Дело № 2-100/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 января 2019 года г.Сатка Саткинский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Чумаченко А.Ю. при секретаре Хавановой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области о перерасчете страховой пенсии по старости, установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Саткинском районе) с учетом уточнения требований о возложении обязанности принять для оценки пенсионных прав заработную плату на основании сведений, содержащихся в архивных копиях лицевых счетов, выданных Администрацией самоуправления № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществить перерасчет страховой пенсии ФИО1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по наиболее выгодному варианту, с учетом заработной платы на основании сведений, содержащихся в копиях лицевых счетов, выданных Администрацией самоуправления № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии по старости и оценке пенсионных прав, исходя из заработка за период работы ткачихой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ткацком цехе № на Алитусском хлопчатобумажном комбинате Литовской ССР. Решением ответчика, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в использовании копий лицевых счетов за периоды работы ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. на Алитусском хлопчатобумажном комбинате и при назначении пенсии ответчик не учел заработок за указанный период. Считает, что ГУ УПФ РФ в Саткинском районе необоснованно отказано в использовании копий лицевых счетов, что привело к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости. В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ГУ УПФ РФ в Саткинском районе ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, представила отзыв, указав, что из представленных документов не усматривается, что они являются архивными копиями лицевых счетов, они не скреплены и не заверены печатью архивной организации, не содержат архивные шифры единиц хранения. Выслушав доводы истца, объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 29 июня 1999 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики заключено Соглашение, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения лиц, постоянно проживающих на территории государства одной стороны и переселяющихся на постоянное место жительства на территорию другого государства - участника настоящего Соглашения. Статьей 3 Соглашения установлено, что нормы данного Соглашения распространяются на все виды пенсионного обеспечения, которые установлены или будут установлены законодательством Российской Федерации и Литовской Республики, за исключением пенсионного обеспечения военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей. Нормами Соглашения также предусмотрено, что пенсионное обеспечение указанных выше лиц, осуществляется компетентными учреждениями (органами) в соответствии с законодательством и за счет средств государства Стороны, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты не производятся. При назначении пенсий в соответствии с настоящим Соглашением принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из сторон, в том числе и до вступления в силу данного Соглашения. Если законодательство государства одной Стороны предусматривает назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет, то при назначении указанных пенсий учитывается страховой (трудовой стаж), приобретенный по законодательству государства другой Стороны в результате осуществления соответствующей деятельности на территории этого государства. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные на территории государства одной стороны, действительны на территории государства другой стороны без легализации. С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Согласно ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений сторон), право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Как установлено в судебном заседании с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости. Согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении размера страховой пенсии по старости участвующий в расчете пенсии при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКс) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии) исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При расчетном размере трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя расчетный размер трудовой пенсии следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была принята ткачихой в ткацкий цех № на Алитусский хлопчатобумажный комбинат Литовской ССР, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (л.д.7-18). Для определения среднемесячного заработка в целях оценки пенсионных прав ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из службы заграничных выплат Правления фонда государственного социального страхования Литовской Республики в ГУ УПФ РФ в Саткинском районе поступили копии архивных лицевых счетов за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Алитусском хлопчатобумажном комбинате, выданные Отделом внутреннего администрирования Администрации самоуправления города <адрес>. Указанные документы были переведены с литовского языка на русский язык, подлинность подписи переводчика засвидетельствована нотариусом. Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что Комиссия рекомендовала не использовать копии архивных лицевых счетов за период работы ФИО1 на Алитусском хлопчатобумажном комбинате Литовской ССР за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в целях установления страховой пенсии по старости в связи с тем, что поступившие копии не скреплены и не заверены печатью архивной организации, не содержат архивные шифры единиц хранения (л.д.19-21). В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации (пункт 17 Указаний). Как видно из представленных в материалы дела доказательств, копии архивных лицевых счетов на ФИО1 за спорный период времени заверены ведущим специалистом Отдела внутреннего администрирования Администрации самоуправления <адрес>, имеют печать Отдела внутреннего администрирования Администрации самоуправления <адрес>, содержат расшифровку начислений, переведены на русский язык, подлинность подписи переводчика засвидетельствована нотариусом нотариального округа Челябинского городского округа Челябинской области. Согласно письму Отдела внутреннего администрирования Администрации самоуправления города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в структуре Администрации самоуправления города <адрес> Архивного отдела нет, согласно приказу директора Администрации самоуправления города <адрес> за регистрационным № от ДД.ММ.ГГГГ Отделу внутреннего администрирования было поручено осуществление функции ведения архива ликвидированных предприятий, а приказом за регистрационным № от ДД.ММ.ГГГГ архивариусу Отдела внутреннего администрирования <адрес> была поручена выдача и заверение копий архивных документов ликвидированных предприятий. Указано основание выдачи документов, в том числе архивных лицевых счетов. Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела: приказом директора Администрации самоуправления города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ директора Администрации самоуправления города <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о деятельности отдела внутреннего администрирования и описаний должностей»; описанием должности архивариуса отдела внутреннего администрирования; приказом директора Администрации самоуправления города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении описания должности»; Положением о деятельности Отдела внутреннего администрирования Администрации самоуправления города <адрес>, утвержденным приказом директора Администрации самоуправления города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что копии архивных лицевых счетов о заработной плате ФИО1 выданы уполномоченным должностным лицом, заверены его подписью, скреплены печатью организации. Доводы ответчика о том, что в представленных лицевых счетах не указана денежная единица измерения сумм заработка, не могут являться основанием для отказа в принятии указанных документов для оценки пенсионных прав ФИО1 по следующим основаниям. До 1991 года Литовская Советская социалистическая республика входила в состав союзного федеративного государства – СССР на правах республики, самостоятельной национальной денежной единицы не имела, официальной денежной единицей в СССР являлся рубль. В приложении № 1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 № 1056) дана Информация о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР. Согласно данной Информации национальная валюта в Литве была введена с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Алитусском хлопчатобумажном комбинате, находящемся в Литовской Советской социалистической республике, входящей в состав союзного федеративного государства – СССР на правах союзной республики, денежной единицей являлся российский рубль, национальной валюты не существовало, в связи с чем очевидно, что заработная плата ФИО1, указанная в лицевых счетах не могла быть указана в иной валюте, кроме рубля. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований для отказа в принятии для оценки пенсионных прав ФИО1 заработную плату на оснований копий архивных лицевых счетов, в связи с чем, является обоснованным требование ФИО1 о возложении на ответчика обязанности принять для оценки пенсионных прав заработную плату на основании сведений, содержащихся в копиях архивных лицевых счетов, выданных Администрацией самоуправления города <адрес> за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом того обстоятельства, что по состоянию на дату подачи ФИО1 заявления о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении ГУ УПФ РФ в Саткинском районе имелись копии архивных лицевых счетов о заработной плате истицы, заверенные уполномоченным должностным лицом, переведенные на русский язык, с засвидетельствованной нотариусом подписью переводчика, на ответчика должна быть возложена обязанность по перерасчету ФИО1 страховой пенсии по старости по наиболее выгодному для нее варианту с учетом указанных документов, с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области принять для оценки пенсионных прав ФИО1 заработную плату на основании сведений, содержащихся в копиях архивных лицевых счетов, выданных Администрацией самоуправления города <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области осуществить перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по наиболее выгодному варианту, с учетом заработной платы на основании сведений, содержащихся в копиях архивных лицевых счетов, выданных Администрацией самоуправления города <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Саткинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Чумаченко А.Ю. Копия верна Судья Чумаченко А.Ю. Секретарь Хаванова А.В. Решение вступило в законную силу «____»___________2019 г. Судья Чумаченко А.Ю. |