Дело№2-1007/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего: судьи Байковой О.В., при секретаре Панкратовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О. к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности выдать удостоверение ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС,
Установил:
Истец Ф.И.О. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности выдать удостоверение ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, в обосновании своих требований указал следующее.
Ф.И.О. проходил военную службу в должности шофера, водителя механика ЭГУ с ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. в местности подверженной радиоактивному заражению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, неоднократно на протяжении всей службы направлялся на работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в частности проводил работы по обслуживание вертолетов при строительстве купола, что подтверждается прилагаемой справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной начальником штаба в\ч №, удостоверением серии А №,а так же военным билетом серии МК №.
ДД.ММ.ГГГГ. Ф.И.О. обратился в ПФР с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС, представил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и все необходимые документы, подтверждающие его трудовой стаж.
ДД.ММ.ГГГГг. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уренскому району Нижегородской области вынесло решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку удостоверение ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, имеющееся у Ф.И.О. устарело. Вышеуказанная пенсия может быть назначена истцу при наличии удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ. установленного образца.
ДД.ММ.ГГГГ. Ф.И.О. обратился с письменным заявлением в Министерство социальной политики Нижегородской области с требованием выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца.
ДД.ММ.ГГГГ. Министерство социальной политики Нижегородской области направило в адрес Ф.И.О. уведомление № №, согласно которому в предоставленных истцом документах отсутствуют записи подтверждающие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ф.И.О. с уведомлением Министерства социальной политики Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. не согласен, поскольку истцом были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие прохождение военной службы в местности подверженной радиоактивному заражению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, само по себе удостоверение старого образца подтверждает участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а выдача удостоверения нового образца является формальностью, при обращении устанавливать факт участия в устранениях последствий ЧАС не нужно.
Таким образом, Ф.И.О. считает необходимым обратиться в суд.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 13 закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. п. 1, 2, 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 727/831/165н, истец просит признать Ф.И.О.ДД.ММ.ГГГГ года рождения участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выдать Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке замены удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, воспользовался своим правом на ведение дела в суде через представителя в соответствии со ст.48ГПК РФ.
В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Нижегородской области в судебном заседании по доверенности ФИО3 просила принять законное и обоснованное решение.
Третьи лица ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, ГУ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области в судебное заседание не явись, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст.167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц.
Выслушав представителей истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ф.И.О. проходил военную службу в должности шофера, водителя механика ЭГУ с ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. в местности подверженной радиоактивному заражению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, неоднократно на протяжении всей службы направлялся на работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в частности проводил работы по обслуживание вертолетов при строительстве купола, что подтверждается прилагаемой справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной начальником штаба в\ч №, удостоверением серии А №,а так же военным билетом серии МК №.
ДД.ММ.ГГГГ. Ф.И.О. обратился с письменным заявлением в Министерство социальной политики Нижегородской области с требованием выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца.
ДД.ММ.ГГГГ. Министерство социальной политики Нижегородской области направило в адрес Ф.И.О. уведомление № №, согласно которому в предоставленных истцом документах отсутствуют записи подтверждающие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Частью пятой статьи 15 названного закона предусмотрено, что Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, которым согласно части четвертой статьи 15 указанного закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзацы первый - третий).
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения абзац четвертый пункта 4 Порядка предусматривает, что заявителем представляется кроме перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных его пунктом 6.
Пункт 6 Порядка содержит конкретные виды документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (абзацы второй - десятый), а также подтверждающих участие в работах по объекту "Укрытие" (абзацы двенадцатый - четырнадцатый).
Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5625-1.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Приведенным законом не предусмотрена обязанность граждан, указанных в его пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ03-1519, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ (утратившего силу со дня введения в действие ДД.ММ.ГГГГ Порядка, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ) в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
Также решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ19-97, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый пункта 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.
Судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявление о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС старого образца на удостоверение нового образца.
Ранее выданное Ф.И.О. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не признано недействующим или недействительным.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что при замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца требуется подтверждение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку противоречат требованиям Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выдать Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке замены удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Судья: Байкова О.В.