ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1007/19УИД от 19.09.2019 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Гражданское дело № 2-1007/2019 УИД <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лабинск 19 сентября 2019 года

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – судьи Чимирис Н.М.,

с участием:

секретаря Татусь Л.В.,

представителя истца – помощника Лабинского межрайонного прокурора Дубровиной М.А., представителя ответчика Администрации муниципального образования Лабинский район по доверенности – ФИО1, представителя ответчика Управления образования муниципального образования Лабинский район по доверенности – ФИО2, представителя ответчика МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска – заведующей ФИО3, представителя третьего лица Отдела Вневедомственной охраны по доверенности – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лабинский район, Управлению образования муниципального образования Лабинский район, МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска об устранении нарушений,

установил:

Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Лабинский район, Управлению образования муниципального образования Лабинский район, МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска об устранении нарушений.

В обоснование своих требований, истец указывает, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе антитеррористической защищенности объектов дошкольного образования. Проверкой установлено, что МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинска Лабинского района не выполнены мероприятия по антитеррористической защищенности школы (территории) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, а именно:

- у въездных ворот объекта (школы) отсутствует средство снижения скорости (противотаранное средство);

- на объекте отсутствует внешнее ограждение по всему периметру территории высотой не менее 150 см.;

- не осуществляется круглосуточный пропускной режим и охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- не произведена модернизация имеющейся системы видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видеоконтроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), хранения видео архива на срок не менее 1 месяца и вывода видео информации на пост охраны;

- объект не оснащен резервным источником электроснабжения на срок, не менее 24 часов;

- объект не оборудован автономной системой оповещения и управления эвакуацией;

- пропускной пункт (пост вахтёра, охраны) не обеспечен ручным металлоискателем.

Для устранения указанных нарушений требуются финансовые ресурсы образовательному учреждению, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства. Устав МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района, предусматривает, что учредителем учреждения является администрация МО Лабинский район. Имущество за учреждением учредителем закреплено на праве оперативного управления.

Учитывая многочисленность и характер выявленных нарушений, значительные финансовые затраты, необходимые для их устранения, а также то обстоятельство, что МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района не является распорядителем бюджетных средств и имеет лишь один источник финансирования – муниципальный бюджет, существует необходимость в привлечении администрации муниципального образования Лабинский район к участию в деле в качестве соответчиков.

В ходе рассмотрения дела, часть выявленных нарушений была устранена ответчиками в добровольном порядке.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, в ходе судебного заседания, прокурор просит суд:

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район устранить нарушения закона, путем выделения необходимых бюджетных средств управлению образования МО Лабинский район для выполнения следующих мероприятий в МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района, а именно: по оснащению объекта автономной системой оповещения и управления эвакуацией (не совмещенной с другими системами - пожарной охранной); по оснащению резервным источником электроснабжения на срок, не менее 24 часов; по модернизации имеющейся системы видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видеоконтроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), хранения видео архива на срок не менее 1 месяца и вывода видео информации на пост охраны; обязать МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района устранить нарушения закона, путем выполнения следующих мероприятий: модернизировать имеющейся систему видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видеоконтроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), хранения видео архива на срок не менее 1 месяца и вывода видео информации на пост охраны; оснастить объект автономной системой оповещения и управления эвакуацией; оснастить объект резервным источником электроснабжения на срок, не менее 24 часов.

В судебном заседании представитель истца – помощник Лабинского межрайонного прокурора Дубровина М.А., полностью поддержала уточненные исковые требования, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Лабинский район ФИО1, представитель ответчика Управления образования муниципального образования Лабинский район ФИО2 и представитель ответчика МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска – заведующая ФИО3, исковые требования Лабинского межрайонного прокурора признали только в части оснащения объекта автономной системой оповещения и управления эвакуацией (не совмещенной с другими системами - пожарной охранной). В остальной части возражали. Пояснили, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в министерство просвещения Российской Федерации и министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Согласно данному Указу, министерству просвещения переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания. В целях реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, а также утверждена форма паспорта безопасности объектов, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации. 17.08.2019 года данное постановление вступило в силу. Таким образом, в настоящее время в отношении требований к антитеррористической защищенности муниципальных объектов образования применяется постановление № 1006, а не постановление № 1235, которое устанавливает требования к объектам преобразованного министерства образования и науки. В соответствии с данным постановлением, в целях установления требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводится категорирование объектов (территорий). Для конкретной категории разрабатывается комплекс мероприятий, соответствующий степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий. В течение 2-х месяцев со дня утверждения требований к антитеррористической защищенности по постановлению № 1006 для проведения категорирования руководителем объекта создается комиссия по обследованию, в которую включаются, в том числе, и представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Работа комиссии продолжается в течение 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Результат работы комиссии оформляется актом обследования, который является основанием для разработки паспорта безопасности объекта. В соответствии с пунктом 11 постановления № 1006 именно комиссия определяет категорию объекта, перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом его категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. В рамках исполнения постановления № 1006 антитеррористической комиссией в Лабинском районе от 26.08.2019 года утвержден перечень объектов, подлежащих антитеррористической защите, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными постановлением № 1006 необходимо провести перекатегорирование муниципальных объектов образования, разработать новые паспорта безопасности, определить перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта, а также, сроки осуществления указанных мероприятий с учетом финансирования мероприятий на 2 финансовых года. На основании изложенного, просят в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица Отдела Вневедомственной охраны ФИО4, поддержал уточненные исковые требования прокурора.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом, Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе антитеррористической защищенности объектов дошкольного образования.

Статьями 2, 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф «О противодействии терроризму» определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Одной из целей в противодействии терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, выявление террористической деятельности и минимизации ее последствий. Организации независимо от форм собственности, должностные лица должны предпринимать все необходимые меры по противодействию терроризму.

В силу п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, которые в полной объеме МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинска Лабинского района не выполнены, а именно:

- объект не оборудован автономной системой оповещения и управления эвакуацией;

- не произведена модернизация имеющейся системы видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видеоконтроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), хранения видео архива на срок не менее 1 месяца и вывода видео информации на пост охраны;

- объект не оснащен резервным источником электроснабжения на срок, не менее 24 часов.

Вышеуказанные нарушения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего, цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, не обеспечивается защищенность МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района.

Безопасное функционирование образовательной организации возможно только с соблюдением требований норм антитеррористической защищенности, что будет гарантировать безопасность находящихся там лиц.

В соответствии с положениями п.11 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, - относится в компетенции органов местного самоуправления района.

Для устранения указанных нарушений требуются финансовые ресурсы образовательному учреждению, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Устав МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинска Лабинского района предусматривает, что учредителем учреждения является администрация МО Лабинский район. Имущество за учреждением учредителем закреплено на праве оперативного управления.

Учитывая многочисленность и характер выявленных нарушений, значительные финансовые затраты, необходимые для их устранения, а также то обстоятельство, что МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района не является распорядителем бюджетных средств и имеет лишь один источник финансирования – муниципальный бюджет, администрация муниципального образования Лабинский район выступает в деле в качестве соответчика.

Согласно п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Уставом МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск, учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за качество образования и его соответствие требованиям охраны и жизни и здоровья.

Сложившаяся в настоящее время ситуация является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и повышение уровня антитеррористической защищенности объекта.

При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление Лабинского межрайонного прокурора законным и обоснованным.

Суд отклоняет доводы ответчиков о том, что в целях реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ, поскольку в настоящее время перечень объектов Лабинского района, относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ, не утвержден. В суд не предоставлено доказательств того, что МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска относится к сфере деятельности министерства просвещения РФ и подлежит перекатегорированию с разработкой новых паспортов безопасности, определением перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта.

Учитывая вышеизложенное, Исковое заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лабинский район, Управлению образования муниципального образования Лабинский район, МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска об устранении нарушений, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лабинский район, Управлению образования муниципального образования Лабинский район, МДОБУ ДС № 20 г. Лабинска об устранении нарушений – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район устранить нарушения закона, путем выделения необходимых бюджетных средств управлению образования МО Лабинский район для выполнения следующих мероприятий в МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района, а именно:

- по оснащению объекта автономной системой оповещения и управления эвакуацией (не совмещенной с другими системами - пожарной охранной);

- по оснащению резервным источником электроснабжения на срок, не менее 24 часов;

- по модернизации имеющейся системы видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видеоконтроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), хранения видео архива на срок не менее 1 месяца и вывода видео информации на пост охраны.

Обязать МДОБУ детский сад № 20 г. Лабинск Лабинского района устранить нарушения закона, путем выполнения следующих мероприятий:

- модернизировать имеющейся систему видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видеоконтроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), хранения видео архива на срок не менее 1 месяца и вывода видео информации на пост охраны.

- оснастить объект автономной системой оповещения и управления эвакуацией;

- оснастить объект резервным источником электроснабжения на срок, не менее 24 часов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда, через Лабинский городской суд.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 19.09.2019 года.

Судья Лабинского

городского суда ___________________________Н.М. Чимирис