИО1 является генеральным директором управляющей компании ОАО «Ю.» по отношению к ОАО «У.». Юридическое лицо состоит на налоговом учете в ИФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом № 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» юридическое лицо обязано было предоставить в налоговый орган до 30 апреля текущего года, отчет о чистых активах предприятия. Суд считает, что несвоевременное предоставление отчетности до 30.04.2010 года, а отчет в налоговый орган представлен юридическим лицом ... года, произошло не вследствие виновных действий ФИО1, т.к. лицо привлеченное к административной ответственности, заявитель ФИО1 не является лицом, которое ответственно за предоставление в налоговый орган отчетности об изменении чистых активов предприятия, поскольку, контроль за соблюдением обществом требований действующего законодательства, в силу должностных обязанностей, возложен на директора общества А., что подтверждается представленными суду документами. Поэтому суд считает, что привлеченный к административной ответственности ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25 ч3 КоАП РФ.

В соответствии с вышеназванными нормами, форма, по которой предоставляется отчет в налоговый орган, об изменении стоимости чистых активов предприятия, утверждается уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительной власти. Утвержденной Правительством формы отчетности к 30.04.2010 года не имелось, как не имеется до настоящего времени., форма заявления – отчета не доведена до заинтересованных лиц и не опубликована. Имеется Письмо ФНС от 21.05.2010 года за № МН-37-6/22/12. , которым рекомендовано налоговым органам принимать поступающую информацию от юридических лиц в том числе, о чистых активах предприятия, по форме утвержденной ранее, т.е. форме Р 14001. Юридическое лицо, ОАО «У.», обязанность, возлагаемую на него законом выполнил, предоставил отчет, о чистых активах предприятия, в налоговый орган ... года. Письмом ФНС от 21.05.2010 года за № МН-37-6/22/12, налоговым органам на местах, было рекомендовано привлекать к административной ответственности, лиц нарушивших закон, в случае непредставления отчетности в налоговый орган, до 10.06.2010 года. Поскольку, возложенная законом обязанность была предприятием исполнена до ... года, письма налогового органа разъясняющего порядок предоставления отчетности об изменении чистых активов предприятия, и до 10.06.2010 года, когда налоговым органам на местах было рекомендовано, нарушивших сроки предоставления отчетности, привлекать к административной ответственности, суд приходит к выводу, что возложение административного наказания на заявителя, не только не основано на законе, но и противоречит рекомендациям, полученным от вышестоящего в порядке подчиненности налогового органа.

Согласно положениям ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должно быть предоставлено право участвовать в рассмотрении дела, в том числе присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении. В соответствии с п.4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В судебном заседании установлено, сто усматривается из протокола об административной правонарушении, что ФИО2, ... г.р., проживает по адресу ..., .... .... Адрес регистрации по месту жительства указан как в протоколе, так и содержится в Едином государственном реестре юридических лиц. Уведомление о вызове в налоговый орган было направлено заявителю по адресу ..., ..., ..., который не является ни адресом его регистрации по месту проживания, ни фактическим адресом исполнения служебных обязанностей ФИО2, а является юридическим адресом ОАО «У.», что существенно нарушило права заявителя, лишило его возможности присутствовать при рассмотрении протокола об административном правонарушении, давать свои пояснения, в нарушение предоставленного права, предусмотренного ст. 25.5 КоАП РФ, пользоваться услугами лица, который может оказать юридическую помощь, а присутствие представителя заявителя по доверенности ФИО3 и вручение ей протокола об административном правонарушении является прямым нарушением прав заявителя, предоставленных ему законом. Пункт 4 ст.28.2 КоАП РФ предусматривает личное участие физического лица при составлении протокола об административном правонарушении и личное его извещение. В п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывается, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Таким образом, в протоколе ... отсутствуют данные, подтверждающие соблюдение процессуальных гарантий.

Установленные судом в судебном заседании обстоятельства, при рассмотрении жалобы заявителя, не дают суду основания считать, что постановление должностного лица МРИ ФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам от ... года в отношении ФИО1 о привлечении заявителя к административной ответственности является законным и обоснованным, поэтому суд считает, что данное постановление подлежит отмене, как принятое с нарушением положений КоАП РФ.

По мнению суда, ФИО1 не нарушены требования действующего законодательства, т.к. отчет о чистых активах предприятия представлен налоговому органу в срок, не противоречащий рекомендациям, изложенным в письме ФНС от 21.05.2010 года за № МН-37-6/22/12, по форме, которая была рекомендована для предоставления отчета налоговым органом, отчет предоставлен в срок до 10.06.2010 года, поэтому суд считает, что в действиях ФИО1 отсутствует вина, а следовательно, и состав административного правонарушения.

Учитывая обстоятельства того, что постановлением руководителя налогового органа по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам от ... года ФИО1 привлечен к административной ответственности, на него возложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 5 000 руб., производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя подлежит прекращению, жалоба ФИО1 удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Отменить постановление начальника МИФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам гор. Новокузнецка от ... года о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ст. 14.25 п. 3 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Судья М.В. Фролова