Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
16 января 2017 год г. Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,
при секретаре Матвеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к Бородулину И.Л., Администрации Городского округа Верхняя Тура о признании договоров купли-продажи недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кушвы обратился в Кушвинский городской суд в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура с иском к Бородулину И.Л. о признании договоров купли-продажи недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки, в котором просит: признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>А, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договорам купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу и передачи имущества. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура зарегистрировать право собственности на здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу г<адрес>А, с земельным участком площадью 536 кв.м. и здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу после передачи имущества.
В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству прокурор уточнил исковые требования к Бородулину И.Л., просил изменить процессуальный статус Администрации Городского округа Верхняя Тура, с третьего лица на ответчика, поскольку оспаривает договоры, где администрация выступает в роли стороны и к ней заявлены требования о признании договоров недействительными, обязать ее возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договорам купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере 133 700 рублей, а также возместить стоимость неотделимых улучшений в месячный срок со дня передачи имущества. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято заявление прокурора г. Кушвы об увеличении исковых требований.
В судебном заседании прокурор Паршуков А.Ф. скорректировал исковые требования к Бородулину И.Л., Администрации, учитывая, что спорный вопрос по стоимости имущества в части неотделимых улучшений, произведенных ответчиком Бородулиным за время пользования недвижимыми объектами, стороны вправе решить самостоятельно, подав соответствующие исковые заявления в суд. Просил суд принять в окончательной форме исковые требования, которые были заявлены прокурором первоначально в исковом заявлении, за исключением требования обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура зарегистрировать право собственности на здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. и здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу после передачи имущества.
Таким образом, просил суд: признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным. Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договорам купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 133 700 рублей.
В обоснование исковых требований пояснил, что в соответствии с требованиями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований. Предмет настоящего иска затрагивает интересы городского округа Верхняя Тура в связи с реализацией полномочий по решению вопросов местного значения городского округа предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Прокуратурой г. Кушвы проведена проверка готовности муниципального образования городской округ Верхняя Тура к отопительному сезону 2016-2017 г.г. В ходе проверки установлено, что по результатам аукциона, проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ№, между администрацией ГО В.Тура и Бородулиным И.Л. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., кадастровый №. Указанное здание и земельный участок переданы ответчику по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, по результатам продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа В.Тура, проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ№, между вышеуказанными лицами заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м., кадастровый №, которые переданы ответчику по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
На основании положений части 1 статьи 18 Федерального закона № 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 Федерального закона №178-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
В соответствии с пунктом 8 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ условия эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.
Здание мазутонасосной станции и здание очистки сточных вод входят в комплекс центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура, являющегося, на данный момент, основным источником теплоснабжения и горячего водоснабжения города. В результате продажи зданий произошло нарушение технологии производства тепловой энергии.
В силу пункта 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно пункту 5.3.20. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 при работе котлов на твердом или газообразном топливе, когда мазут является резервным или растопочным топливом, схемы мазутохозяйства и мазутопроводов должны быть в состоянии, обеспечивающем немедленную подачу мазута к котлам.
В силу подпункта д пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).
Поскольку в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства при проведении приватизации зданий должно сохраняться его назначение как объекта системы теплоснабжения, а также соблюдаться ряд условий эксплуатационных обязательств в отношении названного имущества, проведение приватизации путем продажи его с аукциона не основано на законе.
Положения договоров купли-продажи муниципального имущества от 07.10.2013 и от 17.12.2013 не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности требованиям Федерального закона № 178, так как не содержат существенного условия – эксплуатационных обязательств по обеспечению деятельности Центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ в случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.
Пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Бородулин И.Л. в судебном заседании иск прокурора не признал, поддержал возражения, предоставленные суду в письменном виде, доводы своего представителя, данные в судебном заседании. Просил отказать в иске.
Представитель ответчика ФИО1, возражая против иска прокурора, пояснила, что Бородулин И.Л. на основании результатов двух аукционах по покупке здания мазутонасосной станции и здания очистки сточных вод, был признан победителем и зарегистрировал право собственности на недвижимые объекты в установленном законом порядке, как добросовестный собственник приступил к капитальному ремонту имущества. Результаты торгов ими не оспариваются. Бородулин оплатил до подписания договоров купли-продажи стоимость нежилых объектов: здания мазутонасосной станции 79 800 рублей, здания очистки сточных вод 53 900 рублей. По актам приема-передачи нежилые здания, расположенные на земельных участках, были приняты им в том состоянии, котором были в момент аукционов, то есть в неудовлетворительном состоянии, пригодном к эксплуатации только после капитального ремонта. После приобретения имущества Бородулин приступил к капитальному ремонту своего имущества. Согласно отчету № об определении рыночной стоимости нежилого здания очистки сточных вод, и отчету № об определении рыночной стоимости нежилого здания мазутонасосной, Бородулиным были произведены значительные улучшения на сумму 473 000 рублей и 229 000 рублей. Прокурор ссылается на ст. 166, 168 ГК РФ и полагает, что данные сделки являются ничтожными, не соответствуют нормам Федерального закона. Администрация Городского округа Верхняя Тура опубликовала в местной газете объявления о проведении аукционов. Считает, что поскольку изначально в договоре не были включены условия о приватизации, следовало предъявить требования о признании аукционов недействительными. В ст. 18 Федерального закона «О приватизации», на которую ссылается прокурор, разъяснен порядок проведения аукционов. Никакого отношения к сделкам, как к договорам купли-продажи данные положения не имеют. Прокурор не обращался с требованием о признании аукционов недействительными. Кроме того, в соответствии с приказом Минэнерго РФ от 24.04.2003 № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых установок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты, а под эксплуатацией понимается период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию, использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию. Состоялись два аукциона по продаже нежилых зданий мазутонасосной станции и здания очистки сточных вод. Они продавались отдельно. В свидетельстве о государственной регистрации права указаны два разных объекта, которые проданы не как единый комплекс. В соответствии с актом выполненных работ, оба здания находились в ужасном состоянии, Бородулин И.Л. произвел работы по улучшению зданий. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемы законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе, если повлекла неблагоприятные для него последствия. Полагает, что истек срок исковой давности для обращения в суд. Проверки отопительного сезона проводятся каждый год и в сентябре 2013 года прокуратура г. Кушвы уже знала о том, что здания отчуждены. Сделка не является ничтожной, она не нарушает законодательство РФ, а является оспоримой. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Не согласна с отказом прокурора от иска в части возмещения Бородулину И.Л. затрат, понесенных на улучшение зданий мазутонасосной станции и здания очистки сточных вод. Суд по собственной инициативе может применить последствия недействительности сделок, в случае, если нарушаются права и законные интересы лица, оспаривающего сделку. В случае признания судом сделок недействительными, просит применить последствия недействительности сделок. В данном случае нарушаются права Бородулина И.Л. Сделка оспорима, и пропущен срок исковой давности, никакие нормы законов при заключении сделки не были нарушены. Прокуратура проводит проверки по готовности к отопительному сезону ежегодно, однако никаких исков в суд не поступало ранее, более того, отношения в процессе личного контакта и многочисленная переписка с администрацией ГО В.Тура и ООО «РКС» давали основания Бородулину полагаться на действительность сделок. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Администрации Городского округа Верхняя Тура ФИО3., действующая на основании доверенности, согласилась с иском прокурора, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам торгов, проведенных в форме публичного предложения, между администрацией Городского округа В.Тура и Бородулиным И.Л. заключены договоры купли-продажи здания мазутонасосной с земельным участком, и здания очистки сточных вод с земельным участком. Торги были проведены в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. Вместе с тем, закон не разрешает приватизацию используемых по назначению для нужд населения объектов коммунальной инфраструктуры, указывая, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности. Центральная водогрейная котельная (далее ЦВК) ГО В.Тура является основным источником производства тепловой энергии городского округа, обеспечивающая теплом более 80% потребителей – население, социальные объекты образования, здравоохранения, культуры. Данный объект имеет особую социальную значимость и, учитывая, что альтернативные источники тепла в городе отсутствуют, администрация ГО В.Тура в пределах своих полномочий и эксплуатирующая организация ООО РКС обязаны обеспечить бесперебойную работу в течение отопительного периода. Центральная котельная представляет собой имущественный комплекс (сложную вещь), состоящий из технологически связанных между собой зданий, сооружений, механизмов и т.п., поэтому изъятие отдельных элементов не позволит обеспечить бесперебойный технологический цикл выработки тепловой энергии. Спорное имущество: здание мазутонасосной и здание очистки сточных вод предназначены для обеспечения ЦВК резервным топливом – мазутом в случае возникновения нештатных ситуаций на газопроводе. Отсутствие данных зданий ведет к невозможности подачи мазута на ЦВК при прекращении подачи газа и, как следствие, к остановке котельной, что приведет к отсутствию тепла в жилых домах, образовательных учреждениях и иных объектах социальной сферы, что создаст угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, возникновение чрезвычайной ситуации в городе во время отопительного сезона. Согласна с мнением прокурора о том, что денежная сумма, затраченная Бородулиным на произведенные им неотделимые улучшения после приобретения в собственность нежилых объектов, может быть предметом других исковых требований. Просила иск удовлетворить, признать договоры купли продажи, заключенные с Бородулиным, недействительными, обязать ответчика возвратить нежилые здания Администрации города, в свою очередь администрация ГО В.Тура возвращает уплаченные Бородулиным денежные средства в сумме 133 700 рублей.
Представитель ответчика заместитель Главы Городского округа В.Тура ФИО2 с иском прокурора согласился, поддержал доводы ФИО3., которые она привела в судебном заседании.
Представитель третьего лица ООО «Региональные коммунальные системы» (далее ООО РКС), надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, в котором указал, о согласии с исковыми требованиями прокурора по следующим основаниям: по результатам открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества – имущественных комплексов – систем теплоснабжения Городского округа В.Тура Администрация ГО В.Тура заключила с ООО РКС договор аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приложением к которому для эксплуатации, обеспечения бесперебойного функционирования и своевременного выполнения аварийно-восстановительных работ инженерных сетей имущественного комплекса системы теплоснабжения в целях предоставления качественных услуг потребителям ГО В.Тура ООО РКС была передана Центральная водогрейная котельная по адресу: <адрес>. ЦВК является единственным источником тепловой энергии для большинства потребителей на территории ГО В.Тура, в том числе для 16 социально-важных объектов и 76 многоквартирных жилых домов, прекращение ее работы в зимний период грозит возникновением чрезвычайной ситуации, на устранения последствий которой может потребоваться продолжительное время и значительные материальные ресурсы. ЦВК должна иметь возможность продолжения работы по выработке тепловой энергии при возникновении перебоев в поставке основного топлива (природного газа). Технологический цикл обеспечения котельной резервным топливом предусматривает, что на котельной должны быть запасы резервного топлива в количестве, необходимом для непрерывной работы котельной в течение 100 дней для обеспечения нормальной работы котельной в случае нештатной ситуации на газопроводе (аварийные или регламентные работы на газопроводе). С целью обеспечения ЦВК запасами резервного топлива проектом предусмотрено мазутное хозяйство. Здание мазутонасосной и здание очистки замасленных и замазученных стоков располагаются на территории ЦВК, это особо опасный объект, нахождение посторонних лиц на его территории недопустимо. Однако, в настоящее время спорные недвижимые объекты, входящие в комплекс ЦВК, отчуждены администрацией ГО В.Тура в частную собственность Бородулина И.Л. на основании договоров купли-продажи. Без восстановления схемы подачи резервного топлива (мазута) обеспечить безаварийную работу ЦВК невозможно. ЦВК представляет собой комплекс технологически взаимосвязанных объектов: здание котельной, здание мазутонасосной, здание станции очистки замасленных и замазученных стоков, станции жидких присадок, резервуаров для хранения мазута, понизительной подстанции и пожарных резервуаров, склад мокрого хранения соли, дымовая труба. Исключение из технологической цепочки любого из перечисленных объектов приводит к нарушению технологического процесса и не гарантирует безопасной эксплуатации комплекса котельной. Просит исковые требования прокурора удовлетворить.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО РКС.
Суд, выслушав пояснения прокурора, ответчика и его представителя, представителей ответчика администрации ГО В.Тура, изучив доводы представителя ООО РКС, приведенные в отзыве на исковое заявление, а также исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 Федерального закона №178-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Федерального закона РФ 178-ФЗ условием эксплуатационных обязательств в отношении имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 30.1 вышеуказанного закона эксплуатационные обязательства в отношении указанного имущества должны включать в себя максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного имущества.
В соответствии с пунктом 8 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ условия эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Федерального закона № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. Ограничениями могут являться: обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения; иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
В судебном заседании установлено и подтверждено сторонами, что по результатам аукциона (л.д. 10), проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 9), между администрацией ГО В.Тура и Бородулиным И.Л. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ нежилого здания мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу г. <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., кадастровый № (л.д. 7).
Кроме того, по итогам продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа В.Тура (л.д. 24), проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 26), между вышеуказанными лицами заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ нежилого здания очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес> с земельным участком площадью 456 кв.м., кадастровый № (л.д. 22).
Вышеуказанные договоры купли-продажи заключены сторонами в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, по результатам продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура – протокол № от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах аукциона по продаже муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура» и протокол № от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура».
В соответствии с условиями указанных договоров продавец Администрация Городского округа В.Тура продает, а покупатель гражданин Бородулин И.Л. покупает спорные объекты недвижимости с земельными участками (пункт 1).
Согласно п. 2 договоров, имущество, указанное в пункте 1 принадлежит продавцу на праве собственности, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 4 в договорах купли-продажи имущества предусмотрено, что цена объекта составляет 79 800 рублей (здание мазутонасосной), и 53 900 рублей (здание станции очистки сточных вод). Денежные средства в счет приобретаемого имущества поступили на счет продавца до подписания договоров купли-продажи. Данное обстоятельство также подтверждается платежными поручениями (л.д. 17-18, 25).
По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Бородулину И.Л. передан объект недвижимости - нежилое здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., назначение - производственное, расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объекты инженерной инфраструктуры (л.д. 8).
По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Бородулину И.Л. передан объект недвижимости - нежилое здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м. назнчение - производственное, расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м., кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объекты инженерной инфраструктуры (л.д. 23).
Вышеуказанные объекты недвижимости согласно п. 2 актов приема-передачи переданы ответчику в том состоянии, в котором были на момент проведения аукциона, претензий у Бородулина И.Л. по состоянию зданий и земельных участков не имелось.
Право собственности на объекты недвижимости: нежилое здание мазутонасосной с земельным участком зарегистрировано Бородулиным И.Л. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57, 59), нежилое здание очистки сточных вод с земельным участком зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56, 58).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам торгов, проведенных в форме публичного предложения, между администрацией Городского округа В.Тура и Бородулиным И.Л. заключены договоры купли-продажи здания мазутонасосной с земельным участком и здания очистки сточных вод с земельным участком. Торги были проведены в соответствии с установленным законодательством Российским законодательством порядком, на основании распоряжений Главы Городского округа Верхняя Тура.
Вместе с тем, в силу пункта 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно пункту 5.3.20. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 при работе котлов на твердом или газообразном топливе, когда мазут является резервным или растопочным топливом, схемы мазутохозяйства и мазутопроводов должны быть в состоянии, обеспечивающем немедленную подачу мазута к котлам.
В силу подпункта д пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).
Согласно п. 4.1 Строительных норм и правил Российской Федерации «Котельные установки», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 31.12.1976 № 229, необходимость резервного или аварийного вида топлива для котельных устанавливается с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации, по согласованию с топливоснабжающими организациями.
ООО РКС представлены суду доказательства, что по результатам открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества – имущественных комплексов – систем теплоснабжения Городского округа В.Тура Администрация ГО В.Тура заключила с ООО РКС договор аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приложением к которому для эксплуатации, обеспечения бесперебойного функционирования и своевременного выполнения аварийно-восстановительных работ инженерных сетей имущественного комплекса системы теплоснабжения в целях предоставления качественных услуг потребителям ГО В.Тура ООО РКС была передана Центральная водогрейная котельная по адресу: <адрес>. ЦВК является единственным источником тепловой энергии для большинства потребителей на территории ГО В.Тура, в том числе для 16 социально-важных объектов и 76 многоквартирных жилых домов, прекращение ее работы в зимний период грозит возникновением чрезвычайной ситуации, на устранения последствий которой может потребоваться продолжительное время и значительные материальные ресурсы. ЦВК должна иметь возможность продолжения работы по выработке тепловой энергии при возникновении перебоев в поставке основного топлива (природного газа). Технологический цикл обеспечения котельной резервным топливом предусматривает, что на котельной должны быть запасы резервного топлива в количестве, необходимом для непрерывной работы котельной в течение 100 дней для обеспечения нормальной работы котельной в случае нештатной ситуации на газопроводе (аварийные или регламентные работы на газопроводе). С целью обеспечения ЦВК запасами резервного топлива проектом предусмотрено мазутное хозяйство. Здание мазутонасосной и здание очистки замасленных и замазученных стоков располагаются на территории ЦВК, это особо опасный объект, нахождение посторонних лиц на его территории недопустимо. Однако, в настоящее время спорные недвижимые объекты, входящие в комплекс ЦВК, отчуждены администрацией ГО В.Тура в частную собственность Бородулина И.Л. на основании договоров купли-продажи. Без восстановления схемы подачи резервного топлива (мазута) обеспечить безаварийную работу ЦВК невозможно. ЦВК представляет собой комплекс технологически взаимосвязанных объектов: здание котельной, здание мазутонасосной, здание станции очистки замасленных и замазученных стоков, станции жидких присадок, резервуаров для хранения мазута, понизительной подстанции и пожарных резервуаров, склад мокрого хранения соли, дымовая труба. Исключение из технологической цепочки любого из перечисленных объектов приводит к нарушению технологического процесса и не гарантирует безопасной эксплуатации комплекса котельной.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, не опровергнуто стороной ответчика, что здание мазутонасосной станции и здание очистки сточных вод входят в комплекс центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура, являющегося, на данный момент, основным источником теплоснабжения и горячего водоснабжения города. В результате продажи зданий произошло нарушение технологии производства тепловой энергии.
Поскольку в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства при проведении приватизации зданий должно сохраняться его назначение как объекта системы теплоснабжения, а также соблюдаться ряд условий эксплуатационных обязательств в отношении названного имущества, проведение приватизации путем продажи его с аукциона не основано на законе. Положения договоров купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности требованиям Федерального закона № 178, так как не содержат существенного условия – эксплуатационных обязательств по обеспечению деятельности Центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ в случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.
Доводы представителя ответчика Бородулина И.Л. ФИО1 об отсутствии в заявленных прокурором требований о признании результатов аукциона недействительными не могут быть приняты судом, поскольку сторона ответчика не опровергает результаты аукциона. Торги проведены в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества, постановления Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены». Недействительность сделки признается не в связи с нарушением установленного законом порядка при организации торгов, проводимых администрацией ГО В.Тура, а в связи с несоответствием договоров купли-продажи требованиям федерального законодательства.
Судом также отклоняются доводы стороны ответчика Бородулина о необходимости поддержания требований об обязании администрации ГО В.Тура возвратить Бородулину И.Л. денежные средства с учетом произведенных затрат по неотделимым улучшениям спорных объектов. Данные требования могут быть разрешены сторонами не в рамках данного гражданского дела, а путем достигнутых соглашений либо подачи самостоятельного искового заявления в суд.
Пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Стороной ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, в обоснование которого указано, что прокуратура проводит проверки по готовности к отопительному сезону ежегодно, однако никаких исков в суд не поступало ранее, в том числе проверка проводилась в сентябре 2013 года, когда прокуратуре уже было известно об отчуждении недвижимых объектов. Суд отклоняет доводы представителя ответчика о применении исковой давности. В судебном заседании установлено, что право собственности на спорные объекты Бородулиным зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, договоры купли-продажи заключены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующему законодательству РФ право собственности возникает с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Срок исковой давности истцом не пропущен.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований прокурора города Кушвы в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к Бородулину И.Л., Администрации Городского округа Верхняя Тура о признании договоров купли-продажи спорного недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки, то есть приведении сторон в первоначальное состояние, а именно: Бородулина И.Л. обязать вернуть Администрации ГО В.Тура нежилые здания мазутонасосной и очистки сточных вод, а Администрацию ГО В.Тура обязать возвратить уплаченные по договорам купли-продажи Бородулиным денежные средства в общей сумме 133 700 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к Бородулину И.Л., Администрации Городского округа Верхняя Тура о признании договоров купли-продажи недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворить.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., заключенный между Администрацией Городского округа Верхняя Тура и Бородулиным И.Л., недействительным.
Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере 79800 рублей.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., заключенный между Администрацией Городского округа Верхняя Тура и Бородулиным И.Л., недействительным.
Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу
Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере 53900 рублей.
Решение суда является основанием для отмены государственной регистрации права собственности Бородулина И.Л. на здание мазутонасосной с кадастровым номером №, общей площадью 214,6 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., а также здание очистки сточных вод с кадастровым номером №, общей площадью 176,2 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м.
Решение в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы в канцелярию Кушвинского городского суда.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья: И.Н.Кожевникова.