Дело № 2-83/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Веселиной Н.Л., при секретаре Градусовой И.А., с участием помощника Кольчугинского межрайонного прокурора Вазганава К.Д., представителя ответчика муниципального унитарного предприятия Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» Балясовой С.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Кольчугинского района Афанасьева П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кольчугинский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» (далее - МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго», предприятие) о возложении обязанности в срок до 01.12.2021 получить решение о предоставлении водного объекта - <адрес> в пользование для сброса сточных вод.
В обоснование искового заявления указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об использовании водных объектов в МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго». Основным видом экономической деятельности предприятия является обеспечение работоспособности тепловых сетей. Согласно акту о приеме-передаче объектов № от 24.08.2018 МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» передана котельная со служебными строениями и коммуникациями, расположенная по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что предприятие осуществляет сброс сточных вод без очистки в поверхностный водный объект - <адрес> в отсутствие разрешительной документации. По факту выявленных нарушений межрайонным прокурором в адрес директора предприятия 29.06.2020 внесено представление, которое рассмотрено, однако решение не получено. 02.11.2020 межрайонным прокурором в отношении должностного лица директора МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.7.6 КоАП РФ. Постановлением межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям директор предприятия привлечен к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. 02.11.2020 межрайонным прокурором в отношении должностного лица директора МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.7.6 КоАП РФ. Постановлением межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям юридическое лицо - МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, которому назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. Выявленные нарушения в деятельности предприятия ставят в опасность жизнь и здоровье граждан, проживающих на территории Кольчугинского района, нарушают их права на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца Вазганава К.Д. поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Пояснила, что в настоящее время котельная <адрес> эксплуатируется ответчиком, не возражала против продления срока исполнения обязанности до 01.12.2022.
Представитель ответчика МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» Балясова С.А. исковые требования не признала. Пояснила, что ответчиком принято решение осуществлять сброс сточных вод от водогрейной котельной, расположенной по адресу: <адрес> в хозяйственно-бытовую канализацию МУП города Кольчугино «Коммунальник», централизованную систему водоотведения, для чего был осуществлен отбор проб хозяйственно-бытовых и промышленных стоков при проведении регенерации фильтров. МУП города Кольчугино «Коммунальник» выданы технические условия на подключение к системе водоотведения. В августе 2019 года разработано техническое задание на проектирование объекта канализования промышленных стоков от водогрейной котельной в канализационные сети МУП города Кольчугино «Коммунальник». Ответчиком собраны коммерческие предложения на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и разработана программа в части исполнения требований, предусмотренных Водным кодексом РФ, в которой отражены подробные этапы мероприятий с указанием конкретных сроков, необходимых для ее выполнения в разрезе каждого этапа. Поскольку вышеуказанная программа предусматривает сброс в централизованную канализационную систему МУП г.Кольчугино «Коммунальник», то получение решения на сброс стоков от водогрейной котельной непосредственно в водный объект для ответчика до настоящего времени было не актуальным.Предприятие сможет обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование и получить решение об использовании в целях сброса водного объекта только после строительства системы канализования сточных вод от водогрейной котельной, расположенной по адресу <адрес>.Все мероприятия подпадают под действие Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Соответственно, ответчику в обязательном порядке необходимо провести соответствующие закупки как для разработки проектно-сметной документации с выполнением работ по инженерно-геологическим изысканиям, так и по непосредственному строительству системы канализования сточных вод.Стоимость работ в части инженерно-геологических изысканий составляет 350 тыс.руб., срок выполнения работ - не менее 90 рабочих дней.Анализируя рынок работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации, ориентировочная стоимость затрат составит порядка 1 млн.руб. В подтверждении служат коммерческие предложения сторонних организаций. Срок выполнения работ с проведением закупки составит 9 месяцев.Обязательный характер после разработки документации носит прохождение государственной экспертизы, срок которой составит порядка 2-х месяцев. Общий срок работ по первому этапу мероприятий составит более 1 года.Затраты предприятия непосредственно по строительству локальных очистных сооружений определятся проектом - ориентировочно 47 млн.руб. со сроком строительства не менее 6 месяцев.В то же время остановить сброс, без полной остановки производства не представляется возможным, т.к. данный объект обеспечивает тепловой энергией и горячей водой потребителей центрального массива застройки г. Кольчугино.Затраты на строительство очистных сооружений не заложены в тариф предприятия. На сегодняшний момент определяется источник финансирования, как на разработку проектно-сметной документации, так и по строительству локальных очистных сооружений. МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» принимает все исчерпывающие меры в части решения вопроса, касающегося сброса сточных вод. Деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению ответчик осуществляет чуть больше двух лет. За такой небольшой период деятельности предприятия не представляется возможным оформить решение о предоставлении водного объекта в пользование.Ответчик ежеквартально проводит отбор проб на анализ сточных вод, на основании чего производит расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду (в 25-ти кратном размере). Решение о предоставлении водного объекта в пользование необходимо по законодательству, в этой части исковые требования ответчик признает.Просит суд увеличить срок на получение решения о предоставлении водного объекта - <адрес> в пользование для сброса сточных вод до 01.12.2025. Решить вопрос с МУП города Кольчугино «Коммунальник» в срок, указанный прокурором не представляется возможным, поскольку имеются проблемы со сроками выполнения работ.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительна предмета спора, администрации Кольчугинского района Афанасьев П.Е. поддержал доводы ответчика. Пояснил, что комплекс процедур, связанных с минимизацией негативного воздействия на водный объект <адрес> начат МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» до подачи искового заявления в суд. Ответчик выбрал иной путь, менее затратный. Поддерживает мнение представителя ответчика об увеличении срока на получение решения о предоставлении водного объекта - <адрес> в пользование для сброса сточных вод в срок до 01.12.2025.
Ознакомившись с позициями участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водное законодательство основывается на принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.п.4,8 ст.1 ВК РФ под водным объектов понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
В силу ч.1, ч.3 ст.11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в том числе, в целях сброса сточных вод.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В судебном заседании установлено, что основным видом экономической деятельности МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» является обеспечение работоспособности тепловых сетей. Согласно акту о приеме-передаче объектов № от 24.08.2018 МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» передана котельная со служебными строениями и коммуникациями, расположенная по адресу: <адрес>. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет сброс сточных вод без очистки в поверхностный водный объект - <адрес> в отсутствие разрешительной документации.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
09.08.2018 за № администрацией Кольчугинского района вынесено постановление о создании МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» (л.д.60-61).
Из постановления администрации Кольчугинского района № от 24.08.2018 о передаче имущества, акта о приеме-передачи объектов № от 24.08.2018 следует, что в целях организации теплоснабжения населения Кольчугинского района МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» передана котельная со служебными строениями и коммуникациями, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 33-59).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2020 собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является МО «Кольчугинский район, которое передано в хозяйственное ведение МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» (л.д. 62-68).
В соответствии с Уставом МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» основной целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей муниципальных, государственных учреждений, предприятий любых форм собственности, предпринимателей, граждан в его продукции, работах и услугах (л.д. 70-85).
Из акта проверки от 16.10.2020, проведенной Кольчугинской межрайонной прокуратурой следует, что МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» осуществляет сброс сточных вод без очистки в поверхностный водный объект - <адрес> в отсутствие разрешительной документации (л.д.9-11).
По факту выявленных нарушений 29.06.2020 Кольчугинской межрайонной прокуратурой внесено представление в адрес директора МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» (л.д. 12-14).
Из ответов на представление от 31.07.2020, 07.09.2020 следует, что проект котельной изначально не предусматривал очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект. МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» принято решение в дальнейшем осуществлять сброс сточных вод от водогрейной котельной, расположенной <адрес> в хозяйственно - бытовую канализацию МУП города Кольчугино «Коммунальник» (центральная система водоотведения), для чего необходима предварительная очистка вод. МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» может обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области с заявлением о предоставлении водного в пользование и получить решение. Предприятие разработало план мероприятий по исполнению требований, предусмотренных ВК РФ. Для строительства системы канализования сточных вод первоочередным этапом является разработка проектно - сметной документации с выполнением работ по инженерно- геологическим изысканиям. Стоимость работ в части инженерно-геологических изысканий составляет 350 тыс.руб., срок выполнения работ - не менее 90 рабочих дней.Анализируя рынок работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации, ориентировочная стоимость затрат составит порядка 1 млн.руб. В подтверждении служат коммерческие предложения сторонних организаций. Срок выполнения работ с проведением закупки составит 9 месяцев.Обязательный характер после разработки документации носит прохождение государственной экспертизы, срок которой составит порядка 2-ух месяцев. Общий срок работ по первому этапу мероприятий составит более 1 года. Затраты предприятия непосредственно по строительству локальных очистных сооружений определятся проектом - ориентировочно 47 млн.руб. В то же время остановить сброс, без полной остановки производства не представляется возможным, т.к. данный объект обеспечивает тепловой энергией и горячей водой потребителей центрального массива застройки г.Кольчугино. МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» принимает все исчерпывающие меры в части решения вопроса, касающегося сброса сточных вод (л.д.15-17, 19-21).
По заказу ответчика МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» изготовило технические условия № на подключение к системе водоотведения водогрейной котельной, расположенной в <адрес> (л.д. 111-114).
МУП города Кольчугино «Коммунальник» предлагало руководителям предприятий принять участие в мониторинге цен на разработку проектно- сметной документации строительства объекта канализования промышленных и хоз. бытовых стоков от водогрейной котельной, расположенной <адрес> (л.д.115-116).
В адрес директора МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» поступили предложения на выполнение данных работ от ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты> (л.д.118-123).
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № от 20.11.2020 юридическое лицо МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа 50 000 руб. (л.д.125-128).
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям № от 03.12.2020 должностное лицо директор МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» Карпов С.А. привлечен к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 10 000 руб. (л.д.129-133).
Анализируя пояснения лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Представленными суду доказательствами подтверждено и не оспаривается ответчиком, что МУП Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» в нарушение требований законодательства осуществляет сброс сточных вод без очистки в поверхностный водный объект - <адрес> в отсутствие разрешительной документации. Выявленные нарушения в деятельности предприятия ставят в опасность жизнь и здоровье граждан, проживающих на территории Кольчугинского района, нарушают их права на благоприятную окружающую среду. Доказательств исполнения спорной обязанности или необоснованности ее возложения суду не представлено. При таких обстоятельствах суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В целях обеспечения реального исполнения судебного решения, руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, суд, учитывая позиции сторон, полагает возможным установить срок исполнения спорной обязанности до 01.12.2022.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход МО «Кольчугинский район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» в срок до 01.12.2022 получить решение о предоставлении водного объекта - <адрес> в пользование для сброса сточных вод.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Кольчугинского района «КольчугТеплоэнерго» в доход муниципального образования «Кольчугинский район» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Л. Веселина