Дело 2-75/2022
Решение
Именем Российской Федерации
г.Исилькуль 27 января 2022 года
Судья Исилькульского городского суда Омской области Н.Д. Боронко,
при секретаре В.В. Моляк,
при участии помощника судьи И.А. Ивченкова,
с участием прокурора А.А. Голубенко,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора Омской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кромская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить для инвалидов создание условий доступности в сфере образования, путем дублирования в помещении, предназначенном для приема заявителей информации о порядке предоставления муниципальной услуги рельефно-точечным шрифтом Брайля,
У С Т А Н О В И Л:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, законодательства о несовершеннолетних в деятельности муниципального образовательного учреждения «Кромская основная общеобразовательная школа».
Ссылаясь на положения ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309, п. 12 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг», п.п. 1, 2, 24, 23 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «зачисление в общеобразовательное учреждение», утвержденного постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 24.02.2016 №81, прокурор указывает, что проведенной проверкой образовательного учреждения установлено, что в помещении, предназначенном для приема заявителей, информация о порядке предоставления муниципальных услуг рельефно-точечным шрифтом Брайля не продублирована. Вместе с тем, установлено, что на территории района проживает 38 инвалидов по зрению. В том числе 4 ребенка инвалида.
Таким образом, несоблюдение образовательной организацией указанных требований закона препятствует обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Для устранения допущенных нарушений прокуратурой района 10.11.2021г. директору образовательного учреждения вносилось представление, однако конкретных мер по устранению нарушений законодательства не предпринято.
Просил суд возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кромская основная общеобразовательная школа» обязанность обеспечить для инвалидов создание условий доступности в сфере образования, путем дублирования в помещении, предназначенном для приема заявителей, расположенном по адресу: <...>, информации о порядке предоставления муниципальной услуги рельефно-точечным шрифтом Брайля, предусмотренной административным регламентом «Зачисление в общеобразовательное учреждение», утвержденным постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 24.02.2016 №81. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кромская основная общеобразовательная школа» ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель заинтересованного лица – БУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района» в судебное заседание не явилась, о времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Положения ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации предусматривают, что В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Из положений п. 2, 8 ч.1 ст. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, принципах обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Положения ч.3, п. 1 ч.5 ст. 5 указанного Федерального закона предусматривают, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Из содержаний п.п.1,6 ст. 15 указанного Федерального закона следует, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, из положений пп. а, б, е п. 3 указанного Порядка следует, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с пп. «а», «б», «и» п. 4 Порядка установлено, что Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий; условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.
В соответствии с п. 12 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ ("Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 24.02.2016 №81 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «зачисление в образовательное учреждение», в соответствии с п. 24 указанного Регламента помещения должны отвечать требованиям действующего законодательства, предъявляемым к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной и социальной инфраструктур.
Пунктом 23 Административного регламента установлено, что помещения, предназначенные для приема заявителей, оборудуются информационными стендами, на которых размещается актуальная и исчерпывающая информация о муниципальной услуге: а) сведения о перечне предоставляемых муниципальных услуг; б) перечень документов, которые заявитель должен представить для предоставления муниципальной услуги; в) образцы заполнения документов; г) адреса, номера телефонов и факса, график работы, адрес электронной почты образовательного учреждения; д) перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги; е) необходимая информация о предоставлении муниципальной услуги.
При изменении условий и порядка предоставления муниципальной услуги, информация об изменениях должна быть выделена цветом и пометкой «Важно».
Информационные стенды, содержащие информацию о процедуре предоставления муниципальной услуги, размещаются в помещении образовательных учреждений. Информационные стенды должны быть максимально заметны, хорошо просматриваемы и функциональны. Текст материалов, размещаемых на стендах, должен быть напечатан удобным для чтения шрифтом, основные моменты и наиболее важные места выделены.
В соответствии с п. 1-2 Административного регламента Предоставление муниципальной услуги осуществляется общеобразовательными учреждениями, подведомственными Управлению образования и непосредственно осуществляющие прием обучающихся в учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, образования.
Предоставление услуги осуществляется в заявленном порядке на основании заявления, выраженного в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Заявители подают заявление на зачисление ребенка в образовательное учреждение, в котором планируют получить услугу.
Представленными материалами прокурорской проверки подтверждается, что образовательной организацией в помещении, предназначенном для прием заявителей, информация о порядке предоставления муниципальных услуг рельефно-точечным шрифтом Брайля не продублирована. Вместе с этим установлено, что на территории района проживают 38 инвалидов по зрению, в том числе 4 ребенка – инвалида.
Для устранения допущенных нарушений прокуратурой района 10.11.2021 в адрес директора МБОУ « Кромская ООШ» внесено представление, однако по результатом рассмотрения акта прокурорского реагирования образовательной организацией конкретные меры по устранению нарушений закона до настоящего времени не приняты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела установлен факт несоблюдения образовательной организацией требований закона по обеспечению инвалидам равных, с другими гражданами, возможностей, в связи с чем находит исковые требования межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению
В силу ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в государственный доход государственную пошлину, от уплаты которой Исилькульский межрайонный прокурор - в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден, в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кромская основная общеобразовательная школа» обязанность обеспечить для инвалидов создание условий доступности в сфере образования, путем дублирования в помещении, предназначенном для приема заявителей, расположенном по адресу: <...>, информации о порядке предоставления муниципальной услуги рельефно-точечным шрифтом Брайля, предусмотренной административным регламентом «Зачисление в общеобразовательное учреждение», утвержденным постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 24.02.2016 №81.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кромская основная общеобразовательная школа» в государственный доход в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд в течении месяца.
Судья: Н.Д. Боронко