дело ###
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Ларченко М.В.
при секретаре Жуликовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«05» апреля 2016г.
гражданское дело по иску Кемеровской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Лига потребителей» в интересах Нуреник И. К. к Обществу с ограниченной ответственностью «Посольство красоты», Публичному акционерному обществу «Восточный экспресс банк» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
КРОО ЗПП «Лига потребителей», действующая в интересах Нуреник И.К., обратилась в суд с иском к ООО «Посольство красоты», ПАО «Восточный экспресс банк» о защите прав потребителей.
Свои требования мотивировала тем, что **.**.**** года между Нуреник И.К. и ООО «Посольство Красоты» был заключён договор купли-продажи № ###. Предметом данного договора является абонемент ###, дающий право на получение косметологических услуг, а также получение подарка в виде косметических средств и средств личной гигиены. Стоимость приобретенного абонемента по договору № **.**.****0 руб.
Для покрытия денежных обязательств, возникших из договора купли-продажи, был заключен кредитный договор ### (кредитный счет ### от **.**.**** с ПАО «Восточный экспресс банк»). Сумма кредита составила 72 934 руб.
Истец была приглашена в салон посредством мобильной телефонной связи для осуществления бесплатной пробной процедуры ухода за кожей. В процессе общения с косметологом данная процедура приобрела вид навязывания покупки сервисного обслуживания. Истцу было предложено заключить договор оказания услуг и поставлено условие о необходимости оплаты услуг посредством безналичного расчета. Заявление на получение кредита было преподнесено ответчиком как способ оформления рассрочки, позволяющей истцу приобрести услуги на более выгодных условиях. Истец, являясь экономически слабой стороной и находясь под давлением со стороны сотрудников ООО «Посольство Красоты», была введена в заблуждение относительно условий договора и полагала, что оформляет рассрочку.
Общая сумма кредита составила 72 934 руб., в свою очередь в договоре купли продажи значится сумма 79 800 руб.
В договоре купли-продажи от **.**.**** отсутствует указание на то, что указанная в кредитном договоре цена товара с начисленными на нее процентами в течение срока предоставленного кредита будет соответствовать цене товара в договоре купли-продажи, тогда как уплата процентов по кредитному договору должна производиться банку, а не продавцу.
При этом, цена товара, указанная в договоре купли-продажи, значительно выше, и существенно отличается от суммы кредита, указанной в кредитном договоре, хотя согласно кредитному договору, данным договора купли-продажи, истец, помимо кредитных средств, не оплачивала стоимость товара, т.е. по условиям которого истец фактически оплачивает товар другой стоимости.
Из этого следует, что ответчиком не предоставлено ей, как потребителю, достоверной и однозначной информации о стоимости товара, поставив тем самым в нарушение ее прав стоимость товара в зависимость от исполнения покупателем в будущем заемных обязательств.
Фактически, предметом договора розничной купли-продажи явился бумажный сертификат на получение косметических услуг. Сведений, в виде правил и условий эффективного и безопасного использования и применения процедур: наименование исполнителя, перечень, количество косметических процедур, показания и противопоказания к процедурам, время и даты посещений, информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) информацию о нем истцу не предоставили.
Согласно п.1 договора, приобретенный Абонемент дает право на получение набора прокладок женских гигиенических торговой марки "MeshiSan", комплекта косметических средств. Данные товары были переданы на безвозмездной основе, о чём свидетельствует вышеупомянутый пункт договора и отсутствие товарного чека. На косметику не были представлены сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, содержащие сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей, инструкции о применении косметических препаратов. Указанная в договоре ссылка лишь на то, что соответствие качества товара установленным требованиям подтверждается в порядке, предусмотренном Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» 009/2011, при отсутствии каких-либо данных со стороны продавца об ознакомлении покупателя с данным Техническим регламентом и предоставлении покупателю информации в соответствии с Правилами и ГОСТ не свидетельствует об осведомленности истца как потребителя о приобретаемом товаре и предоставлении полной и достоверной информации о товаре, т.е. об используемой косметической продукции при оказании косметических услуг согласно предоставленных сертификатов.
По истечении некоторого времени, истец, установив, что не имеет должной информации о приобретенных косметических услугах, 12.10.2015г. направила в адрес ответчика ООО «Посольство Красоты» почтой претензию о расторжении договора купли-продажи, возврате денежных средств, что подтверждается квитанцией об оплате ###, описью вложения. Однако до настоящего времени ответчик денежные средства не возвратил, в ответном письме сообщил о возможности расторжения договора лишь в случае оплаты истцом стоимости переданных на безвозмездной основе прокладок и косметических средств в сумме 17 992 руб. Истец считает, что её права как потребителя были нарушены, не предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, истец введена в заблуждение относительно стоимости товара и условиях его приобретения.
В настоящее время истец осуществляет возврат задолженности по договору потребительского кредита согласно графику гашения кредита.
По мнению истца требования о расторжении договора купли-продажи в связи с не доведением до потребителя обязательной информации о товаре (услуге), его цене и условий приобретения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Фактически никаких расходов ответчик не понес. Ни одной косметической процедурой истец не воспользовалась.
Между истцом и ПАО «Восточный экспресс банк» заключен кредитный договор потребительского кредитования на сумму 72 934 руб. сроком на 30 месяцев. Кредитный договор заключен для приобретения абонемента и сумма была направлена банком для оплаты товара.
Истец считает, учитывая, что абонемент приобретен в кредит, а сам договор купли-продажи подлежит расторжению, что является существенным изменением обстоятельств, то договор кредита, заключенный между Потребителем и ПАО «Восточный экспресс банк», также подлежит расторжению.
Как следует из заявления на получение кредита, кредитный договор был заключен на приобретение товара. Предоставленная Потребителю банком кредитная сумма перечислялась из открытого в ПАО «Восточный экспресс банк» счета на расчетный счет ООО «Посольство Красоты», открытый в филиале банка. Возврат денежных средств на счет истца, как клиента банка, должен осуществляться торговой организацией на основании существующих договоров между Банком и торговой организацией, устанавливающих порядок выдачи, возврата и обмена товара, приобретенного за счет кредита.
Таким образом, по мнению истца, возврат денежных средств Банку в счет погашения обязательств Потребителя по кредитному договору ### от **.**.**** обязано осуществить ООО «Посольство Красоты».
В связи с тем, что Абонемент - это документ, подтверждающий право получить услугу, заключенный договор № ### является договором возмездного оказания услуг, т.к. абонемент является обязательством организации оказать Потребителю услуги и не соответствует признакам и свойствам товара в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Статьями 20, 31, ч.5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. В случае нарушения сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги).
Требование о возврате денежных средств предъявлено ответчику 12.10.2015г., однако не было исполнено. В связи с этим ответчик с **.**.****. несет ответственность в форме неустойки за нарушение срока удовлетворения данного требования Потребителя в размере 79 800 руб.
Кроме того, истец считает необходимым взыскать в пользу Потребителя компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Учитывая изложенное, просила:
- Расторгнуть договор купли-продажи № ###., заключенный между Нуреник И.К. и ООО «Посольство Красоты».
- Взыскать с ООО «Посольство Красоты» в пользу Нуреник И.К. оплаченную по договору купли-продажи № ###. сумму 79 800 руб., обязав ООО «Посольство Красоты» возвратить в ПАО «Восточный экспресс банк» полученные им по кредитному договору ###, заключенному между ней и ПАО «Восточный экспресс банк» денежные средства в качестве оплаты за приобретенный товар в сумме 79 800 руб. с зачислением ее на банковский счет Нуреник И.К.### в ПАО «Восточный экспресс банк».
- Взыскать с ООО «Посольство Красоты» в пользу Нуреник И.К. неустойку в сумме 79 800 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
- Расторгнуть кредитный договор ### от **.**.****, заключенный между истцом и ПАО «Восточный экспресс банк».
- Взыскать с ООО «Посольство Красоты» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения законных требований истца в установленном размере, 50% которого перечислить на счет КРОО ЗПП «Лига Потребителей».
В ходе рассмотрения дела КРОО ЗПП «Лига Потребителей», действующая в интересах Нуреник И.К. уточнила исковые требования, просила суд:
- Расторгнуть договор купли-продажи № ###., заключенный между Нуреник И.К. и ООО «Посольство Красоты».
- Взыскать с ООО «Посольство Красоты» в пользу Нуреник И.К. оплаченную по договору купли-продажи № ### сумму 17 992 руб., обязав ООО «Посольство Красоты» возвратить в ПАО «Восточный экспресс банк» полученные им по кредитному договору ### от **.**.****.
- Взыскать с ООО «Посольство Красоты» в пользу Нуреник И.К. неустойку в сумме 72 934 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., почтовые расходы в сумме 136 руб. 80 коп.
- Расторгнуть кредитный договор ### от **.**.****, заключенный между истцом и ПАО «Восточный экспресс банк».
- Взыскать с ООО «Посольство Красоты» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения законных требований истца в установленном размере.
Материальный истец Нуреник И.К. в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель процессуального истца КРОО ЗПП Бурмистров Д.А., в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика ООО «Посольство Красоты» в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика ПАО «Восточный экспресс банк» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя процессуального истца, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.
В силу ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Как следует из статьи 10 Закона Российской Федерации от **.**.**** N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно статье 12 данного Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Статьей 13 Закона предусмотрено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Судом установлено, что **.**.**** между Нуреник И.К. и ООО «Посольство Красоты» был заключён договор купли-продажи № ВМА-10-02. Согласно п. 1 Договора, предметом данного договора является абонемент ###, дающий право на получение косметологических услуг, а также получение комплекта косметических средств и набора средств личной гигиены. Стоимость приобретенного абонемента по договору № ВМА-10-02 составила 79 800 руб. (л.д. 9).
Приложением к названному договору является акт приема-передачи товара от **.**.****, из которого следует, что продавец (ООО «Посольство красоты») передал покупателю Нуреник И.К. комплект косметических средств (комплект косметических средств по уходу за лицом «Composition Gold», комплект косметических средств по уходу за волосами «SpicenSea», комплект косметических средств по уходу за телом «Aqua Mineral», набор гигиенических прокладок «Meshisan»), а также абонемент (карту) ### категории Silver в подтверждение факта получения услуг (косметических, парикмахерских и др.) по адресу: г. Кемерово, ...Б, офис 902 в срок, не превышающий 30 месяцев, исчисляемых с даты заключения договора, в количестве 35 процедур.
Для покрытия денежных обязательств, возникших из договора купли-продажи, был заключен кредитный договор ### (кредитный счет ### от **.**.**** с ПАО «Восточный экспресс банк»). Сумма кредита составила 72 934 руб.
**.**.****. истец направила в адрес ответчика ООО «Посольство Красоты» почтой претензию о расторжении договора купли-продажи, возврате денежных средств, что подтверждается квитанцией об оплате ###, описью вложения (л.д. 18-21).
Из ответа ООО «Посольство Красоты» на претензию следует, что свои обязательства ООО «Посольство Красоты» перед Потребителем выполнило в полном объеме. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», Потребитель имеет право отказаться от представленной им услуги без указания причин, но при этом обязан возместить Исполнителю все расходы, которые до принятия отказа понес Исполнитель. Поскольку у Потребителя заключен договор с Банком, Исполнитель готов всю сумму, перечисленную ему ранее Банком в счет исполнения Потребителем обязательств перед Исполнителем вернуть Банку безналичным перечислением. При этом истцу необходимо выплатить ответчику все фактически понесенные убытки, а именно: стоимость товара, полученного истцом в размере 17 992 руб. (л.д. 46-47).
Факт передачи товара, а именно: комплекта косметических средств (комплект косметических средств по уходу за лицом «Composition Gold», комплект косметических средств по уходу за волосами «SpicenSea», комплект косметических средств по уходу за телом «Aqua Mineral», набор гигиенических прокладок «Meshisan»), подтверждается актом приема-передачи, товарной накладной и не отрицается истцом, исходя из содержания искового заявления.
Ни в одном из подписанных сторонами документов не усматривается, что товар истцу был подарен. Следовательно, товар, а именно: сыворотка для кончиков волос, питательная маска для волос, был передан истцу за сумму, указанную в накладной – 17992 руб.
Кроме того, в заявлении истца о заключении договора кредитования указано, что истец взяла денежные средства в банке на приобретение товаров и услуг. В товарной накладной, подписанной истцом, указано наименование приобретенного истцом товара, количество приобретенного товара, цена за товар, что свидетельствует о том, что истец приобретала товар, была согласна с его стоимостью.
Доказательством того, что сделка, заключенная между истцом и ответчиком является возмездной, является тот факт, что товар в виде косметических средств был передан истцу на заемные средства, которые ею были взяты в ПАО КБ «Восточный».
Согласно Перечню Непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в ред. Постановлений Правительства РФ от **.**.**** N 1222, от **.**.**** N 81), парфюмерные и косметические средства не могут выть возвращены продавцу, по причине, если они не подошли покупателю по каким-либо причинам.
Постановлением Правительства РФ ### от **.**.**** установлен перечень товара, не подлежащий возврату и обмену, в число которого также обмену и возврату не подлежат средства гигиены (салфетки, прокладки, тампоны, презервативы, антисептики, зубные пасты, порошки, ополаскиватели, ватно-марлевые повязки; респираторы, перчатки медицинские, бинты, перевязочные пакеты, мочесборники и пр.). Таким образом, набор гигиенические прокладок также возврату не подлежит.
Поскольку косметические средства, в силу указанных положении закона, не подлежат возврату, ответчик может вернуть потребителю только стоимость услуг, не оказанных ответчиком к моменту заявления потребителем требовании об отказе от договора.
Согласно платежного поручения ### от **.**.****. в счет погашения задолженности по кредитному договору истца в банк ПАО СФ «Восточный Экспресс Банк» перечислено 54 942 руб.
Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что ответчиком не представлено ей, как потребителю достоверной и однозначной информации о товаре и его стоимости. Пунктом 3 Договора № ###. установлено, потребитель (сторона В по договору) подтверждает, что Сторона А (ответчик по делу) до подписания договора представила ей необходимую информацию и возможность осуществления правильного выбора комплекса по уходу на базе косметических средств, информация об изготовителе, продавце, товаре, услуге, исполнителе и т.д. Под указанным пунктом истец поставила свою подпись и расшифровку подписи, что свидетельствует о том, что ей в полной мере представлена вся надлежащая информация.
Таким образом, право истца на получение, как потребителем, достоверной и однозначной информации, в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» не нарушено.
Ответчиком суду представлена копия декларации о соответствии, принятой на основании Протокола испытаний, что подтверждает факт соответствия требованиям ТР ### «О безопасности парфюмерно- косметической продукции».
Таким образом, данный товар, а именно косметические средства соответствуют санитарным нормам и правилам.
Также не состоятельны доводы истца о том, что ей, как потребителю, не был выдан товарный чек, поскольку между сторонами был заключен и подписан Договор от **.**.****., составлен акт приема-передачи, товарная накладная.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Существенных оснований для расторжения договора № ###. и кредитного договора № ### от **.**.**** года, судом не усматривается.
Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика ООО «Посольство Красоты» неустойки и компенсации морального вреда, поскольку они являются производными от первоначальных требований.
На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом того, что суд отказывает в удовлетворении исковых требований, то требование о взыскании штрафа также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кемеровской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Лига потребителей» в интересах Нуреник И. К. к Обществу с ограниченной ответственностью «Посольство красоты», Публичному акционерному обществу «Восточный экспресс банк» о защите прав потребителей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
В мотивированной форме решение изготовлено «28» апреля 2016г.
Судья М.В. Ларченко