К делу № 2-1008/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Мостовской 07 октября 2016 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Немчинова Ю.А.,
при секретаре Семеновой С.Н.,
с участием помощника прокурора Мостовского района Браславец В.В.,
представителя МБУЗ «Мостовская ЦРБ» ФИО1
представителя третьего лица администрации
МО Мостовский район ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, МБУЗ «Мостовская центральная районная больница» об обязании устранения нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мостовского района первоначально обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к МБУЗ «Мостовская центральная районная больница». В дальнейшем прокурор Мостовского района просил привлечь в качестве соответчика Министерство здравоохранения Краснодарского края, в связи с чем уточнил свои исковые требования и окончательно просил:
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края в установленном порядке выделить субвенцию МО Мостовский район на 2017 год для устранения выявленных нарушений требований закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно для:
- приведения в соответствие со строительными нормами ступеней наружной лестницы в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>);
- установки поручней по обеим сторонам наружной лестницы с учетом требований строительных норм в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>);
- установки пандуса при входе в учреждения в соответствии со строительными нормами в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>);
- оборудования уборной с универсальной кабиной, доступной для инвалидов в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>).
2. Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Мостовская центральная районная больница» по мере поступления денежных средств от Министерства здравоохранения Краснодарского края устранить допущенные нарушения, а именно:
- в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119): привести в соответствие со строительными нормами высоту и ширину ступеней наружной лестницы (Высота подъема ступеней должна быть не более 12-15 см. Ширина проступи ступеней должна быть не более 35-40 см), установить поручни по обеим сторонам наружной лестницы с учетом требований строительных норм (Поручни должны быть расположены на высоте 90 см), установить пандус при входе в учреждение в соответствии со строительными нормами (Длина марша пандуса не более 9,0 м, уклон пандуса не более 5%, свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни пандуса должны быть установлены с двух сторон, с непрерывной поверхностью по всей длине, на высоте 70 см и 90 см соответственно, расстояние между поручнями 0,9-1,0 м. Обязательно должно быть предусмотрено горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием), в здании необходимо оборудовать уборную с универсальной кабиной, доступной для инвалидов, согласно п. 5.3.3. СП 59.13330.2012 от 01.01.2013;
- в здании отделения сестринского ухода (<...>): привести в соответствие со строительными нормами высоту и ширину ступеней наружной лестницы (Высота подъема ступеней должна быть не более 12-15 см. Ширина проступи ступеней должна быть не более 35-40 см), размер входной площадки при входе при открывании входной двери наружу должен быть не менее 2,2x2,2 м, установить пандус при входе в учреждение в соответствии со строительными нормами (Длина марша пандуса не более 9,0 м, уклон пандуса не более 5%, свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни пандуса должны быть установлены с двух сторон, с непрерывной поверхностью по всей длине, на высоте 70 см и 90 см соответственно, расстояние между поручнями 0,9-1,0 м. Обязательно должно быть предусмотрено горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием), в здании необходимо оборудовать уборную с универсальной кабиной, доступной для инвалидов, согласно п. 5.3.3. СП 59.13330.2012 от 01.01.2013;
- в здании амбулатории (<...>): привести в соответствие со строительными нормами высоту и ширину ступеней наружной лестницы (Высота подъема ступеней должна быть не более 12-15 см. Ширина проступи ступеней должна быть не более 35-40 см), установить пандус при входе в учреждение в соответствии со строительными нормами (Длина марша пандуса не более 9,0 м, уклон пандуса не более 5%, свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни пандуса должны быть установлены с двух сторон, с непрерывной поверхностью по всей длине, на высоте 70 см и 90 см соответственно, расстояние между поручнями 0,9-1,0 м. Обязательно должно быть предусмотрено горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием), в здании необходимо оборудовать уборную с универсальной кабиной, доступной для инвалидов, согласно п. 5.3.3. СП 59.13330.2012 от 01.01.2013.
3. Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Мостовская центральная районная больница» устранить допущенные нарушения, а именно:
- в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119): установить специальные символы доступных элементов здания и указатели направления движения, установить информацию о назначении помещения внутри здания, установить знаки и указатели в зонах движения;
- в здании отделения сестринского ухода (<...>): установить специальные символы доступных элементов здания и указатели направления движения, установить информацию о назначении помещения внутри здания, установить знаки и указатели в зонах движения;
- в здании амбулатории (<...>): установить специальные символы доступных элементов здания и указатели направления движения, установить речевые информаторы внутри здания, установить знаки и указатели в зонах движения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Мостовского района в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в несоблюдении социального права граждан как инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для доступа к объектам социальной инфраструктуры Мостовского района.
В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.
Согласно п. 3 ч. ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия инвалидам, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 7 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи Краснодарского края» в случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Требования, предъявляемые к пандусам и иным средствам доступа к объектам социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными способностями и маломобильных групп населения, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее – СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №605.
Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения на собственников зданий и сооружений.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона здания ЦРБ: Псебайская участковая больница, расположенная по адресу: <...>, детская поликлиника и отделение скорой медицинской помощи, расположенные по адресу: <...>, амбулатория в ст.ФИО3, расположенная по адресу: ст.ФИО3, ул.Октябрьская, 119, ФАП ст.Баговской, расположенный по адресу: ст.Баговская, ул.Железнодорожная, 32, амбулатория в п.Красный Кут, расположенная по адресу: <...> и отделение сестринского ухода с.Соленое, расположенное по адресу: <...>, не доступны для инвалидов и маломобильных граждан, что ущемляет установленные законом социальные права инвалидов, граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества. Здание не имеет пандусов, отсутствуют лифт или специальный подъемник, речевые информаторы, световое табло для вывода оперативной информации, указатели направления движения.
Здания, занимаемые под вышеуказанные объекты социального назначения, не отвечают требованиям доступности граждан с ограниченными возможностями к объектам социального назначения, не имеют пандусов. Отсутствует лифт или специальный подъемник.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что является нарушением требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно договору №92 от 26.11.2013 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением муниципального образования Мостовский район» администрация МО Мостовский район закрепила за МБУЗ «Мостовская ЦРБ» на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество согласно перечню.
Кроме того, согласно положениям п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) к полномочиям местного значения муниципального района отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико- санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» могут быть переданы ими для осуществления органами местного самоуправления согласно Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Законом Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе и по вопросам реконструкции объектов здравоохранения.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации изменение параметров объектов капитального строительства, их частей и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией объекта. Таким образом, реконструкция соответствующих приспособлений для обеспечения свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры лиц с ограниченными возможностями является реконструкцией.
Вышеуказанным Законом Краснодарского края утверждена «Методика определения размеров субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на организацию оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае», содержащая порядок и методы расчета расходов на обеспечение передаваемых полномочий.
Для целей реализации администрации МО Мостовский район отдельных переданных полномочий предусматривается финансирование из краевого бюджета в виде субвенций на данные цели.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Краснодарского края Министерство здравоохранения является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.
Поскольку невозможно установить, права каких именно инвалидов и маломобильных граждан за прошедшее время были нарушены, а также нарушаются в настоящее время, непринятие ответчиком мер по устранению нарушений в полном объеме имеющихся нарушений ущемляет права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Определением Мостовского районного суда от 06.09.2016 по ходатайству прокурора Мостовского района к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Краснодарского края.
В судебном заседании участвующий в процессе прокурор поддерживал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить, приведя в обоснование изложенные выше доводы.
Представитель ответчика МБУЗ «Мостовская ЦРБ», в судебном заседании пояснил суду, что указанные в иске прокурора недостатки будут устранены по мере поступления финансирования из Министерства здравоохранения Краснодарского края
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края ФИО4, действующий на основании доверенности, просил рассмотреть дело в его отсутствии в отзыве направленном в адрес суда, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
Представитель третьего лица администрации МО Мостовский район поддержал исковые требования прокурора, считая, что без предоставления из краевого бюджета субвенций МБУЗ «Мостовская ЦРБ» не сможет реализовать требования прокуратуры Мостовского района.
Представитель третьего лица УСЗН в Мостовском районе в судебное заседание не явился, в поступившем в адрес суда заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, также указал, что полностью поддерживает заявленные исковые требования прокурора Мостовского района.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия инвалидам, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 7 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи Краснодарского края» в случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения на собственников зданий и сооружений.
Согласно договору №92 от 26.11.2013 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением муниципального образования Мостовский район» администрация МО Мостовский район закрепила за МБУЗ «Мостовская ЦРБ» на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество согласно перечню.
Кроме того, согласно положениям п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) к полномочиям местного значения муниципального района отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико- санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» могут быть переданы ими для осуществления органами местного самоуправления согласно Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Законом Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе и по вопросам реконструкции объектов здравоохранения.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации изменение параметров объектов капитального строительства, их частей и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией объекта. Таким образом, реконструкция соответствующих приспособлений для обеспечения свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры лиц с ограниченными возможностями является реконструкцией.
Вышеуказанным Законом Краснодарского края утверждена «Методика определения размеров субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на организацию оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае», содержащая порядок и методы расчета расходов на обеспечение передаваемых полномочий.
Для целей реализации администрации МО Мостовский район отдельных переданных полномочий предусматривается финансирование из краевого бюджета в виде субвенций на данные цели.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Краснодарского края Министерство здравоохранения является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона здания МБУЗ «Мостовская ЦРБ»: Псебайская участковая больница, расположенная по адресу: <...>, детская поликлиника и отделение скорой медицинской помощи, расположенные по адресу: <...>, амбулатория в ст.ФИО3, расположенная по адресу: ст.ФИО3, ул.Октябрьская, 119, ФАП ст.Баговской, расположенный по адресу: ст.Баговская, ул.Железнодорожная, 32, амбулатория в п.Красный Кут, расположенная по адресу: <...> и отделение сестринского ухода с.Соленое, расположенное по адресу: <...>, не доступны для инвалидов и маломобильных граждан, что ущемляет установленные законом социальные права инвалидов, граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества. Здание не имеет пандусов, отсутствуют лифт или специальный подъемник, речевые информаторы, световое табло для вывода оперативной информации, указатели направления движения.
Здания, занимаемые под вышеуказанные объекты социального назначения, не отвечают требованиям доступности граждан с ограниченными возможностями к объектам социального назначения, не имеют пандусов. Отсутствует лифт или специальный подъемник.
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортами доступности для инвалидов общественного здания на вышеуказанные объекты социального назначения.
При этом, с учетом вышеизложенных положений законодательства, суд считает, что выполнение обязанности ответчиком МБУЗ «Мостовская ЦРБ» по обеспечению доступности граждан с ограниченными возможностями к объектам социального назначения связано с финансированием за счет средств краевого бюджета и на Министерстве здравоохранения Краснодарского края лежит обязанность по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
Поскольку здания МБУЗ «Мостовская ЦРБ», а именно: Псебайская участковая больница, расположенная по адресу: <...>, детская поликлиника и отделение скорой медицинской помощи, расположенные по адресу: <...>, амбулатория в ст.ФИО3, расположенная по адресу: ст.ФИО3, ул.Октябрьская, 119, ФАП ст.Баговской, расположенный по адресу: ст.Баговская, ул.Железнодорожная, 32, амбулатория в п.Красный Кут, расположенная по адресу: <...> и отделение сестринского ухода с.Соленое, расположенное по адресу: <...>, не соответствуют указанным выше критериям, в связи с чем нарушаются права инвалидов и маломобильных групп граждан, установленные законом, суд удовлетворяет исковые требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, МБУЗ «Мостовская центральная районная больница» об обязании устранения нарушения закона.
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края в установленном порядке выделить субвенцию МО Мостовский район на 2017 год для устранения выявленных нарушений требований закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно для:
- приведения в соответствие со строительными нормами ступеней наружной лестницы в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>);
- установки поручней по обеим сторонам наружной лестницы с учетом требований строительных норм в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>);
- установки пандуса при входе в учреждения в соответствии со строительными нормами в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>);
- оборудования уборной с универсальной кабиной, доступной для инвалидов в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119), амбулатории (<...>), отделения сестринского ухода (<...>).
Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Мостовская центральная районная больница» по мере поступления денежных средств от Министерства здравоохранения Краснодарского края устранить допущенные нарушения, а именно:
- в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119): привести в соответствие со строительными нормами высоту и ширину ступеней наружной лестницы (Высота подъема ступеней должна быть не более 12-15 см. Ширина проступи ступеней должна быть не более 35-40 см), установить поручни по обеим сторонам наружной лестницы с учетом требований строительных норм (Поручни должны быть расположены на высоте 90 см), установить пандус при входе в учреждение в соответствии со строительными нормами (Длина марша пандуса не более 9,0 м, уклон пандуса не более 5%, свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни пандуса должны быть установлены с двух сторон, с непрерывной поверхностью по всей длине, на высоте 70 см и 90 см соответственно, расстояние между поручнями 0,9-1,0 м. Обязательно должно быть предусмотрено горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием), в здании необходимо оборудовать уборную с универсальной кабиной, доступной для инвалидов, согласно п. 5.3.3. СП 59.13330.2012 от 01.01.2013;
- в здании отделения сестринского ухода (<...>): привести в соответствие со строительными нормами высоту и ширину ступеней наружной лестницы (Высота подъема ступеней должна быть не более 12-15 см. Ширина проступи ступеней должна быть не более 35-40 см), размер входной площадки при входе при открывании входной двери наружу должен быть не менее 2,2x2,2 м, установить пандус при входе в учреждение в соответствии со строительными нормами (Длина марша пандуса не более 9,0 м, уклон пандуса не более 5%, свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни пандуса должны быть установлены с двух сторон, с непрерывной поверхностью по всей длине, на высоте 70 см и 90 см соответственно, расстояние между поручнями 0,9-1,0 м. Обязательно должно быть предусмотрено горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием), в здании необходимо оборудовать уборную с универсальной кабиной, доступной для инвалидов, согласно п. 5.3.3. СП 59.13330.2012 от 01.01.2013;
- в здании амбулатории (<...>): привести в соответствие со строительными нормами высоту и ширину ступеней наружной лестницы (Высота подъема ступеней должна быть не более 12-15 см. Ширина проступи ступеней должна быть не более 35-40 см), установить пандус при входе в учреждение в соответствии со строительными нормами (Длина марша пандуса не более 9,0 м, уклон пандуса не более 5%, свободная зона в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5x1,5 м, поручни пандуса должны быть установлены с двух сторон, с непрерывной поверхностью по всей длине, на высоте 70 см и 90 см соответственно, расстояние между поручнями 0,9-1,0 м. Обязательно должно быть предусмотрено горизонтальное завершение поручней вверху и внизу с не травмирующим окончанием), в здании необходимо оборудовать уборную с универсальной кабиной, доступной для инвалидов, согласно п. 5.3.3. СП 59.13330.2012 от 01.01.2013.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Мостовская центральная районная больница» устранить допущенные нарушения, а именно:
- в зданиях ФАП (ст. Баговская, ул. Железнодорожная, 32), Псебайской участковой больницы (<...>), детской поликлиники и отделения скорой медицинской помощи (детская консультация) (<...>), амбулатории (ст. ФИО3, ул. Октябрьская, 119): установить специальные символы доступных элементов здания и указатели направления движения, установить информацию о назначении помещения внутри здания, установить знаки и указатели в зонах движения;
- в здании отделения сестринского ухода (<...>): установить специальные символы доступных элементов здания и указатели направления движения, установить информацию о назначении помещения внутри здания, установить знаки и указатели в зонах движения;
- в здании амбулатории (<...>): установить специальные символы доступных элементов здания и указатели направления движения, установить речевые информаторы внутри здания, установить знаки и указатели в зонах движения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 13.10.2016.
Председательствующий судья Ю.А. Немчинов