ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1008 от 16.07.2014 Чайковского городского суда (Пермский край)

 Дело № 2-1008

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 16 июля 2014 г.

 Чайковский городской суд Пермского края в составе:

 Председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

 С участием прокурора Будиловой О.В.,

 Представителей заинтересованного лица Красильниковой И.В., Гергерт Т.Н.,

 При секретаре Шайдуллиной В.В.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по заявлению Реутовой Ольги Юрьевны об оспаривании нормативного правового акта,

 У с т а н о в и л:

 Реутова Ольга Юрьевна обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Думы Чайковского городского поселения от 20.02.2014 г. №60 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение», указывая, что от администрации Чайковского городского поселения в Думу Чайковского городского поселения поступил проект решения Думы от 20.02.2014 г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чайковского городского поселения, утвержденные решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 №446», который затрагивает интересы заявителя, подавшего заявления на утверждение схемы расположения земельных участков:

 - расположенного по ул.Ленина в г.Чайковском в кадастровом квартале № общей площадью 500,0 кв.м (заявление подано 05.02.2014 г.),

 - расположенного по ул.Вокзальная в г.Чайковском в кадастровом квартале № (заявление подано 12.02.2014 г.)

 Текст изменений в нормативный правовой акт – Правила землепользования и застройки в средствах массовой информации – газете «Огни Камы» не опубликован, что свидетельствует о нарушении администрацией Чайковского городского поселения требований Градостроительного кодекса РФ и Положения о публичных слушаниях в Чайковском городском поселении, утвержденного решением Думы от 15.04.2009 г. №85.

 Процедура подготовки и проведения публичных слушаний нарушена, что свидетельствует о нарушении порядка внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

 До населения не доведены результаты публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки. Заключение о результатах публичных слушаний, содержащее мотивированное обоснование принятых решений, опубликованное в газете «Огни Камы» 21.01.2014 г., не содержит сведений о количестве поступивших предложений, какие учтены, какие отклонены.

 Вопрос по выделению в территориальной зоне объектов обслуживания населения и субъектов предпринимательства О-6 подзоны О-6/1 с разрешенным использованием «насосные станции» является спорным.

 Исключение вида разрешенного использования – объекты бытового обслуживания из зоны ОЖ является незаконным и нарушает права заявителя, который, как заинтересованное лицо, был лишен возможности участвовать в публичных слушаниях, так как данные изменения не были включены в проект изменений согласно постановлению администрации от 29.10.2013 г. №2134 «О проведении публичных слушаний» и не были опубликованы.

 Таким образом, вопрос о выделении в территориальной зоне объектов обслуживания населения и субъектов предпринимательства О-6 подзоны О-6/1 с разрешенным использованием «насосные станции» и исключение вида разрешенного использования – объекты бытового обслуживания из зоны ОЖ не был предметом рассмотрения на публичных слушаниях 10.01.2014 г.

 В дополнительном заявлении заявитель указала, что решением Думы Чайковского городского поселения от 20.02.2014 г. №60 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» внесены изменения в части выделения в территориальной зоне объектов обслуживания населения и субъектов предпринимательства О-6 подзоны О-6/1 с разрешенным использованием «насосные станции» и исключение вида разрешенного использования – объекты бытового обслуживания из зоны ОЖ, несмотря на то, что по земельным участкам, расположенным в кадастровом квартале № площадью 500 кв.м с разрешенным использованием – объекты бытового обслуживания, и расположенным в кадастровом квартале № площадью 300 кв.м с разрешенным использованием – объекты автосервиса, имеются правопритязания заявителя, обратившегося с заявлениями 05.02.2014 г. и 12.02.2014 г. об утверждении схемы названных земельных участков. Со ссылкой на принятый нормативный акт - решение Думы Чайковского городского поселения от 20.02.2014 г. №60 администрация отказала в утверждении схемы земельных участков, тем самым нарушая права и свободы заявителя.

 В судебное заседание заявитель Реутова О.Ю. не явилась, направила ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием ее представителя Тараненко М.А. в семинаре в г.Перми.

 Статья 252 ГПК РФ предусматривает, что лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.

 В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

 Представители заинтересованного лица Думы Чайковского городского поселения Гергерт Т.Н., Красильникова И.В., прокурор в заключении полагали, что отсутствуют основания для отложения судебного разбирательства.

 Суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта не связан доводами заявителя, поскольку обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, а также его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, поэтому считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание лично его.

 Представители Думы Чайковского городского поселения Пермского края Гергерт Т.Н., Красильникова И.В., возражая против заявления, пояснили, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с полномочиями Думы Чайковского городского поселения, в строгом соответствии с нормативными актами, имеющими высшую юридическую силу – нормами Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, и никоим образом не нарушает права и законные интересы заявителя, не являющегося собственником или пользователем земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах № и №, на которые претендует.

 Рассмотрение на публичных слушаниях предложений по проекту изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» соответствует действующему законодательству и муниципальным правовым актам.

 Утверждение Правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

 Статья 31 Градостроительного кодекса РФ предусматривает проведение публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки.

 Решением Думы Чайковского городского поселения от 15.04.2009 г. №85 утверждено Положение о публичных слушаниях в Чайковском городском поселении, главой 8 которого установлен порядок учета предложений по проекту, выносимому на публичные слушания.

 Подтверждением соблюдения процедуры по внесению изменений в Правила землепользования и застройки являются публикация в газете «Огни Камы» 02.11.2013 г. Постановления администрации Чайковского городского поселения от 29.10.2013 г. №2134 «О проведении публичных слушаний» (текст размещен на сайте администрации ЧГП 31.10.2013), в газете «Огни Камы» 14.12.2013 г. опубликовано Информационное сообщение Оргкомитета о проведении публичных слушаний от 21.01.2014 г. Предложения по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» утверждены решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 г. №446. публикация вносимых предложений не предусмотрена.

 Заключение, опубликованное в газете «Огни Камы» 21.01.2014 г., не содержит сведений о количестве внесенных предложений, однако в заключении указано, что Оргкомитетом учтены и рассмотрены все поступившие предложения и приобщены к протоколу публичных слушаний.

 Текст изменений в нормативно-правовой акт Правила землепользования и застройки размещен на официальном сайте администрации Чайковского городского поселения 31.10.2014 г., опубликован в приложении к газете «Огни Камы» от 04.03.2014 г. №7.

 Внесением изменений в Правила землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение» исключили в зоне ОЖ – общественно-жилые зоны вид разрешенного использования – объекты бытового обслуживания. Данные изменения являются приведением в соответствие с Градостроительным кодексом с целью создания условий для устойчивого развития территорий муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, а также для создания условий по планировке территории муниципального района.

 Прокурор полагал отказать в удовлетворении заявления, поскольку факт несоблюдения процедуры проведения публичных слушаний не влияет на законность принятого нормативного акта, который не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

 Заявление не подлежит удовлетворению.

 В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Согласно ч.5 ст.251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта дополнительно должно содержать указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

 В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13, от 09.02.2012 N 3) разъясняет:

 7. Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

 17. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

 полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

 форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

 предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

 Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

 19. При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

 В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 24. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 26. При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

 28. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Уставом муниципального образования «Чайковское городское поселение» представительным органом местного самоуправления определена Дума Чайковского городского поселения, в исключительную компетенцию которой согласно ст.27 Устава входит: п.12,13: утверждение Генерального плана Чайковского городского поселения, документов территориального планирования Чайковского городского поселения, местных нормативов градостроительного проектирования, утверждение Правил землепользования и застройки Чайковского городского поселения.

 Решением Думы Чайковского городского поселения №446 от 21.09.2011 г. утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение», опубликованные в Вестнике местного самоуправления №30 от 27.09.2011 г., статьей 41 которых определен перечень территориальных зон.

 Заявитель оспаривает решение Думы Чайковского городского поселения от 20.02.2014 г. №60 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденные решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 №446 (л.д.86-110),

 опубликованное в Вестнике местного самоуправления – приложении к газете «Огни Камы» №7 от 04.03.2014 г. (л.д.111)

 Оспаривая в целом названный нормативный акт, заявитель указывает на нарушение его прав частью 2. о внесении изменений в графическую часть Правил землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденных решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 №446, пунктом 2.16: выделить в территориальной зоне «Зона объектов обслуживания населения и субъектов предпринимательства» (О-6) в кадастровом квартале № по ул.Вокзальная зону О-6/1 «Зона размещения канализационной насосной станции (КНС-2)».(л.д.87)

 Поскольку заявитель считает, что выделение в территориальной зоне «Зона объектов обслуживания населения и субъектов предпринимательства» (О-6) в кадастровом квартале № по ул.Вокзальная зоны О-6/1 «Зона размещения канализационной насосной станции (КНС-2) и исключение вида разрешенного использования – объекты бытового обслуживания из зоны ОЖ нарушает его право на приобретение права пользования этим земельным участком, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта Думы Чайковского городского поселения на соответствие его федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.

 Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, порядок утверждение правил землепользования и застройки, внесения изменений в правила, порядок установления территориальных зон, виды и их состав регламентирован главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Градостроительное зонирование».

 Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» являются действующим нормативным правовым актом.

 Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта

 Внесение изменений в Правила в части изменения территориальных зон и их назначения произведено в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок внесения изменений.

 Так, постановлением администрации Чайковского городского поселения №2134 от 29.10.2013 г. назначено на 10.01.2014 г. проведение публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки. Постановление опубликовано в газете «Огни Камы» 02.11.2013 г. (л.д.63)

 В газете «Огни Камы» от 14.12.2013 г. опубликовано информационное сообщение Оргкомитета по проведению публичных слушаний с указанием о размещении подробной информации по Проекту на официальном сайте администрации Чайковского городского поселения (л.д.64)

 Предложение по проекту о внесении изменений в графическую часть Генерального плана и выделении в зоне О-6 подзоны О-6/1 с разрешенным использованием «насосные станции» внесено в соответствии с ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, ст.11 Земельного кодекса РФ по инициативе МУП «Водоканал» письмом от ДД.ММ.ГГГГ г., (л.д.40)

 Таким образом, на публичные слушания вынесен вопрос, предусмотренный предложениями, зарегистрированными в Оргкомитете по проведению публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ и внесенный в Проект.

 Протоколом от 10.01.2014 г. признаны публичные слушания состоявшимися.(л.д.65-69), о чем опубликовано в газете «Огни Камы» от 21.01.2014 г. информационное сообщение Оргкомитета (л.д.70)

 Протоколом № от 07.02.2014 г. заседания комиссии по землепользованию и застройке г.Чайковский п.2, утверждены принятые на публичных слушаниях 10.01.2014 г. изменения в Правила землепользования и застройки. (л.д.74)

 20.02.2014 г. принято оспариваемое заявителем решение Думы Чайковского городского поселения №60, опубликованное в Вестнике местного самоуправления – приложении к газете «Огни Камы» 04.03.2014 г.

 Доводы заявителя, что на публичных слушаниях рассмотрены предложения, не внесенные в проект, не соответствуют действительности.

 Публичные слушания проведены согласно Положению о публичных слушаниях, с соблюдением процедуры по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, в соответствии с полномочиями администрации Чайковского городского поселения, предусмотренными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих полномочия органов местного самоуправления по утверждению правил землепользования и застройки.

 Заявитель, зная из средств массовой информации о проведении публичных слушаний, не был лишен права на участие в публичных слушаниях. Принятое предложение о выделении в территориальной зоне «Зона объектов обслуживания населения и субъектов предпринимательства» (О-6) в кадастровом квартале № по ул.Вокзальная зоны О-6/1 «Зона размещения канализационной насосной станции (КНС-2)» законные права и интересы заявителя не нарушает, поскольку заявитель не является пользователем земельного участка, расположенного в названных кварталах.

 Письмами от 12.03.2014 г. и 26.03.2014 г. администрацией Чайковского городского поселения заявителю отказано в согласовании акта обследования и выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах № и №. (л.д.10,12)

 Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону – Градостроительному кодексу РФ, другому нормативному правовому акту – Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение», Уставу муниципального образования «Чайковское городское поселение», не нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Руководствуясь ст.192-198, 253 ГПК РФ,

 Р е ш и л :

 Отказать в удовлетворении заявления Реутовой Ольги Юрьевны об оспаривании решения Думы Чайковского городского поселения от 20.02.2014 г. №60 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение».

 Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Судья