Дело № 2-1009/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года г. Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего по делу – судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Лариной О.А.,
с участием:
истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО2 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Иваново гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району города Иваново о включении периода службы в органах принудительного исполнения в стаж службы в органах внутренних дел,
установил:
ФИО1 обратился в суд к ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново с вышеуказанными требованиями, обосновав их следующими обстоятельствами.
Истец проходит службу в ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних с 20 ноября 2015 года.
27.03.2017 заключением комиссии ОМВД России по Ленинскому району г.Иваново принято решение о включении в стаж службы истца следующих периодов: 13.06.1994-18.12.1995 (служба в ВС РФ, 01 год 06 мес. 06 дней); 01.10.1997-17.03.2000 (службы в ОВД, 02 года 05 мес.17 дней); 20.11.2015-01.12.2016, службы в ОВД, 01 год 00 мес.12 дней).
Истец с 13.09.2000 по 31.01.2014 проходил службу в Федеральной службе судебных приставов (далее по тексту - ФССП), где замещал должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), а также иные должности государственной гражданской службы. 13.02.2020 им подан рапорт о включении с 01.01.2020 в стаж службы в органах внутренних дел, вышеуказанного периода службы в органах принудительного исполнения (в ФССП).
12.03.2020 истцу в этом ответчик отказал, указав, что в указанные истцом периоды отсутствует служба в органах принудительного исполнения.
Считая данный отказ неправомерным, ссылаясь на положения ст. 6.1, п.14 ст. 92 Федерального закона от 31.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.5 ч.2 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 18 Федерального закона от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить, начиная с 01.01.2020, в его стаж службы в органах внутренних дел имеющийся у него период службы в органах принудительного исполнения для выплаты соответствующей надбавки за стаж службы, а также для назначения пении (в календарном и льготном исчислении).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал, сославшись на изложенные в иске доводы. Истец полагал, что Федеральная служба судебных приставов, где он проходил службу с 01.01.2020, относится к органам принудительного исполнения, ссылаясь на положения ст. 6.1 Закона. Следовательно, по его мнению, период службы в органе принудительного исполнения ФССП должен быть включен в стаж службы в органах внутренних дел.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала. Просила в удовлетворении иска отказать, поскольку правовых оснований для включения в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периода замещения должностей федеральной государственной гражданской службы в ФССП России лицам, которые на момент вступления в силу Федерального закона от 1.10.2019 № 328-ФЗ уже не проходили службу в ФССП России, а являлись сотрудниками внутренних дел, не имеется.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что приказом от 19.06.2000 № 155-сп с 13.06.2000 истец был принят на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов службы судебных приставов Главного управления юстиции <адрес> (Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>).
Приказом от 28.08.2002 № 569 лс-сп истец переведен на должность судебного пристава по ОУПДС - помощника начальника дежурной смены Дежурной части Центрального аппарата Службы судебных приставов.
Приказом от 24.11.2004 истец с 01.01.2005 переведен на должность судебного приставов по ОУПДС дежурной части.
Приказом от 06.03.2006 истец переведен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (начальника дежурной смены) дежурной части специализированного межрайонного отдела по организации оперативного дежурства.
Приказом от 15.03.2006 № 62-лс истец переведен на должность специалиста 1 категории группы обеспечения работы с кадрами (собственной безопасности) и мобилизационной работы.
Приказом от 4.05.2006 № 128-лс истец переведен на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 категории отдела обеспечения работы с кадрами (собственной безопасности) и мобилизационной работы.
Приказом от 19.09.2006 № 233-лс истец назначен на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности.
Приказом от 4.10.2006 № 264-лс истец переведен на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста-эксперта отдела по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности.
Приказом от 26.10.2006 № 660-лс-сп истец переведен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (начальник дежурной смены) дежурной части специализированного межрайонного отдела по организации оперативного дежурства.
Приказом от 17.08.2007 № 402-лс-сп истец переведен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника <адрес> отдела судебных приставов <адрес> - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Приказом от 29.12.2009 № 1334-к истец назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника <адрес> отдела судебных приставов <адрес> - заместителя старшего судебного пристава.
Приказом от 31.05.2010 № 680-к истец назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и участков мировых судей <адрес>.
Приказом от 2.08.2010 № 989-к истец назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и участков мировых судей <адрес> - заместителя старшего судебного пристава.
Приказом от 13.12.2012 № 2600-к истец назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и участков мировых судей <адрес> - старшего судебного пристава.
Приказом от 16.01.2014 № 84-к с 31.01.2014 прекращено действие служебного контракта, истец освобожден от должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с п.4 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Вышеизложенное подтверждается сведениями трудовой книжки, оформленной на имя истца (л.д. 13-25).
Приказом УМВД России по <адрес> от 1 декабря 2016 № 1827 л/с года истец назначен на должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по <адрес> с 1.12.2016 (л.д.9) и в настоящее время проходит службу в органах внутренних дел по указанной должности.
Истец полагает, что периоды службы в Федеральной службе судебных приставов с 13.09.2000 по 31.01.2014 подлежат включению в стаж службы в органах внутренних дел.
13.02.2020 им подан рапорт о включении с 01.01.2020 в стаж службы в органах внутренних дел вышеуказанного периода службы в органах принудительного исполнения (Федеральной службе судебных приставов).
12.03.2020 истцу в этом ответчик отказал, указав, что в указанные истцом периоды отсутствует служба в органах принудительного исполнения.
Понятие "органы принудительного исполнения" введено Федеральным законом от 31.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон"), вступившим в законную силу с 01.01.2020 (ст. 135 Закона).
В силу положений ст. 1 Закона органы принудительного исполнения Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, его территориальные органы и их подразделения.
Согласно ст. 1 Закона законодатель, определяет службу в органах принудительного исполнения, как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, тем самым рассматривая службу в органах принудительного исполнения, как самостоятельный вид федеральной государственной службы с особым статусом.
В соответствии с положениями п.1, п.2 ст. 6 Закона должности в органах принудительного исполнения учреждаются в целях реализации полномочий органов принудительного исполнения. Перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
Перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2020 года № 1.
Следовательно, доводы истца о замещении им должности в органе принудительного исполнения в течение указанного в иске периода (до учреждения соответствующих должностей) несостоятельны.
В силу положений п. 13 ст. 92 Закона гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Таким образом законодатель разграничивает исполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ ""Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и службу в органах принудительного исполнения, связывая начало течения службы в органах принудительного исполнения с назначением на должность в органах принудительного исполнения с придаваемым законодателем особым статусом данному виду службы. В трудовые книжки сотрудников указанные периоды службы подлежат внесению с указанием начала соответствующей службы и ее окончания.
Указанное разграничение присутствует также в положениях п.11, п.14 ст. 92 Закона и в положениях других нормативных правовых актов.
Таким образом, по мнению суда, можно говорить лишь об учете прямо предусмотренных законодателем периодов (до вступления в законную силу Закона) для определения стажа (выслуги лет). Данный вопрос реализован законодателем непосредственно в Законе, а также путем внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п.2 ст. 36 Закона в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включается период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения.
Дополнительно к этому пунктом 14 ст. 92 Закона предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Положения указанного Закона вопреки доводам истца распространяются только на сотрудников, осуществляющих службу в органах принудительного исполнения, к которым истец не относится, являясь сотрудником органов внутренних дел, что следует из положений ст. 2 Закона.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 342-ФЗ, Закон о службе)., Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 247-ФЗ) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Истцом заявлены требования о включении в стаж указанных им периодов служебной деятельности с целью получения надбавки за стаж службы, а также для назначения пенсии.
В соответствии с положениями подп. 5 п.2 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином службы в органах принудительного исполнения. Соответствующие периоды для включения в стаж (выслугу лет) истца, как указал суд выше, отсутствуют.
В силу положений пункта 8 статьи 2 Закона № 247-ФЗ порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "э" п.2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 1158, в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудников.
Однако истец на службу в органы принудительного исполнения в качестве сотрудника в соответствии с Законом не принимался (соответствующий контракт с ним не заключался), следовательно, указанные им периоды не могут быть включены в стаж (выслугу лет) истца.
Вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон № 4468-1).
Как следует из положений ст. 18 Закона № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии всех перечисленных выше (в наименовании Закона) категорий лиц засчитывается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, а для лиц рядового и начальствующего состава и военнослужащих Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения (как исключение из общего положения) в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время работы в системе Федеральной службы судебных приставов.
Тем самым, законодатель не только разграничивает "службу в органах принудительного исполнения" и "время работы в системе Федеральной службы судебных приставов", но и указывает конкретные категории лиц, которым время работы в системе Федеральной службы судебных приставов, засчитывается в выслугу лет.
Согласно ст. 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего закона (в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, органах принудительного исполнения) определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 241 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов принудительного исполнения Российской Федерации засчитывается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве лиц начальствующего состава (в том числе срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации) (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723) (пункт 1).
При этом в соответствии с пунктом 1(5) указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г. (а не для сотрудников органов внутренних дел), помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления (в том числе периодов службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации), засчитываются в календарном исчислении периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Таким образом, в названном Постановлении Правительства также разграничиваются периоды службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и периоды замещения должностей в службе судебных приставов, а также указаны конкретные лица, которым периоды замещения должностей в службе судебных приставов засчитываются в стаж (выслугу лет).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что законодатель не рассматривает периоды замещения должностей в службе судебных приставов (по ранее заключенным контрактам, до поступления на службу на должность органов принудительного исполнения и заключения соответствующего контракта), как службу в органах принудительного исполнения.
Применяемое законодателем разграничение периодов службы не позволяет отнести периоды служебной деятельности, указанные истцом в иске, к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Данные периоды службы засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии только лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г., то есть не всем лицам, указанным в статье 1 Закона № 4468-1.
Факт указания в ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 1.10.2019 № 328-ФЗ) территориальных органов Федеральной службы судебных приставов об ином не свидетельствует, поскольку законодателем придан иной статус службе в ФССП с 1.01.2020 года.
Вопреки доводам истца решение вопроса о включении в стаж сотрудника органа внутренних дел периодов замещения истцом должностей федеральной государственной службы связано не с фактом увольнения до или после вступления в законную силу Закона, а напрямую зависит от занимаемой им в соответствующие периоды должности, и, следовательно, от вида исполняемой им федеральной государственной службы (при том, что служба в органах принудительного исполнения рассматривается законодателем, как один из видов федеральной государственной службы). С учетом этого, доводы истца о неравном положении сотрудников, занимавших аналогичные должности в Федеральной службе судебных приставов, несостоятельны.
Исходя из вышеизложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда отсутствуют.
В соответствии со ст. 393 ТК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав трудовое законодательство предусматривает освобождение работника от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного частью 1 ст. 98 ГПК РФ.
С учетом этого, государственная пошлина взысканию с истца не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Тимофеева Т.А.
Мотивированное решение составлено 23 июля 2020 года