№2-1009/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2013 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Савиной Е.В.,
при секретаре Соломатиной А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелковского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Главе городского поселения Щелково об обязании расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим,
Установил:
Щелковский городской прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Щелковской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой был установлен факт нарушения требований Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», выразившегося в совмещении Кирилочкиным А.М. муниципальной должности заместителя Главы администрации городского поселения Щелково со статусом учредителя десяти коммерческих юридических лиц и его участии в деятельности по их управлению.
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнений /т.1 л.д.200/, прокурор указал, что Кирилочкин А.М. с 10.05.2012 года занимает муниципальную должность Главы администрации городского поселения Щелково, являясь при этом учредителем следующих коммерческих организаций: ООО «Металл-Инвест», ООО «Желдортранс», ООО «Инвест-Строй», ООО «Олимп-К», ООО «Торговый центр», ООО «Боцман», ООО «Агрофирма «Восток», ООО Ломбард «КАРАТ», ООО «Ломбард-Карат», ООО «БЕСТ-II». В разное время 2009 года, а также 26.08.2010 года между указанными юридическими лицами по отдельности, с одной стороны, и ООО «Бизнес-Центр», с другой стороны, были заключены договоры доверительного управления долей в уставном капитале каждого юридического лица сроком на пять лет, однако Кирилочкин А.М. продолжает лично участвовать во внеочередных собраниях участников обществ с ограниченной ответственностью, в частности - ООО «Агрофирма Восток».
Ссылаясь на положения п.п.1, 10 ч.1 ст.12, п.1,3 ст.14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», прокурор считает, что Кирилочкиным А.М. нарушаются запреты установленные законодательством о муниципальной службе, в связи с чем заключенный с ним трудовой договор подлежит расторжению.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора Лычагина А.А. со ссылкой на обстоятельства, изложенные в основном и уточненном исковом заявлении, письменные пояснения к иску /т.1 л.д.2, 108, 200/ просила обязать Главу городского поселения Щелково Щелковского района Московской области расторгнуть с муниципальным служащим – заместителем главы городского поселения Щелково Кирилочкиным А.М. заключенный трудовой договор.
Представитель ответчика - Главы городского поселения <адрес> Абаин В.Г. /доверенность т.1 л.д.82/ исковые требования прокурора не признал, представил письменные возражения и объяснения на иск /т.1 л.д.84, т.2 л.д.183/, в которых пояснил, что распоряжением Главы городского поселения Щелково №156-рл от 10.05.2012 года на основании выписки из протокола №22 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности заместителя Главы Администрации городского поселения Щелково от 03.05.2012 года и соглашения от 05.05.2012 года к трудовому договору №289 от 19.12.2011 года Кирилочкин А.М. переведен на должность муниципальной службы заместителя Главы Администрации городского поселения Щелково. При поступлении на муниципальную службу Кирилочкиным А.М. в соответствии со ст.15, ч.3 ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» были представлены все необходимые документы, включая сведения о том, что он является учредителем в юридических лицах. В целях недопущения нарушений запрета, связанного с муниципальной службой, установленного п.1 ч.1 ст.14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Кирилочкин А.М. передал все принадлежащие ему права участника 10-ти обществ в ограниченной ответственностью доверительному управляющему – ООО «Бизнес-Центр» на основании договоров, заключенных до поступления на муниципальную службу. В соответствии с условиями договоров доверительного управления доверительный управляющий приобрел все права участника общества и с момента заключения договоров стал состоять членом органа управления указанных 10-ти коммерческих организаций. Таким образом, Кирилочкин А.М. еще до поступления на муниципальную службу предпринял необходимые меры для предотвращения и урегулирования возможных конфликтов интересов, стороной которых он как муниципальный служащий мог являться. В связи с выполнением Кирилочкиным А.М. требований ч.2.2 ст.14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оснований для расторжения с ним трудового договора не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Третье лицо – Кирилочкин А.М. в судебное заседание не явился, извещен. Его представитель Челнокова Н.В. /доверенность т.1 л.д.83/ исковые требования прокурора не признала. В материалы дела представила письменные возражения и объяснения относительно иска /т.1 л.д.101, т.2 л.д.178/, в которых ссылалась на отсутствие у прокурора процессуального права на обращение в суд с настоящими требованиями, не представление истцом доказательств существования конфликта интересов, стороной которого является Кирилочкин А.М., а также доказательств, подтверждающих непринятие им мер по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов. С учетом соблюдения Кирилочкиным А.М. при поступлении на муниципальную службу и в период ее запретов, связанных с муниципальной службой, основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств-участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №25-ФЗ).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №25-ФЗ, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.
В соответствии со ст.42 Федерального закона №131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.2 Федерального закона №25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии с ч.1,10 ст.12 Федерального закона №25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать законы, которые установлены настоящим ФЗ и другими законами.
Согласно п.п.1, 3 ч.1 ст.14 настоящего Федерального Закона, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься предпринимательской деятельностью.
Из положений приведенной нормы усматривается, что муниципальный служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации лишь в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время такие нормативные правовые акты отсутствуют.
По закону под коммерческой организацией следует понимать организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие эту прибыль между участниками.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст.50 ГК РФ).
Судом установлено, что Кирилочкин А.М. с 2003 года по настоящее время состоит членом (учредителем) ООО «БЕСТ-II», ООО «Ломбард-Карат», ООО «Боцман», ООО «Торговый центр», с 2004 года по настоящее время состоит членом (учредителем) ООО «Олимп-К», ООО «Инвест-Строй», с 2007 года по настоящее время состоит членом (учредителем) ООО Ломбард «КАРАТ», ООО «Агрофирма «Восток», ООО «Желдортранс», ООО «Металл-Инвест», что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Московской области по состоянию на октябрь 2012 год /т.1 л.д.20-77/.
19.12.2011 года между Главой городского поселения Щелково и Кирилочкиным А.М. заключен трудовой договор №289, в соответствии с которым последний назначен на должность муниципальной службы в Администрацию городского поселения Щелково - советник Главы городского поселения Щелково /т.1 л.д.88-91/.
На основании выписки из протокола №22 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности заместителя Главы Администрации городского поселения Щелково от 03.05.2012 года и соглашения от 05.05.2012 года к трудовому договору №289 от 19.12.2011 года Главой городского поселения Щелково издано распоряжение №156-рл от 10.05.2012 года о переводе Кирилочкина А.М. на должность муниципальной службы - заместителя Главы Администрации городского поселения Щелково /т.1 л.д.92-100/.
Таким образом усматривается, что Кирилочкин А.М. при поступлении на муниципальную службу не прекратил свое членство в вышеназванных коммерческих организациях, и оставаясь их учредителем, он в декабре 2011 года поступил на работу в Администрацию городского поселения Щелково, где был назначен на муниципальные должности сначала советник Главы городского поселения Щелково, а затем заместитель Главы Администрации городского поселения Щелково.
В соответствии с п.2.2 ст.14.1 Федерального закона №25-ФЗ в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнения муниципального служащего с муниципальной службы.
В силу п.6 ст.11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные нормы запрещают муниципальным или государственным служащим владеть ценными бумагами, акциями в период прохождения муниципальной или государственной службы соответственно, в связи с чем утверждения ответчика и 3-го лица о том, что наличие у муниципального служащего акций (долей участия), от которых он получает доход не порождает конфликта интересов, не могут быть приняты во внимание.
Из пояснений представителей ответчика и 3-го лица видно, что при поступлении на муниципальную службу Кирилочкин А.М. знал о существующих ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой, в частности о недопустимости совмещения членства в органе управления коммерческой организации и муниципальной службы, в связи с чем им были предприняты меры для предотвращения конфликта интересов путем передачи своих прав как участника общества в доверительное управление ООО «Бизнес-Центр».
В подтверждение изложенного представлены договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Металл-Инвест» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Желдортранс» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Инвест-Строй» от 13.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Олимп-К» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Торговый Центр» от 25.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Боцман» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО Ломбард КАРАТ» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Ломбард-Карат» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «БЕСТ-II» от 17.11.2009 года, договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Агрофирма «Восток» от 26.08.2010 года, справки /т.1 л.д.121-160/.
Согласно пункту 10 перечисленных договоров доверительный управляющий приобретает все права участника Общества, в том числе право на участие в общих собраниях участников общества с правом голоса по всем вопросам повестки дня общего собрания. Срок действия договоров 5 лет (п.18).
В соответствии с условиями договоров с момента их заключения ООО «Бизнес-Центр» (доверительный управляющий) на срок 5 лет стало состоять членом органа управления указанных коммерческих организаций вместо Кирилочкина А.М.
Между тем судом установлено, что, несмотря на заключение договоров доверительного управления, Кирилочкин А.М. совмещал членство в высшем органе управления ООО «Агрофирма «Восток» и муниципальной службы, что по закону недопустимо. Так, участие Карилочкина А.М. в деятельности по управлению указанным обществом подтверждается выписками из протоколов внеочередных общих собраний участников ООО «Агрофирма «Восток» от 08.06.2012 года, 25.07.2012 года, 14.09.2012 года, 14 и 15.10.2012 года, 29.12.2012 года /т.1 л.д.207-226/, из содержания которых видно, что решения по вопросам распоряжения земельными участками, составляющими имущество общества, принималось с личным участием Кирилочкина А.М. как участника общества.
Факт проведения в указанные дни внеочередных общих собраний участников ООО «Агрофирма «Восток» представителем 3-го лица не оспаривался, а напротив, был подтвержден протоколами собраний /т.2 л.д.143-177/.
Таким образом, наличие договора доверительного управления долей в уставном капитале ООО «Агрофирма «Восток» от 26.08.2010 года, по которому Кирилочкин А.М. передает принадлежащие ему права на доли в уставном капитале общества в доверительное управление ООО «Бизнес-Центр», само по себе не свидетельствует об исполнении этого договора и не опровергает факт участия Кирилочкина А.М. в управлении указанным хозяйственным обществом.
Доводы представителя 3-го лица о том, что представленные выписки из протоколов общего собрания содержат недостоверные сведения об участниках общества, поскольку противоречат содержанию протоколов собрания, а потому не могут быть рассмотрены в качестве доказательства, подтверждающего факт участия Кирилочкина А.М. в общих собраниях, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п.6 ст.37 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (от 08.02.1998г. №14-ФЗ) исполнительный орган организует ведение протокола общего собрания участников общества. Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.
Приобщенные истцом к уточненному исковому заявлению копии выписок из протоколов общих собраний ООО «Агрофирма «Восток» у суда сомнений не вызывают, так как сами выписки удостоверены председателем и секретарем собрания общества, скреплены печатью ООО «Агрофирма «Восток», были представлены в материалы дела из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, куда ранее были представлены должностным лицом, уполномоченным по занимаемой должности действовать от имени общества, на государственную регистрацию права собственности на земельные участки на основании заключенных обществом сделок. Копии выписок из протоколов сверены с подлинниками и удостоверены должностным лицом регистрирующего органа /т.1 л.д.226об./.
В тоже время ненадлежащее составление протоколов общего собрания участников либо его части может явиться основанием для признания недействительными решений, принятых на собрании, на основании ст.43 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
По утверждению представителя 3-го лица законность таких документов и их последствия никем не оспорены.
Кроме того, факт непосредственного участия Кирилочкина А.М. в управлении коммерческой организацией подтверждается протоколом №8 внеочередного общего собрания участников общества ООО «Олимп-К» от 29.01.2010 года, на котором было принято решение об утверждении новой редакции устава общества после заключения договора доверительного управления в уставном капитале ООО «Олимп-К» от 17.11.2009 года /т.2, л.д. 46/.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что положенные прокурором в обоснование заявленных требований обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Щелковского городского прокурора Московской области удовлетворить.
Обязать Главу городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области расторгнуть с муниципальным служащим – заместителем главы городского поселения Щелково Кирилочкиным Александром Михайловичем заключенный трудовой договор.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В.Савина