ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1008/2021 от 24.06.2021 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-1008/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года г. Елизово, Камчатский край

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Килиенко Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Гуделеве И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

исполняющий обязанности Камчатского транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее по тексту – ФКП «Аэропорты Камчатки», ответчик) о возложении обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и обеспечить наличие в аэропорту Оссора материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий – эмаль для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий, мастика для герметизации швов, антигололедные реагенты, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности полётов в аэропорту Оссора, являющегося филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки», в ходе которой установлено, что в аэропорту Оссора отсутствуют необходимые материалы для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

В соответствии с п. 2 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 (далее - ФАП № 286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

В соответствии с п. 46 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

Согласно п. 47 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации с ВПП с твердым покрытием должен располагать следующими видами материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий: эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий; эмали для маркировки переносных маркировочных знаков; мастики для герметизации швов; антигололедные реагенты; быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий. Качество материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов и возможность их использования для этих целей должны быть проверены в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций.

Вопреки указанным требованиям законодательства, в аэропорту Оссора отсутствует эмаль для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий, мастика для герметизации швов, антигололедные реагенты, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

Отсутствие указанных материалов делает невозможным необходимое обслуживание искусственной взлётно-посадочной полосы, что влечет создание предпосылок возникновения аварийных ситуаций при осуществлении взлёта, посадки воздушных судов, может создать угрозу для осуществления нормальной хозяйственной деятельности самой организации и, в конечном итоге, влияет на безопасность полётов.

Непринятие ответчиком мер по обеспечению вышеуказанных требований законодательства в сфере безопасности полётов, нарушает права неопределенного круга лиц - пассажиров воздушных судов, летающих в аэропорт Оссора.

В судебном заседании представитель исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора - помощник Камчатского транспортного прокурора Ким А.Е. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Камчатки» Бакалдин А.С. в судебном заседании пояснил, что с требованиями прокурора в части возложения обязанности приобрести и обеспечить наличие в аэропорту Оссора материалов для эксплуатационного содержания - антигололедных реагентов ответчик согласен, в остальной части требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Суду пояснил, что 30 июля 2019 года с ООО «Устой-М» заключен государственный контракт № 408/19 на строительство аэропорта Оссора, при строительстве ИВПП производится, в том числе: заполнение швов битумной мастикой при новом строительстве; установка упругой прокладки в цементобетоне для формирования шва; заполнение швов уплотняющим шнуром и битумно-полимерной мастикой. Гарантийный срок по контракту 60 месяцев с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта, гарантия предоставляется на все выполненные по этапу работы. Кроме того, 06 мая 2020 года заключен государственный контракт № 180/20. Таким образом, гарантийное обслуживание ИВПП аэропорта Оссора осуществляет ООО «Устой-М» вплоть до ноября 2025 года включительно.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 49 Воздушного кодекса РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В силу п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2015 № 286 (далее ФАП № 286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

В соответствии с п. 46 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

В соответствии с п. 47 ФАП № 286, оператор аэродрома гражданской авиации с ВПП с твердым покрытием должен располагать следующими видами материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий: эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий; эмали для маркировки переносных маркировочных знаков; мастики для герметизации швов; антигололедные реагенты; быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

Качество материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов и возможность их использования для этих целей должны быть проверены в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций (статья 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Из материалов дела следует, что Камчатской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности полетов в аэропорту Оссора, являющегося филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки», в ходе которой установлено, что в аэропорту Оссора отсутствуют необходимые материалы для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

ФКП «Аэропорты Камчатки» является юридическим лицом, одним из филиалов ответчика является филиал «Аэропорт Оссора».

Согласно свидетельству о государственной регистрации аэродрома, выданного руководителем Камчатского МТУ Росавиации 12 февраля 1999 года № 5-7, на аэродроме имеется искусственная взлетно-посадочная полоса из асфальтобетона, PCN 9/F/B/Y/Т.

В обоснование возражений ответчиком представлена копия Государственного контракта № 185/21, из которого следует, что 30 июля 2019 года между Федеральным агентством воздушного транспорта, от имени Российской Федерации в лице генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» и ООО «Устой-М» (Подрядчик), по условиям которого, Подрядчик обязуется в соответствии с Проектной документацией выполнить работы по объекту «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край», приобрести материалы и выполнить строительные, монтажные и другие связанные с объектом работы, перечень, объем и сроки которых определяются в Ведомости объемов и стоимости работ и Графике выполнения работ, и передать их заказчику в установленном контрактом порядке.

Согласно приложениям № 1 к дополнительному соглашению № 4 от 17 декабря 2020 года к контракту (ведомость объемов и стоимости работ), при строительстве ИВПП проводится в том числе: заполнение швов битумной мастикой при новом строительстве покрытия 20 см/10см; заполнение швов битумной мастикой при новом строительстве покрытия толщиной 20 см; установка упругой прокладки в цементобетоне для формирования шва; заполнение швов уплотняющим шнуром и битумно-полимерной мастикой при новом строительстве покрытия толщиной 20 см/диам. 24 мм.

Согласно п. п. 25.1, 25.2 Контракта, в течение гарантийного срока Подрядчик обеспечивает устранение своими силами и за свой счет всех недостатков (дефектов) выявленных в ходе эксплуатации объекта. Срок гарантии – 60 месяцев с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта (КС-11), гарантия предоставляется на все выполненные работы по этапу работ.

06 мая 2020 года заключен Государственной контракт № 180/20 между Федеральным агентством воздушного транспорта, от имени Российской Федерации в лице генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» и ООО «Устой-М» (Подрядчик), по условиям которого, Подрядчик обязуется в соответствии с Проектной документацией выполнить работы по объекту «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край», приобрести материалы и выполнить строительные, монтажные и другие связанные с объектом работы, перечень, объем и сроки которых определяются в Ведомости объемов и стоимости работ и Графике выполнения работ, и передать их заказчику в установленном контрактом порядке.

Согласно приложению № 1 к контракту (ведомость объемов и стоимости работ), при строительстве ИВПП проводится в том числе: заполнение швов битумной мастикой при новом строительстве покрытия 20 см; заполнение швов уплотняющим шнуром и битумно-полимерной мастикой при новом строительстве покрытия толщиной 20 см/диам. 24 мм; заполнение швов уплотняющим шнуром и битумно-полимерной мастикой при новом строительстве покрытия толщиной 20 см/диам 12 мм; маркировка, в том числе: разметка проезжей части красной сплошной линией шириной 0,1 м (белого, желтого цветов), разметка проезжей части красной прерывистой линией шириной 0,1 м при соотношении штриха и промежутка 1:1.

Согласно п. 11.1, п. 11.2 Государственного контракта № 180/20, Подрядчик гарантирует своевременное устранение за свой счет всех недостатков и дефектов в период гарантии в течение 60 месяцев после подписания акта приемки оконченного строительством объекта по форме КС-11.

В соответствии с п. 11.5 Государственного контракта № 180/20, в период гарантийной эксплуатации устранение дефектов осуществляется за счет средств Подрядчика, если эти дефектов не являются следствием нарушений правил эксплуатации объекта эксплуатирующими службами. В соответствии с п. 14.1.22 Государственного контракта № 180/20, Подрядчик принял на себя обязательства в том числе, по обеспечению своевременного устранения недостатков, дефектов, замечаний, выявленных в течение гарантийного срока за свой счет.

Акт приемки законченного строительством объекта – искусственная взлетно-посадочная полоса аэропорта Оссора подписан 06 ноября 2020 года.

Судом установлено, что в аэропорту Оссора отсутствуют материалы для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий – эмаль для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий, мастика для герметизации швов, антигололедные реагенты, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем, с учетом представленных ответчиком доказательств, принимая во внимание, что гарантийное обслуживание ИВПП аэропорта Оссора до ноября 2025 года, в соответствии с Государственным контрактом, будет осуществляться Подрядчиком – ООО «Устой-М», в том числе в случае устранения дефектов для исправления которых требуется эмаль для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий, мастика для герметизации швов, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, оснований для удовлетворения требований прокурора в части приобретения и обеспечения наличия материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий – эмаль для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий, мастика для герметизации швов, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций, не имеется.

Требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика приобрести и обеспечить наличие в аэропорту Оссора антигололедных реагентов, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций, с учетом признания иска ответчиком в указанной части, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» - удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и обеспечить наличие в аэропорту Оссора антигололедных реагентов, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организациях.

В части приобретения и обеспечения наличия материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий – эмаль для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий, мастика для герметизации швов, быстроотвердевающие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий, качество которых проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций исковые требования – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2021 года.

Судья Л.Г. Килиенко