РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Усть-Уда 14 мая 2019 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бахановой Л.М., при секретаре Толстоуховой С.В., с участием истца ФИО1, его представителя – адвоката Эгго В.Н., ответчика Администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области в лице главы администрации ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по исковому заявлению ФИО1 к администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области об оспаривании установленного ФИО1 размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области», взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии, судебных расходов по составлению искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к вышеприведенному ответчику об оспаривании установленного ему размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области», взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии, судебных расходов по составлению искового заявления.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 29.06.2016 решение об отказе в назначении ему, ФИО1, доплаты к страховой пенсии признано незаконным, возложена обязанность назначить ему ежемесячную доплату к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области» с 18.12.2015. Решение суда вступило в законную силу 29.07.2016. Во исполнение решения суда Администрацией Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области было издано соответствующее распоряжение главы администрации № 12 от 07.03.2017, которым размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости ему был определен в размере 10%% от размера оплаты труда главы поселения на 01.03.2017 - <данные изъяты> рублей. Между тем в соответствии пунктом 2.10 раздела II Положения о гарантиях осуществления полномочий главы муниципального образования «Малышевское сельское поселение», утверждённого Решением Думы Малышевского МО от 11.11.2016 № 48/3-ДП, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, составляет за 1 срок полномочий - 10 процентов оплаты труда главы поселения, за 2 срока полномочий – 13 процентов оплаты труда главы поселения, за 3 срока – 16 процентов оплаты труда. Он осуществлял полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе пять сроков, избираясь на должность председателя Малышевского Сельского Совета 28.02.1980, в июле 1982 года; в феврале 1985 года, 01.07.1987, 22.03.1990, следовательно размер доплаты должен составлять 16 процентов оплаты труда главы поселения как выборному лицу местного управления за не менее 3 сроков полномочий. Кроме того, образована задолженность за предыдущий период времени в пределах 3-летнего срока исковой давности, так в этот период ему выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии в связи с муниципальной службой в меньшем размере. Недоплата составляет: 6% (как разница между 16 и 10 %) от суммы <данные изъяты> за 36 месяцев, а всего с учетом уточнения размера исковых требований <данные изъяты>. Просит обязать ответчика установить ему ежемесячную доплату к страховой пенсии в размере 16 процентов от размере оплаты труда главы поселения, взыскать сумму недоплаченной ежемесячной доплаты к страховой пенсии в размере <данные изъяты> за 36 месяцев, предшествовавших обращению в суд, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель – адвокат Эгго В.Н. исковые требования с учетом их уточнения поддержали, просили об их удовлетворении.
Представитель ответчика – глава Малышевского сельской администрации ФИО2 исковые требования не признала, просила в иске отказать, оспаривая само право истца на ежемесячную доплату к страховой пенсии из средств местного бюджета по мотивам незаконности и необоснованности решения Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 29.06.2016, т.к. истец на момент назначения пенсии по старости не работал на должности муниципальной службы, а также по мотивам неотнесения истца к числу выборных лиц местного управления, т.к. он избирался на свою должность не по результатам прямых выборов, а из числа депутатов Сельского Совета. Дополнительно суду указала, что ответчик при определении истцу размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии исходил из того, что истец исполнял свои полномочия только 1 срок; иных местных нормативно-правовых актов по регулированию вопросов назначения, выплаты указанной доплаты не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РСФСР от 12.04.1978 (в редакции до внесения изменений Законом РСФСР от 27.10.1989) поселковые и сельские Советы народных депутатов входили в единую систему органов государственной власти (ст. 85). Срок полномочий местных Советов народных депутатов - два с половиной года. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов (ст. 86). Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы (ст. 87).
Согласно статье 1 Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» сельский Совет народных депутатов являлся органом государственной власти по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском совете народных депутатов РСФСР» поселковый, сельский Совет народных депутатов избирается гражданами, проживающими на территории данного Совета, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два с половиной года. Порядок проведения выборов в поселковый, сельский Совет определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономной республики. В соответствии со ст. 37 указанного Закона РСФСР от 19.07.1968 года исполнительным и распорядительным органом поселкового, сельского Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе: председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и от двух до пяти членов исполнительного комитета. Численный состав исполнительного комитета поселкового, сельского Совета устанавливается поселковым, сельским Советом.
Закон РСФСР от 19.07.1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» был признан утратившим силу Постановлением Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 № 1551-1.
Органы местного самоуправления были образованы на основании Закона РСФСР 06.07.1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 года N 1551-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР».
В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», определяется муниципальными правовыми актами.
Согласно п.п.5 п. 4 ст. 34 Устава Малышевского Муниципального образования для Главы поселения также устанавливаются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Думы поселения в соответствии с законодательством ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности в случае осуществления полномочий не менее срока, на который Глава Поселения был избран, и наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Согласно п. 2.10 Положения «О гарантиях осуществления полномочий главы муниципального образования «Малышевское сельское поселение», утв. Решением Думы Малышевского Муниципального образования № 48/3-ДП от 11.11.2016, главе поселения, осуществляющему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе, на который оно было избрано и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, устанавливается за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 год № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» за 1 срок полномочий- 10 процентов оплаты труда главы поселения, за 2 срока полномочий – 13 процентов оплаты труда главы поселения, за 3 срока – 16 процентов оплаты труда.
Судом установлено, что согласно Решению Местной организационной сессии Малышевского сельского Совета народных депутатов семнадцатого Созыва от 28.02.1980 депутат Малышевского избирательного округа № 19 ФИО1 был избран председателем исполкома сельского Совета.
Решением первой организационной сессии Малышевского сельского Совета народных депутатов восемнадцатого созыва от 25.06.1982 № 3 депутат Малышевского избирательного округа № 19 ФИО1 был избран председателем исполкома сельского Совета.
Решением первой сессии Малышевского сельского Совета народных депутатов девятнадцатого созыва от 04.03.1985 № 3 депутат Малышевского избирательного округа № 19 ФИО1 был избран председателем исполкома сельского Совета.
Решением первой сессии Малышевского сельского Совета народных депутатов двадцатого созыва от 01.07.87 № 3 депутат Малышевского избирательного округа № 19 ФИО1 был избран председателем исполкома сельского Совета.
Решением первой сессии Малышевского сельского Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 22.03.1990 № 3 депутат ФИО1 был избран председателем сельского Совета.
Итак, с 28.02.1980; с 25.06.1982; 04.03.1985; 01.07.1987; 22.03.1990 и по 1992 год ФИО1 занимал должность председателя сельского Малышевского Совета Усть-Удинского района Иркутской области.
Решением Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 29.06.2016 на Администрацию Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области была возложена обязанность назначить ФИО1 ежемесячную доплату к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» с 18 декабря 2015 года, решение об отказе в назначении этой доплаты признано незаконным.
Распоряжением главы Администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области от 07.02.2017 за № 12 во исполнение решения суда ФИО1 была назначена за счет средств местного бюджета ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости с 18.12.2015, определен ее размер со ссылкой на п. 2.10 Положения «О гарантиях осуществления полномочий главы муниципального образования «Малышевское сельское поселение», утв. Решением Думы Малышевского Муниципального образования № 48/3-ДП от 11.11.2016.
Установленный судебным решением срок замещения должности председателя исполкома сельского Совета включает в себя сроки замещения данной должности с 23.02.1980 по 13.01.1992, т.е. по итогам 5 выборов (5 созывов), что следует из содержания представленных вышеприведенных решений выборных сессий.
Исходя из срока полномочий сельского Совета, что было предусмотрено законодательством, действовавшим на момент замещения истцом соответствующей должности, суд приходит к выводу о том, что истец действительно замещал должность председателя исполкома Малышевского сельского Совета по итогам 5 выборов (созывов), т.е. 5 сроков полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальным также является указание в вышеприведенном судебном решении на отнесение должности, которую замещал истец, к выборным должностям местного самоуправления.
Кроме того, в самом Положении о гарантиях осуществления полномочий главы муниципального образования «Малышевское сельское поселение», утверждённого Решением Думы Малышевского МО от 11.11.2016 № 48/3-ДП либо Уставе муниципального образования, что было представлено ответчиком как единственно регулирующее вопросы, связанные со спорной доплатой, отсутствует какое-либо условие такой доплаты со ссылкой на прямые, непосредственные выборы.
В Законе Иркутской области от 17.12.2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» понятие «выборное должностное лицо местного самоуправления» используются в том же значении, что и в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; под выборным лицом местного самоуправления в настоящем Законе понимаются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (ч. 2 ст. 1).
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления – это не только должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, но и избираемое представительным органом муниципального образования из своего состава.
Представленный истцом расчет задолженности с учетом его уточнения является арифметически правильным, основанным на определенном размере оплаты труда главы поселения в соответствии с Распоряжением администрации Малышевского сельского поселения № 12 от 07.03.2017. Ответчик иного расчета не привел.
Определение размера доплаты к пенсии, исходя из размера оплаты труда главы поселения на день установления такой доплаты муниципальным актом судом расценивает как допустимое ввиду отсутствия запрещающих это правовых норм.
Вместе с тем, при определении размера задолженности судом не применяются нормы ГК РФ, регулирующие исковую давность, поскольку к спорным правоотношениям они неприменимы.
При этом суд учитывает нижеследующее:
- не установлен нормативный порядок перерасчета указанной доплаты по какому-либо основанию, в том числе в связи в случае увеличения должностного оклада по соответствующей должности, либо в случае его оспаривания,
- иск обусловлен не перерасчетом, основанном на изменении исходных данных (фактических обстоятельств) в заявительном порядке, как это понимается в системе социального государственного обеспечения (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»),
- при наличии права на выплаты, устанавливаемые в соответствии с актами органов местного самоуправления в связи с замещением муниципальных должностей либо в связи с прохождением муниципальной службы, лицу назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или одна из иных указанных выплат по выбору – выплата одного исключает выплату другого,
- ч. 3 ст. 196 ГПК РФ предусмотрено правило о рассмотрении дела в пределах заявленных требований,
и, поскольку спорная доплата в настоящем деле является дополнительной к страховой пенсии, полагает возможным применение по аналогии права положений ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о том, что начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Кроме того, суд считает, что уменьшение в пределах исковых требований размера такой доплаты, установленной в 2017 году во исполнение судебного решения, будет свидетельствовать об умалении того права истца, судебная защита которого состоялась путем принятия указанного судебного решения.
Часть 1 ст. 98 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 названного кодекса.
Расходы на составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей подтверждаются платежной квитанцией Усть-Удинского филиала ИОКА.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований. С учётом суммы удовлетворённых исковых требований, положений п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию сумма уплаченной истцом государственной пошлины в заявленном с учетом уточнения размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования ФИО1 к Администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области об оспаривании установленного ФИО1 размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области», взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии, судебных расходов по составлению искового заявления удовлетворить.
Признать незаконным установление Администрацией Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области ежемесячной доплаты ФИО1 к страховой пенсии в соответствии со статьей ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области» в размере 10 процентов от размера оплаты труда главы поселения.
Обязать Администрацию Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области установить ФИО1 ежемесячную доплату к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области» и п. 2.10 Положения «О гарантиях осуществления полномочий главы муниципального образования «Малышевское сельское поселение», утв. Решением Думы Малышевского Муниципального образования Усть-Удинского муниципального района Иркутской области № 48/3-ДП от 11.11.2016, в размере 16 процентов от размера оплаты труда главы поселения.
Взыскать с Администрации Малышевского сельского поселения Усть-Удинского муниципального района Иркутской области в пользу ФИО1 сумму недоначисленой ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Иркутской области» в размере <данные изъяты>, судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты> и по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – <дата обезличена>.
Судья Л.М. Баханова