Дело №2-2314/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 ноября 2013года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе
Председательствующего судьи Пустоходовой Р.В.,
При секретаре Рункеловой А.З.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального предприятия города Красноярска «Дирекция специализированного жилищного фонда» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности, встречному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об определении суммы задолженности,
УСТАНОВИЛ:
МП <адрес> «Правобережная дирекция муниципальных общежитий» обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам. Требования мотивированы тем, что ответчики, проживая в комнате № в <адрес> «А» по <адрес> в <адрес>, несвоевременно и ненадлежащим образом вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные и иные, оказываемые наравне с ними услуги, в связи с чем образовалась задолженность. Ссылаясь на то, что в добровольном порядке погасить образовавшуюся задолженность ответчики отказываются, просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> ( т.1 л.д.4-5).
При рассмотрении дела истец неоднократно уточнял исковые требования, ДД.ММ.ГГГГ требования окончательно уточнил, просит взыскать с ответчиков сумму задолженности в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д.50).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие <адрес> «Правобережная дирекция муниципальных общежитий» переименовано в Муниципальное предприятие <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» ( т.4 л.д.39).
Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с встречным иском об определении суммы задолженности. Требования мотивированы тем, что при расчете стоимости услуг Муниципальное предприятие <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» допускает ряд нарушений норм жилищного законодательства, что приводит к неосновательному увеличению стоимости потребляемых услуг. Просят уменьшить сумму долга за жилищно-коммунальные услуги с <данные изъяты> руб. (т. 3 л.д.171-177).
В судебном заседании представитель МП <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» ФИО17 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, т. 4 л.д. 38) требования первоначального иска поддержала, встречный иск не признала.
Представитель ответчика ФИО2 ФИО14 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, т.4 л.д.14), требования первоначального иска не признала, встречный иск поддержала.
Ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4, третьи лица ООО «Стоматология для Вас», ООО «Шанс Л.Т.Д.», ООО «Норманд», Департамент городского хозяйства администрации <адрес> в зал суда не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались своевременно и надлежащим образом (т. 4 л.д.23-30), ФИО1, ФИО3, ФИО4 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (т. 4 л.д. 11,12,13). В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования МП <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» подлежащими удовлетворению, встречный иск – не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч.ч. 1, 14 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что жилое помещение - комната № в <адрес> в <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности за ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 по 1/4 доли (т. 1 л.д.19-22).
На регистрационном учете в комнате № в <адрес> в <адрес> состоят: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО2, ФИО3, ФИО4 (т. 1, л.д.51)
Как следует из истории ФЛС <адрес> «а» в <адрес> задолженность по жилищно-коммунальным услугам с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей ( т.3 л.д.53-59).
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Кроме того, пояснил, что в доме по <данные изъяты> отсутствует общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии, начисление услуги по отоплению производится по нормативу потребления. Поскольку дом не оборудован приборами учета горячей воды, то плата за ГВС рассчитывается так же по нормативу потребления. Здание оборудовано общедомовым прибором учета холодной воды, размер платы за этот вид услуг рассчитывается согласно п.21 Приложении № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Размер платы за холодную воду определяется, исходя из показаний общедомового прибора учета объема ресурсов, потребленного арендаторами, занимающими нежилые помещения. Относительно оплаты за водоотведение поясняет следующее. Согласно ст.157 ЖК РФ при определении объема потребленных коммунальных услуг необходимо исходить из показаний прибора учета, при его отсутствии – из нормативов потребления. Объем водоотведения условно можно разделить на два составляющие: водоотведение холодной воды и водоотведение горячей воды. Поступающий объем холодной и горячей воды должен быть канализирован. Общий объем водопотребления равен объему холодной воды по показаниям прибора учета и объему горячей воды по нормативу. Указанный алгоритм начисления платы за водоотведение подтверждается так же письмом Департамента городского хозяйства. Расчет платы за электроэнергию произведен, исходя из показаний общедомовых приборов учета и количества проживающих в доме граждан. Арендаторами нежилых помещений оплата электроэнергии производится по отдельным приборам учета, что подтверждается сообщениями ОАО «Красноярскэнергосбыт» и Службы строительного надзора и жилищного контроля.
В судебном заседании представитель ФИО2, возражая против первоначальных исковых требований, суду пояснила, решением Красноярского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № № установлен норматив потребления по коммунальной услуги «отопление» в размере 0,0244 Гкал/кв.м., вместе с тем истец применяет к указанному нормативу коэффициент установленный Департаментом городского хозяйства. В результате норматив коммунальной услуги «отопление» определен истцом в размере 0,0331 Гкал/кв.м. Вместе с тем, по мнению истца, рекомендации Департаментом городского хозяйства не являются нормативными актами, а, следовательно, на основании ст. 5 ЖК РФ не подлежат применению при регулировании жилищных отношений. В этой связи к ответчикам предъявлена завышенная сумма за оказанные услуги по отоплению. Кроме того, полагает, что предельный индекс должен рассчитываться за каждую коммунальную услугу, а не в комплексе. В этой связи полагает, что истцом допускается необоснованное завышение предельных индексов, что ведет к увеличению стоимости коммунальных услуг. Также считает, что, дом в отношении ХВС, электроснабжения помимо общедомового прибора учета частично оборудован индивидуальными приборами учета (арендаторы, расположенные в доме и рынок рядом с домом). В этой связи истец, исходя из наличия только общедомовых приборов учета, неверно применяет формулу расчета платы за ХВС и электроснабжение. Поскольку истец, по мнению представителя ответчика, неверно определяет плату за ГВС и ХВС, то соответственно, неверно определяет плату и за водоотведение.
Оценивая представленные доказательства, суд принимает во внимание следующее.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Вместе с тем, размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам, то и корректировка платы за коммунальные услуги также должна производиться в соответствии с предельным индексом.
Таким образом, в качестве общих принципов регулирования тарифов и надбавок указанным Законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ, предусмотрено достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей, и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ.
Кроме того, содержание указанного Закона направлено на установление стабильности экономических отношений в части установления тарифов по коммунальным платежам, чему служат и выделяемые субсидии из городского бюджета. Соответственно, сумма корректировки размера плата за коммунальные услуги состоит из двух составляющих: доли потребителя и доли бюджета.
Согласно приказа ДГХ № 682-гх от ДД.ММ.ГГГГ предельный индекс рассчитывался по комплексу коммунальных услуг.
Разрешая спор по существу, суд учитывает, что предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупности всех видов коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Предельный индекс не утвержден на каждую коммунальную услугу. Предельный индекс изменения размера платы граждан действует на равных условиях и в равных объемах. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденного предельного индекса. При этом рост размера ежемесячной платы граждан по совокупности коммунальных услуг в текущем году не должен его превышать.
В связи с изложенным, суд находит доводы ответчиков о том, что предельный максимальный индекс должен применяться к каждому виду коммунальных услуг, несостоятельными, поскольку расчет ответчиков ошибочно базируется на расчете платы по предельному индексу по каждому виду услуг отдельно. Таким образом, суд не принимает представленные истцом расчеты стоимости каждой коммунальной услуги в отдельности с учетом предельного индекса.
Согласно п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавших на период предъявленной задолженности) в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв.м. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Таким образом, норматив потребления по отоплению включает в себя не только объем тепловой энергии, необходимой для поддержания надлежащей температуры жилого помещения, но и объем тепловой энергии, необходимой для обеспечения требуемой температуры в местах общего пользования (лестничные клетки, подвалы и т.д.).
Согласно приказу Департамента городского хозяйства № 584х от ДД.ММ.ГГГГ года, при начислении платы за отопление в общежитиях к нормативу потребления применяется коэффициент соотношения общей площади (без учета площади нежилых помещений) к площади жилых помещений. Коэффициент соотношения площадей в общежитии составляет 1,3548, применение которого при расчете норматива отопления суд считает обоснованным, поскольку конструктивные особенности здания общежития, в котором проживают ответчики, предусматривают наличие большого количества помещений общего пользования.
С учетом изложенного, суд полагает, что применение истцом коэффициента при расчете размера платы за отопление, производимый в пределах максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, не противоречит действующему законодательству.
Многоквартирный <адрес> в <адрес> оборудован общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения и электроэнергии. Индивидуальные приборы учета в жилых помещениях данного дома отсутствуют.
До ДД.ММ.ГГГГ года, согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отсутствие индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы в данном за холодное водоснабжение и электроэнергию определяется по формуле 6 в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения № к Правилам № 307, за горячее водоснабжение – по формуле 3 в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения № к Правилам № 307.
Таким образом, суд находит обоснованными заявленные первоначальным истцом требования о взыскании оплаты по предоставлению услуг холодного и горячего водоснабжения, а также по водоотведению, поскольку объем водоотведения определяется путем сложения объемов поступивших в здание горячей и холодной воды.
Доводы ответчиков о том, что арендаторы нежилых помещений наравне с жильцами пользуются электричеством, потребление которого учитывается общедомовыми счетчиками, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиками не представлено обосновывающих их доказательств. В том время как имеющиеся в материалах дела схемы электроснабжения объектов ООО «Шанс ЛДТ», ООО «Стоматология для Вас», ООО «Норманд» ( т.2 л.д.103) свидетельствуют о том, что электроснабжение данных нежилых помещений осуществляется от ВРУ общежития, ООО «Стоматология для Вас» заключен отдельный договор на электроснабжение ( т.3 л.д.81-91). В указанных нежилых помещениях установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии. Для данных организаций, арендующих нежилые помещения в здании по <адрес>. <адрес> в <адрес>, количество потребленной электроэнергии учитывается исходя из показаний приборов учета электроэнергии, установленных до общедомовых приборов учета, количество потребленной арендаторами электрической энергии не предъявляется к оплате жильцам здания и учитывается поставщиками электроэнергии отдельно.
Проверив представленный истцом детализированный расчет взыскиваемой суммы, суд находит его верным, поскольку истец при начислении платы руководствовался утвержденными в <адрес> нормативами потребления с учетом методических рекомендации, утвержденных приказом Департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № №, и тарифами, утвержденными для ресурсоснабжающих организаций органами исполнительной власти <адрес>. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что расчет платы за коммунальные услуги истцом МК <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» является верным, в связи с чем требования первоначального иска являются обоснованными, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
Департаментом городского хозяйства администрации <адрес> проводилась проверка расчета платы за коммунальные услуги, производимый Муниципальным предприятием <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» в отношении указанного дома, только в отношении иного жилого помещения (комната № 500) и расчет платы, производимый Муниципальным предприятием <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» признан соответствующим действующему законодательству (т. 2 л.д.171-174)
При таких обстоятельствах с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 подлежит взысканию в пользу МП <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 821,76 руб. Поскольку каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в издержках по содержанию и сохранению своего имущества, то с каждого из ответчиков подлежит взысканию задолженность соразмерно доли каждого в праве собственности по <данные изъяты>
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в пользу истца подлежит взысканию госпошлина по 702.46руб с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Муниципального предприятия <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» удовлетворить.
Взыскать в пользу Муниципального предприятия <адрес> «Дирекция специализированного жилищного фонда» с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 задолженность с каждого по 20 955рублей 44 копейки, расходы по оплате государственной пошлины с каждого по 702рубля 46 копеек, всего взыскать с каждого по 21 657рублей 90 копеек.
В удовлетворении встречного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Председательствующий Р.В.Пустоходова