Александровский городской суд Владимирской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Александровский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1009/10 ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александров «20» июля 2010 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Чернявской И.Н.
при секретаре Шишкиной Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа администрации Александровского района Владимирской области в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и обязании выдать указанное разрешение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Александровского района Владимирской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен на его заявление от Дата обезличенаг. и обязать администрацию устранить допущенное нарушение путем выдачи ему в трехдневный срок разрешения на строительство жилого дома в д....
В обоснование заявления указал, что на основании постановления главы Александровского района Владимирской области Номер обезличен от Дата обезличенаг., договора Номер обезличен от Дата обезличенаг., зарегистрированного Дата обезличенаг. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области, ему был предоставлен на праве аренды земельный участок площадью Номер обезличен кв.м, кадастровый номер Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., для индивидуального жилищного строительства. В мае Дата обезличена года общество с ограниченной ответственностью «...» изготовило проект индивидуального жилого дома, который он собирается разместить на предоставленном земельном участке. Данный проект согласован в соответствии с действующим законодательством. Информационным письмом главы ... администрации подтверждено согласие о разрешении на строительство жилого дома на данном земельном участке.Все вышеуказанные документы были направлены в Управление строительства и архитектуры Александровского района, но как ему стало известно, их никто не рассматривал.Дата обезличена он вновь обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию Александровского района Владимирской области, которая согласно п.11 ст.51 ГрК РФ должна была дать ответ на заявление в течение 10 дней. Ответ был получен им в судебном заседании при рассмотрении его заявления об оспаривании бездействия администрации по рассмотрению его заявления от Дата обезличена Отказ, содержащийся в ответе, считает незаконным. В нарушение ст.51 ГрК РФ, в нем не содержится мотивированного заключения о причинах отказа выдачи разрешения на строительство. Данным отказом администрации грубо нарушаются его права, так как отсутствие разрешения на строительство не дает возможности заключать договора с подрядными организациями и приступить к строительству в наиболее благоприятный для этого летний период.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ администрации в выдаче разрешения на строительство, выраженный в ответах Номер обезличен от Дата обезличенаг. и от Дата обезличенаг., ссылаясь на те же обстоятельства, что и в заявлении. Дополнительно пояснил, что в соответствии с Соглашением Номер обезличен от Дата обезличенаг. между администрациями района и ... поселения, с последней только согласовывается выдача разрешения на строительство, которое выдается администрацией .... Полагает жалобу жителей д...., истинной причиной которой, является их желание самим получить данный земельный участок в аренду, необоснованной. Выделение участка и проектная документация на строительство были согласованы им со всеми компетентными службами и организациями, скважина как объект недвижимости и необходимые документы на нее отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица - администрации Александровского района Владимирской области - ФИО2, действующая по доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг. сроком до Дата обезличенаг., заявленные требования не признала. Пояснила, что в силу п.20 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ выдача разрешения на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Несмотря на существующее между администрациями района и ... поселения Соглашение Номер обезличен от Дата обезличенаг., задача администрации района сводится к чисто технической выдаче разрешения на строительство, которое в соответствии со ст.8 ГрК РФ не может быть принято без решения органа местного самоуправления. Решения об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ администрацией района не принималось. Два ответа на его заявление от Дата обезличенаг. Номер обезличен от Дата обезличенаг. и от Дата обезличенаг. носят информационный характер, в каждом из них указано, что разрешение может быть выдано при условии урегулирования конфликта с жителями д...., от которых Дата обезличенаг. поступила жалоба. В данной жалобе, на которую администрация не может не реагировать, жители просят принять меры к расторжению заключенного с ФИО1 договора аренды, поскольку он противоречит ряду законов. Как следует из ответа администрации на жалобу, часть ее доводов не нашла своего подтверждения, но другая часть требует дополнительной проверки, в связи с чем заявителю и был дан промежуточный ответ, который он считает отказом. В соответствии с постановлением главы Александровского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен выделенный ФИО1 земельный участок входит в схему и перечень особо ценных земель, на нем находится питьевая артезианская скважина.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, показания свидетеля, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушена их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме, как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В силу п.25 вышеназванного Постановления при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) при этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с п.п.15, 20 данного Постановления обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод возложена на заявителя, а обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.20 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изм. и доп.) к вопросам местного значения поселения относится в том числе, выдача разрешений на строительство.
Аналогичные положения предусмотрены п.5 ст.8 ГрК РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе, выдача разрешений на строительство.
Вместе с тем, в силу ч.4 ст.14 вышеприведенного Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей статье межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием Александровский район и муниципальным образованием ... поселение заключено Соглашение Номер обезличен от Дата обезличенаг. о порядке реализации вопросов местного значения.
Согласно ст.1 данного Соглашения его предметом является организация осуществления ... поселением полномочий в том числе, по выдаче разрешений на строительство.
В силу ст.2 п.2.1 Соглашения муниципальное образование ... поселение передает, а муниципальное образование Александровский район принимает и исполняет полномочия в том числе, по выдаче разрешений на строительство (при обязательном согласовании с администрацией ... поселения).
Исходя из положений ст.4 Соглашения, муниципальное образование Александровский район принимает на себя обязательства в том числе, исполнять свои обязанности в части переданных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Как определено в ч.ч.1,4,5,9-11,14 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в том числе, орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, при этом не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии с п.10 ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Исходя из п.1 ст.41 ЗК РФ арендаторы земельных участков вправе возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как установлено судом в ходе рассмотрения заявленных требований, Дата обезличенаг. ФИО1 обратился к Главе администрации Александровского района Владимирской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью Номер обезличен кв.м в д....
В соответствии с постановлением главы Александровского района Владимирской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., для индивидуального жилищного строительства, общей площадью Номер обезличен кв.м, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) земельного участка, сроком на два года.
Во исполнение данного постановления Дата обезличенаг. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ... и ФИО1 был заключен договор аренды Номер обезличен, который Дата обезличенаг. зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....
Вышеуказанные сведения о земельном участке подтверждаются данными его кадастрового паспорта от Дата обезличенаг. Номер обезличен.
Как видно из материалов дела, по заказу ФИО1 ООО «...», имеющим свидетельство Номер обезличен от Дата обезличенаг. на право выполнения работ по подготовке проектной документации от Дата обезличенаг. без ограничения срока действия, был изготовлен проект одноквартирного жилого дома в д.... ..., который согласован с МУ «...».
Информационным письмом от Дата обезличенаг. Номер обезличен администрация ... поселения подтвердила свое согласие о разрешении на строительство ФИО1 жилого дома, расположенного в д.... ....
Дата обезличенаг. ФИО1 обратился с заявлением с приложением всех вышеуказанных документов, на имя главы администрации Александровского района Владимирской области о выдаче разрешения на строительство.
Как следует из письма главы Александровского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен, в связи с конфликтной ситуацией, возникшей с жителями по вопросу строительства заявителем жилого дома в д...., вопрос о выдаче разрешения на строительство будет рассмотрен после получения ответа от главы Андреевского сельского поселения.
Из содержания второго письма от Дата обезличенаг. за этим же Номер обезличен видно, что МУП «...» подготовлено разрешение на строительство жилого дома на земельном участке в д...., но до окончательного рассмотрения коллективного обращения жителей, выдано не будет.
Учитывая наличие действующего Соглашения Номер обезличен от Дата обезличенаг., заключенного между администрациями района и ... поселения, доводы представителя заинтересованного лица о том, что выдача разрешения на строительство не относится к полномочиям администрации Александровского района, суд находит несостоятельными.
Вышеприведенной статьей 51 ГрК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство органы местного самоуправления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. При этом закон не определяет какие-либо иные варианты ответов и не содержит возможности приостановления выдачи такого разрешения.
С учетом этого, вышеприведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. и содержания оспариваемых ответов, суд приходит к выводу о том, что они являются письменным сообщением администрации об отказе в удовлетворении обращения гражданина, а ссылка представителя заинтересованного лица на их информационный, промежуточный характер не основана на законе.
Исходя из смысла ст. 51 ГрК РФ, основаниями к отказу в выдаче разрешения на строительство могут являться либо отсутствие документов, прилагаемых к заявлению, либо несоответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, иных оснований, в том числе таких, как жалоба жителей, законом не предусмотрено.
Между тем, в оспариваемых письменных ответах администрации, а также в объяснениях представителя заинтересованного лица в суде, предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не приведено.
Как усматривается из материалов дела, Дата обезличенаг. и Дата обезличенаг. в администрацию Александровского района поступили коллективные обращения жителей д...., в которых они просят принять меры к расторжению договора аренды земельного участка с ФИО1. в связи с тем, что он противоречит ряду федеральных законов РФ, Постановлениям правительства РФ, Водному, Лесному кодексам РФ, санитарным нормам и правилам.
Однако из представленных заявителем суду документов видно, что выделение земельного участка в д.... ФИО1 было согласовано с Управлением архитектуры и строительства администрации ..., главой муниципального образования ... поселение, а также с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации ..., что подтверждается градостроительным заключением от сентября Дата обезличена., схемой и письмом Номер обезличен от Дата обезличенаг.
Из имеющихся в материалах дела писем Номер обезличен от Дата обезличенаг. отдела пользования и охраны окружающей среды и Номер обезличен от Дата обезличенаг. территориального отдела Роспотребнадзора в ... и ... не следует, что по результатам рассмотрения коллективных обращений жителей установлены конкретные нарушения.
Письмом от Дата обезличенаг. Номер обезличен администрацией Александровского района дан ответ на коллективные обращения жителей д...., в котором имеется ссылка на необходимость получения дополнительных заключений территориального отдела Роспотребнадзора в ... и ... и Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия.
В соответствии с постановлением главы администрации Александровского района от 17.01.94г. № 17 «Об утверждении перечня и Схемы размещения особо ценных земель Александровского района, перечня и Схемы размещения земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения» с приложениями, д.... является зоной историко-природного ландшафта, относится к землям историко-культурного назначения.
Из письма управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... от Дата обезличенаг. Номер обезличен следует, что рассмотрев обращение жителей и проанализировав вышеуказанное постановление Управление считает необходимым принять меры по расторжению договора аренды земельного участка по ... д.... с ФИО1
Из объяснений в суде заведующей отделом природопользования и охраны окружающей среды администрации ... ... ФИО6 следует, что д.... является памятником природы регионального значения и земельный участок теоретически выделять было нельзя. Несмотря на то, что скважина является бесхозной, не эксплуатируется, и документы на нее отсутствуют, они принимают меры к их отысканию.
Между тем, как пояснила в суде начальник Территориального отдела Роспотребнадзора в ... и ... ФИО7, в перечне объектов водоснабжения, находящихся у них на контроле, скважина в д.... не значится. Из полученного ею ответа специализированной организации - филиала «...» следует, что бурением артезианской скважины в д.... они не занимались, по архивным данным она не числится и на учете не состоит. Каких-либо документов на нее, как на объект недвижимости не имеется, ни на чьем балансе она не состоит, в связи с чем размеры границ зон санитарной охраны, которые существуют, в данном случае не устанавливались. У жителей д.... имеются иные источники питьевой воды.
Данные объяснения объективно подтверждаются справкой филиала «...» в г....
Согласно письму от Дата обезличенаг. Номер обезличен руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия земельный участок, выделенный ФИО1 по ... в д.... находится за пределами границ территории объектов культурного наследия, строительство на указанном земельном участке считают возможным.
Как пояснила в суде глава ... администрации ФИО8 на момент выделения ФИО1 земельного участка в д.... он являлся свободным. В соответствии с Соглашением Номер обезличен от Дата обезличенаг. выдача разрешений на строительство входит в компетенцию администрации Александровского района Владимирской области по согласованию с ними. Администрация ... поселения подтвердила свое согласие о разрешении на строительство. В связи с жалобами жителей д.... она дважды выезжала на месте, однако факты, изложенные в жалобе не подтвердились. Документов на скважину не имеется, на балансе поселения она не состоит.
Таким образом, доказательств того, что законодательство содержит запрет на использование спорного земельного участка под строительство и он изъят из хозяйственного использования, заинтересованным лицом не представлено.
Вышеуказанные постановление администрации и договор аренды земельного участка в настоящее время никем не оспорены, не признаны недействительными, договор не расторгнут.
Суд также установлено, что строительство объекта - индивидуального жилого дома в д.... запроектировано в пределах границ выделенного ФИО1 земельного участка и красных линий и с учетом полученных согласований, что не свидетельствует о нарушении градостроительного плана, прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Предусмотренная ч.9 ст.51 ГрК РФ обязанность по предоставлению необходимых для получения разрешения на строительство документов ФИО1 исполнена, проектная документация прошла все необходимые согласования, строительство соответствует разрешенному использованию земельного участка, однако осуществлению его права на такое использование препятствует отказ администрации Александровского района в выдаче разрешения на строительство.
В свою очередь, администрация Александровского района Владимирской области не представила надлежащих доказательств, подтверждающих законность и обоснованность отказа в выдаче разрешения на строительство в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований
Руководствуясь ст. 258, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ администрации Александровского района Владимирской области, содержащийся в письмах Номер обезличен от Дата обезличенаг. и от Дата обезличенаг., в выдаче ФИО1 разрешения на строительство незаконным.
Обязать администрацию Александровского района Владимирской области выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью Номер обезличен кв.м., кадастровый номер Номер обезличен, расположенном по адресу: ...
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение 10 дней.
Судья И.Н. Чернявская
...
...
...
Решение вступило в законную силу «31» августа 2010 года.
Судья: