ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1009/2016 от 23.01.2017 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

16 января 2017 год г. Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,

при секретаре Матвеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к Бородулину И.Л., Администрации Городского округа Верхняя Тура о признании договоров купли-продажи недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кушвы обратился в Кушвинский городской суд в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура с иском к Бородулину И.Л. о признании договоров купли-продажи недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки, в котором просит: признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>А, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договорам купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу и передачи имущества. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура зарегистрировать право собственности на здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу г<адрес>А, с земельным участком площадью 536 кв.м. и здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу после передачи имущества.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству прокурор уточнил исковые требования к Бородулину И.Л., просил изменить процессуальный статус Администрации Городского округа Верхняя Тура, с третьего лица на ответчика, поскольку оспаривает договоры, где администрация выступает в роли стороны и к ней заявлены требования о признании договоров недействительными, обязать ее возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договорам купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере 133 700 рублей, а также возместить стоимость неотделимых улучшений в месячный срок со дня передачи имущества. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято заявление прокурора г. Кушвы об увеличении исковых требований.

В судебном заседании прокурор Паршуков А.Ф. скорректировал исковые требования к Бородулину И.Л., Администрации, учитывая, что спорный вопрос по стоимости имущества в части неотделимых улучшений, произведенных ответчиком Бородулиным за время пользования недвижимыми объектами, стороны вправе решить самостоятельно, подав соответствующие исковые заявления в суд. Просил суд принять в окончательной форме исковые требования, которые были заявлены прокурором первоначально в исковом заявлении, за исключением требования обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура зарегистрировать право собственности на здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. и здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу после передачи имущества.

Таким образом, просил суд: признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным. Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договорам купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 133 700 рублей.

В обоснование исковых требований пояснил, что в соответствии с требованиями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований. Предмет настоящего иска затрагивает интересы городского округа Верхняя Тура в связи с реализацией полномочий по решению вопросов местного значения городского округа предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Прокуратурой г. Кушвы проведена проверка готовности муниципального образования городской округ Верхняя Тура к отопительному сезону 2016-2017 г.г. В ходе проверки установлено, что по результатам аукциона, проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией ГО В.Тура и Бородулиным И.Л. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., кадастровый . Указанное здание и земельный участок переданы ответчику по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, по результатам продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа В.Тура, проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ, между вышеуказанными лицами заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м., кадастровый , которые переданы ответчику по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

На основании положений части 1 статьи 18 Федерального закона № 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 Федерального закона №178-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В соответствии с пунктом 8 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ условия эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.

Здание мазутонасосной станции и здание очистки сточных вод входят в комплекс центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура, являющегося, на данный момент, основным источником теплоснабжения и горячего водоснабжения города. В результате продажи зданий произошло нарушение технологии производства тепловой энергии.

В силу пункта 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Согласно пункту 5.3.20. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 при работе котлов на твердом или газообразном топливе, когда мазут является резервным или растопочным топливом, схемы мазутохозяйства и мазутопроводов должны быть в состоянии, обеспечивающем немедленную подачу мазута к котлам.

В силу подпункта д пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

Поскольку в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства при проведении приватизации зданий должно сохраняться его назначение как объекта системы теплоснабжения, а также соблюдаться ряд условий эксплуатационных обязательств в отношении названного имущества, проведение приватизации путем продажи его с аукциона не основано на законе.

Положения договоров купли-продажи муниципального имущества от 07.10.2013 и от 17.12.2013 не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности требованиям Федерального закона № 178, так как не содержат существенного условия – эксплуатационных обязательств по обеспечению деятельности Центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ в случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.

Пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Бородулин И.Л. в судебном заседании иск прокурора не признал, поддержал возражения, предоставленные суду в письменном виде, доводы своего представителя, данные в судебном заседании. Просил отказать в иске.

Представитель ответчика ФИО1, возражая против иска прокурора, пояснила, что Бородулин И.Л. на основании результатов двух аукционах по покупке здания мазутонасосной станции и здания очистки сточных вод, был признан победителем и зарегистрировал право собственности на недвижимые объекты в установленном законом порядке, как добросовестный собственник приступил к капитальному ремонту имущества. Результаты торгов ими не оспариваются. Бородулин оплатил до подписания договоров купли-продажи стоимость нежилых объектов: здания мазутонасосной станции 79 800 рублей, здания очистки сточных вод 53 900 рублей. По актам приема-передачи нежилые здания, расположенные на земельных участках, были приняты им в том состоянии, котором были в момент аукционов, то есть в неудовлетворительном состоянии, пригодном к эксплуатации только после капитального ремонта. После приобретения имущества Бородулин приступил к капитальному ремонту своего имущества. Согласно отчету об определении рыночной стоимости нежилого здания очистки сточных вод, и отчету об определении рыночной стоимости нежилого здания мазутонасосной, Бородулиным были произведены значительные улучшения на сумму 473 000 рублей и 229 000 рублей. Прокурор ссылается на ст. 166, 168 ГК РФ и полагает, что данные сделки являются ничтожными, не соответствуют нормам Федерального закона. Администрация Городского округа Верхняя Тура опубликовала в местной газете объявления о проведении аукционов. Считает, что поскольку изначально в договоре не были включены условия о приватизации, следовало предъявить требования о признании аукционов недействительными. В ст. 18 Федерального закона «О приватизации», на которую ссылается прокурор, разъяснен порядок проведения аукционов. Никакого отношения к сделкам, как к договорам купли-продажи данные положения не имеют. Прокурор не обращался с требованием о признании аукционов недействительными. Кроме того, в соответствии с приказом Минэнерго РФ от 24.04.2003 № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых установок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты, а под эксплуатацией понимается период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию, использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию. Состоялись два аукциона по продаже нежилых зданий мазутонасосной станции и здания очистки сточных вод. Они продавались отдельно. В свидетельстве о государственной регистрации права указаны два разных объекта, которые проданы не как единый комплекс. В соответствии с актом выполненных работ, оба здания находились в ужасном состоянии, Бородулин И.Л. произвел работы по улучшению зданий. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемы законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе, если повлекла неблагоприятные для него последствия. Полагает, что истек срок исковой давности для обращения в суд. Проверки отопительного сезона проводятся каждый год и в сентябре 2013 года прокуратура г. Кушвы уже знала о том, что здания отчуждены. Сделка не является ничтожной, она не нарушает законодательство РФ, а является оспоримой. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Не согласна с отказом прокурора от иска в части возмещения Бородулину И.Л. затрат, понесенных на улучшение зданий мазутонасосной станции и здания очистки сточных вод. Суд по собственной инициативе может применить последствия недействительности сделок, в случае, если нарушаются права и законные интересы лица, оспаривающего сделку. В случае признания судом сделок недействительными, просит применить последствия недействительности сделок. В данном случае нарушаются права Бородулина И.Л. Сделка оспорима, и пропущен срок исковой давности, никакие нормы законов при заключении сделки не были нарушены. Прокуратура проводит проверки по готовности к отопительному сезону ежегодно, однако никаких исков в суд не поступало ранее, более того, отношения в процессе личного контакта и многочисленная переписка с администрацией ГО В.Тура и ООО «РКС» давали основания Бородулину полагаться на действительность сделок. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации Городского округа Верхняя Тура ФИО3., действующая на основании доверенности, согласилась с иском прокурора, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам торгов, проведенных в форме публичного предложения, между администрацией Городского округа В.Тура и Бородулиным И.Л. заключены договоры купли-продажи здания мазутонасосной с земельным участком, и здания очистки сточных вод с земельным участком. Торги были проведены в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. Вместе с тем, закон не разрешает приватизацию используемых по назначению для нужд населения объектов коммунальной инфраструктуры, указывая, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности. Центральная водогрейная котельная (далее ЦВК) ГО В.Тура является основным источником производства тепловой энергии городского округа, обеспечивающая теплом более 80% потребителей – население, социальные объекты образования, здравоохранения, культуры. Данный объект имеет особую социальную значимость и, учитывая, что альтернативные источники тепла в городе отсутствуют, администрация ГО В.Тура в пределах своих полномочий и эксплуатирующая организация ООО РКС обязаны обеспечить бесперебойную работу в течение отопительного периода. Центральная котельная представляет собой имущественный комплекс (сложную вещь), состоящий из технологически связанных между собой зданий, сооружений, механизмов и т.п., поэтому изъятие отдельных элементов не позволит обеспечить бесперебойный технологический цикл выработки тепловой энергии. Спорное имущество: здание мазутонасосной и здание очистки сточных вод предназначены для обеспечения ЦВК резервным топливом – мазутом в случае возникновения нештатных ситуаций на газопроводе. Отсутствие данных зданий ведет к невозможности подачи мазута на ЦВК при прекращении подачи газа и, как следствие, к остановке котельной, что приведет к отсутствию тепла в жилых домах, образовательных учреждениях и иных объектах социальной сферы, что создаст угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, возникновение чрезвычайной ситуации в городе во время отопительного сезона. Согласна с мнением прокурора о том, что денежная сумма, затраченная Бородулиным на произведенные им неотделимые улучшения после приобретения в собственность нежилых объектов, может быть предметом других исковых требований. Просила иск удовлетворить, признать договоры купли продажи, заключенные с Бородулиным, недействительными, обязать ответчика возвратить нежилые здания Администрации города, в свою очередь администрация ГО В.Тура возвращает уплаченные Бородулиным денежные средства в сумме 133 700 рублей.

Представитель ответчика заместитель Главы Городского округа В.Тура ФИО2 с иском прокурора согласился, поддержал доводы ФИО3., которые она привела в судебном заседании.

Представитель третьего лица ООО «Региональные коммунальные системы» (далее ООО РКС), надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, в котором указал, о согласии с исковыми требованиями прокурора по следующим основаниям: по результатам открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества – имущественных комплексов – систем теплоснабжения Городского округа В.Тура Администрация ГО В.Тура заключила с ООО РКС договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приложением к которому для эксплуатации, обеспечения бесперебойного функционирования и своевременного выполнения аварийно-восстановительных работ инженерных сетей имущественного комплекса системы теплоснабжения в целях предоставления качественных услуг потребителям ГО В.Тура ООО РКС была передана Центральная водогрейная котельная по адресу: <адрес>. ЦВК является единственным источником тепловой энергии для большинства потребителей на территории ГО В.Тура, в том числе для 16 социально-важных объектов и 76 многоквартирных жилых домов, прекращение ее работы в зимний период грозит возникновением чрезвычайной ситуации, на устранения последствий которой может потребоваться продолжительное время и значительные материальные ресурсы. ЦВК должна иметь возможность продолжения работы по выработке тепловой энергии при возникновении перебоев в поставке основного топлива (природного газа). Технологический цикл обеспечения котельной резервным топливом предусматривает, что на котельной должны быть запасы резервного топлива в количестве, необходимом для непрерывной работы котельной в течение 100 дней для обеспечения нормальной работы котельной в случае нештатной ситуации на газопроводе (аварийные или регламентные работы на газопроводе). С целью обеспечения ЦВК запасами резервного топлива проектом предусмотрено мазутное хозяйство. Здание мазутонасосной и здание очистки замасленных и замазученных стоков располагаются на территории ЦВК, это особо опасный объект, нахождение посторонних лиц на его территории недопустимо. Однако, в настоящее время спорные недвижимые объекты, входящие в комплекс ЦВК, отчуждены администрацией ГО В.Тура в частную собственность Бородулина И.Л. на основании договоров купли-продажи. Без восстановления схемы подачи резервного топлива (мазута) обеспечить безаварийную работу ЦВК невозможно. ЦВК представляет собой комплекс технологически взаимосвязанных объектов: здание котельной, здание мазутонасосной, здание станции очистки замасленных и замазученных стоков, станции жидких присадок, резервуаров для хранения мазута, понизительной подстанции и пожарных резервуаров, склад мокрого хранения соли, дымовая труба. Исключение из технологической цепочки любого из перечисленных объектов приводит к нарушению технологического процесса и не гарантирует безопасной эксплуатации комплекса котельной. Просит исковые требования прокурора удовлетворить.

В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО РКС.

Суд, выслушав пояснения прокурора, ответчика и его представителя, представителей ответчика администрации ГО В.Тура, изучив доводы представителя ООО РКС, приведенные в отзыве на исковое заявление, а также исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 Федерального закона №178-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Федерального закона РФ 178-ФЗ условием эксплуатационных обязательств в отношении имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 30.1 вышеуказанного закона эксплуатационные обязательства в отношении указанного имущества должны включать в себя максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного имущества.

В соответствии с пунктом 8 статьи 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ условия эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.

В силу частей 1 и 2 статьи 31 Федерального закона № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. Ограничениями могут являться: обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения; иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.

В судебном заседании установлено и подтверждено сторонами, что по результатам аукциона (л.д. 10), проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), между администрацией ГО В.Тура и Бородулиным И.Л. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ нежилого здания мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенного по адресу г. <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., кадастровый (л.д. 7).

Кроме того, по итогам продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа В.Тура (л.д. 24), проведенного на основании распоряжения Главы ГО В.Тура от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), между вышеуказанными лицами заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ нежилого здания очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес> с земельным участком площадью 456 кв.м., кадастровый (л.д. 22).

Вышеуказанные договоры купли-продажи заключены сторонами в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, по результатам продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура – протокол от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах аукциона по продаже муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура» и протокол от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах продажи посредством публичного предложения муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура».

В соответствии с условиями указанных договоров продавец Администрация Городского округа В.Тура продает, а покупатель гражданин Бородулин И.Л. покупает спорные объекты недвижимости с земельными участками (пункт 1).

Согласно п. 2 договоров, имущество, указанное в пункте 1 принадлежит продавцу на праве собственности, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 4 в договорах купли-продажи имущества предусмотрено, что цена объекта составляет 79 800 рублей (здание мазутонасосной), и 53 900 рублей (здание станции очистки сточных вод). Денежные средства в счет приобретаемого имущества поступили на счет продавца до подписания договоров купли-продажи. Данное обстоятельство также подтверждается платежными поручениями (л.д. 17-18, 25).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Бородулину И.Л. передан объект недвижимости - нежилое здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., назначение - производственное, расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объекты инженерной инфраструктуры (л.д. 8).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Бородулину И.Л. передан объект недвижимости - нежилое здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м. назнчение - производственное, расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м., кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объекты инженерной инфраструктуры (л.д. 23).

Вышеуказанные объекты недвижимости согласно п. 2 актов приема-передачи переданы ответчику в том состоянии, в котором были на момент проведения аукциона, претензий у Бородулина И.Л. по состоянию зданий и земельных участков не имелось.

Право собственности на объекты недвижимости: нежилое здание мазутонасосной с земельным участком зарегистрировано Бородулиным И.Л. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57, 59), нежилое здание очистки сточных вод с земельным участком зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56, 58).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам торгов, проведенных в форме публичного предложения, между администрацией Городского округа В.Тура и Бородулиным И.Л. заключены договоры купли-продажи здания мазутонасосной с земельным участком и здания очистки сточных вод с земельным участком. Торги были проведены в соответствии с установленным законодательством Российским законодательством порядком, на основании распоряжений Главы Городского округа Верхняя Тура.

Вместе с тем, в силу пункта 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Согласно пункту 5.3.20. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 при работе котлов на твердом или газообразном топливе, когда мазут является резервным или растопочным топливом, схемы мазутохозяйства и мазутопроводов должны быть в состоянии, обеспечивающем немедленную подачу мазута к котлам.

В силу подпункта д пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

Согласно п. 4.1 Строительных норм и правил Российской Федерации «Котельные установки», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 31.12.1976 № 229, необходимость резервного или аварийного вида топлива для котельных устанавливается с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации, по согласованию с топливоснабжающими организациями.

ООО РКС представлены суду доказательства, что по результатам открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества – имущественных комплексов – систем теплоснабжения Городского округа В.Тура Администрация ГО В.Тура заключила с ООО РКС договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приложением к которому для эксплуатации, обеспечения бесперебойного функционирования и своевременного выполнения аварийно-восстановительных работ инженерных сетей имущественного комплекса системы теплоснабжения в целях предоставления качественных услуг потребителям ГО В.Тура ООО РКС была передана Центральная водогрейная котельная по адресу: <адрес>. ЦВК является единственным источником тепловой энергии для большинства потребителей на территории ГО В.Тура, в том числе для 16 социально-важных объектов и 76 многоквартирных жилых домов, прекращение ее работы в зимний период грозит возникновением чрезвычайной ситуации, на устранения последствий которой может потребоваться продолжительное время и значительные материальные ресурсы. ЦВК должна иметь возможность продолжения работы по выработке тепловой энергии при возникновении перебоев в поставке основного топлива (природного газа). Технологический цикл обеспечения котельной резервным топливом предусматривает, что на котельной должны быть запасы резервного топлива в количестве, необходимом для непрерывной работы котельной в течение 100 дней для обеспечения нормальной работы котельной в случае нештатной ситуации на газопроводе (аварийные или регламентные работы на газопроводе). С целью обеспечения ЦВК запасами резервного топлива проектом предусмотрено мазутное хозяйство. Здание мазутонасосной и здание очистки замасленных и замазученных стоков располагаются на территории ЦВК, это особо опасный объект, нахождение посторонних лиц на его территории недопустимо. Однако, в настоящее время спорные недвижимые объекты, входящие в комплекс ЦВК, отчуждены администрацией ГО В.Тура в частную собственность Бородулина И.Л. на основании договоров купли-продажи. Без восстановления схемы подачи резервного топлива (мазута) обеспечить безаварийную работу ЦВК невозможно. ЦВК представляет собой комплекс технологически взаимосвязанных объектов: здание котельной, здание мазутонасосной, здание станции очистки замасленных и замазученных стоков, станции жидких присадок, резервуаров для хранения мазута, понизительной подстанции и пожарных резервуаров, склад мокрого хранения соли, дымовая труба. Исключение из технологической цепочки любого из перечисленных объектов приводит к нарушению технологического процесса и не гарантирует безопасной эксплуатации комплекса котельной.

Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, не опровергнуто стороной ответчика, что здание мазутонасосной станции и здание очистки сточных вод входят в комплекс центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура, являющегося, на данный момент, основным источником теплоснабжения и горячего водоснабжения города. В результате продажи зданий произошло нарушение технологии производства тепловой энергии.

Поскольку в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства при проведении приватизации зданий должно сохраняться его назначение как объекта системы теплоснабжения, а также соблюдаться ряд условий эксплуатационных обязательств в отношении названного имущества, проведение приватизации путем продажи его с аукциона не основано на законе. Положения договоров купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности требованиям Федерального закона № 178, так как не содержат существенного условия – эксплуатационных обязательств по обеспечению деятельности Центральной водогрейной котельной г. Верхняя Тура.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ в случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.

Доводы представителя ответчика Бородулина И.Л. ФИО1 об отсутствии в заявленных прокурором требований о признании результатов аукциона недействительными не могут быть приняты судом, поскольку сторона ответчика не опровергает результаты аукциона. Торги проведены в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества, постановления Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены». Недействительность сделки признается не в связи с нарушением установленного законом порядка при организации торгов, проводимых администрацией ГО В.Тура, а в связи с несоответствием договоров купли-продажи требованиям федерального законодательства.

Судом также отклоняются доводы стороны ответчика Бородулина о необходимости поддержания требований об обязании администрации ГО В.Тура возвратить Бородулину И.Л. денежные средства с учетом произведенных затрат по неотделимым улучшениям спорных объектов. Данные требования могут быть разрешены сторонами не в рамках данного гражданского дела, а путем достигнутых соглашений либо подачи самостоятельного искового заявления в суд.

Пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Стороной ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, в обоснование которого указано, что прокуратура проводит проверки по готовности к отопительному сезону ежегодно, однако никаких исков в суд не поступало ранее, в том числе проверка проводилась в сентябре 2013 года, когда прокуратуре уже было известно об отчуждении недвижимых объектов. Суд отклоняет доводы представителя ответчика о применении исковой давности. В судебном заседании установлено, что право собственности на спорные объекты Бородулиным зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, договоры купли-продажи заключены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующему законодательству РФ право собственности возникает с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Срок исковой давности истцом не пропущен.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований прокурора города Кушвы в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к Бородулину И.Л., Администрации Городского округа Верхняя Тура о признании договоров купли-продажи спорного недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки, то есть приведении сторон в первоначальное состояние, а именно: Бородулина И.Л. обязать вернуть Администрации ГО В.Тура нежилые здания мазутонасосной и очистки сточных вод, а Администрацию ГО В.Тура обязать возвратить уплаченные по договорам купли-продажи Бородулиным денежные средства в общей сумме 133 700 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к Бородулину И.Л., Администрации Городского округа Верхняя Тура о признании договоров купли-продажи недвижимого имущества недействительными и применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворить.

Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., заключенный между Администрацией Городского округа Верхняя Тура и Бородулиным И.Л., недействительным.

Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание мазутонасосной, общей площадью 214,6 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере 79800 рублей.

Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ здания очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., заключенный между Администрацией Городского округа Верхняя Тура и Бородулиным И.Л., недействительным.

Обязать Бородулина И.Л. возвратить администрации городского округа Верхняя Тура здание очистки сточных вод, общей площадью 176,2 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу

Обязать администрацию Городского округа Верхняя Тура возвратить уплаченные Бородулиным И.Л. денежные средства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере 53900 рублей.

Решение суда является основанием для отмены государственной регистрации права собственности Бородулина И.Л. на здание мазутонасосной с кадастровым номером , общей площадью 214,6 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 536 кв.м., а также здание очистки сточных вод с кадастровым номером , общей площадью 176,2 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с земельным участком площадью 456 кв.м.

Решение в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы в канцелярию Кушвинского городского суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Судья: И.Н.Кожевникова.