№ 2-100\2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2013 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лобзова Д.В., при секретаре Бачиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городского общественного учреждения «Артемовское общество защиты прав потребителей «Территория права» заявленному в интересах Нежиной Ф. П. к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» о признании незаконным начисления платы за отопление в завышенном размере; об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу; признании незаконным взыскания денежных сумм в фиксированном размере, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу; взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Городское общественное учреждение «Артемовское общество защиты прав потребителей «Территория права» (далее по тексту - ГОУ АОЗПП «Территория права») в интересах потребителя Нежиной Ф.П. обратилось в суд с иском к ГУП СО «Облкоммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период с ДД.ММ.ГГГГ. без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа (далее по тексту- АГО) «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29.12.2010г. № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации АГО «О внесении изменений в постановление Администрации АГО от 29.12.2010г. № 1604-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 24.1.2011г. № 44-ПА) и постановлением Администрации АГО «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях АГО на период с 1ДД.ММ.ГГГГ.» от 19.1.2012г. № 21-ПА потребителю Нежиной Ф.П., проживающей в <адрес> ФИО5 <адрес>, незаконными;
обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии для Нежиной Ф.П. в сторону уменьшения за период с ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты>.;
признании действий по неосновательному взысканию с Нежиной Ф.П. денежной суммы в фиксированном размере - <данные изъяты>. незаконными и обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии в сторону уменьшения на сумму <данные изъяты>.:
взыскании в пользу Нежиной Ф.П. морального вреда в размере <данные изъяты>.
В обоснование иска указано, что Нежинай Ф.П. проживает по <адрес> в <адрес> ФИО5 <адрес> в одноэтажном доме индивидуального типа и является потребителем коммунальной услуги в виде тепловой энергии. Ответчик с ДД.ММ.ГГГГ. осуществляет на территории Артемовского городского округа деятельность по производству и поставке тепловой энергии и поставляло в жилое помещение истца тепловую энергию. Начисление размера платы за тепловую энергию ответчиком производится с нарушением действующего законодательства. В соответствии Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ, размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выражаются в процентах и отражают размер возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.
На 2011 год постановлением РЭК Свердловской области от 1.10.2010г. № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2011 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа- 115 %. Постановлением администрации АГО «О внесении изменений в Постановление администрации АГО от 29.12.2010г. № 1604-ПА «О предельном размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях АГО на 2011г.» от 24.1.2011г. № 44- ПА, предельный размер платы за отопление для 1, 2- этажных домов квартирного типа и отдельно стоящих домов за 1м2 общей площади, в целях приведения размера платы за коммунальную услугу отопления в соответствие с предельным индексом, установлен на уровне 50,12руб.
На 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011г. № 162- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для АГО - 115 % по отношению к декабрю 2010г. Постановлением Администрации АГО от 19.1.2012г. № 21-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях АГО на период с 1.1.2012г. по 30.6.2012г.», предельный размер платы за отопление для 1,2-этажных отдельно стоящих домов за 1м2 общей площади плата за коммунальную услугу отопления, установлен на уровне 50,12руб.
Организации, осуществляющие начисление населению платы за коммунальные услуги, должны производить начисление платежей в соответствии с утвержденным предельным индексом, при этом организациям коммунального комплекса предоставляются субсидии из областного бюджета на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше установленных предельных индексов (возмещение выпадающих доходов, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг). Согласно квитанциям, направляемых потребителям, размер платы за тепловую энергию определяется ответчиком в порядке ст. 157 ЖК РФ, без учёта постановления администрации АГО от 24.1.2011г. № 44-ПА. Выставление счетов -квитанций к оплате за тепловую энергию в завышенном размере, является незаконным, нарушающим права и законные интересы истца -потребителя коммунальной услуги отопления.
Кроме того, ответчик при отсутствии правовых оснований взыскал денежные средства за коммунальную услугу в виде тепловой энергии за период до начала своей деятельности, в виде указания наличия задолженности в сумме 10822,22руб. на 1.1.2011г. без указания о том, как образовалась задолженность, за какой период, за оплату какой услуги, перед каким поставщиком услуги.
Договором на поставку тепловой энергии №847-ю от 15 сентября 2010г. между ООО «Облкоммунэнерго» и ООО «РЭСПО» определен объем подлежащего поставке ресурса тепловой энергии. Пунктом 24 Приложения к указанному договору определен объем тепловой энергии в размере, в том числе для поставки жителям частного сектора (определен объем раздельно по месяцам: сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь 2010 года, всего в сумме 18 221,9 Гкал). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2011 года по делу № А60-29661/2011 по иску ГУПСО «Облкоммунэнерго» к ООО «РЭСПО» взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию за период октябрь - декабрь 2010 года в сумме 60 925 34 руб. 02 коп. Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2012 года №17АП-675/2012-ГК содержащем выводы об обоснованном предъявлении требований, Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-29661/2011 оставлено без изменений. Отдельно постановлением (на стр. 6) указано на то, что требования по предъявлению к оплате поставленного теплоносителя жителям частного сектора обоснованы. Указано, также и на то, что истцом ГУПСО «Облкоммунэнерго» скорректирован расчет суммы взыскиваемой задолженности с учетом сумм, перечисленных ООО «РЭСПО» с представлением платежных поручений. Количество тепловой энергии подлежащей оплате определялось объемом, согласованном Приложением №1 к Договору на поставку тепловой энергии № 847-ю от 15 сентября 2010 года Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа № Ф09- 5264/2012 вышеуказанные решения оставлены без изменения. Таким образом, право требования оплаты тепловой энергии с жителей частного сектора принадлежит ООО «РЭСПО», так как решением Арбитражного суда, вступившего в законную силу 19 марта 2012 года определено взыскать стоимость тепловой энергии, теплоносителя с учетом потерь за период октябрь - декабрь 2010 года с транспортирующей организации ООО «РЭСПО» в пользу генерирующей организации ГУПСО «Облкоммунэнерго». Наличие агентского договора № 108 от 11.11.2010 года между ООО «РЭСПО» и ГУПСО «Облкоммунэнерго», согласно которому ООО «РЭСПО» поручило ГУПСО «Облкоммунэнерго» сбор платежей с абонентов тепловой энергии с согласованием оплаты услуг Распоряжением о порядке оплаты услуг тепловой энергии и расщеплению платежей (Приложение к Договору № 108 от 11.11.2010 года) не имеет значения, т.к. право взыскания стоимости тепловой энергии с потребителей за период октябрь - декабрь 2010 года по Договору на поставку тепловой энергии № 47-ю от 15 сентября 2010 года принадлежит исключительно ООО «РЭСПО», которое в настоящее время и занимается взы скан и ем задолженности.
В соответствие со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения прав потребителей, ему подлежит выплата ответчиком компенсация морального вреда. Нарушенным правом ФИО8 является право получить коммунальную услугу тепловой энергии за плату установленную на территории предоставления услуги. Нравственные страдания истца связаны с негативными переживаниями от нарушения его прав как потребителя, ввиду неоправданного и неправомерного начисления платы за отопление в завышенном размере, связаны с необходимостью обращаться за помощью в различные организации, с необходимостью обращения в суд для защиты своих прав. Чувства унижения, бессилия, отчаяния, переживания из-за невозможности противостоять монополисту явились причиной переносимых нравственных и физических страданий, которые оценены в размере <данные изъяты>.
Дело рассмотрено в отсутствии истца Нежиной Ф.П., представителей третьих лиц, РЭК Свердловской области, администрации АГО на основании их заявлений.
Третье лицо, администрация АГО, с иском согласно.
В письменном отзыве на иск РЭК Свердловской области указало на несогласие с иском, т.к. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.3.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен(тарифов)» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.1.2 2004г. №769) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, согласно которому, оплата населением жилья и коммунальных услуг подлежало государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российское Федерации. С вступлением в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.7.2005 года № 424, оплата населением жилья и коммунальных услуг исключена из Перечня продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 года № 1067-УГ (далее - Положение о РЭК Свердловской области), и иными нормативно-правовыми актами, определяющими правовое положение, функции, права и обязанности РЭК Свердловской области, полномочия комиссии ограничены рамками регулируемого ценообразования. Вопросы правильности начисления платы за коммунальные услуги, в том числе и по оплате за отопление, в полномочия РЭК Свердловской области не входят, а находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 184- ФЗ) и некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренной статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Закона № 184- ФЗ). На территории Свердловской области таким органом является РЭК Свердловской области в соответствии с Положением о РЭК Свердловской области. Постановлением РЭК Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119- ПК для Артемовского городского округа на 2011 год установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (115 %). Постановлением РЭК Свердловской области от 27 октября 2011 года № 162-ПК установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год в следующих размерах: - на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года - не выше 100 % к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года; на период с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года - не выше 115 % к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года.
При этом, предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги ограничивается за все коммунальные услуги, а не в отдельности. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации исходя из объема потребленной тепловой энергии, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления. Установление органами местного самоуправления и применение исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальные услуги ставок платы за отопление не соответствует нормам действующего законодательства (ставка в руб./кв. м. тарифом не является). Кроме того, при установлении органами местного самоуправления ставок платы за отопление нарушается установленная федеральными законами компетенция уполномоченных органов в сфере тарифного регулирования. Постановлением РЭК Свердловской области от 23 декабря 2010 года № 165- ПК «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области» для ГУПСО «Облкоммунэнерго» на 2011 года установлены тарифы на тепловую энергию. Постановлением РЭК Свердловской области от 21 декабря 2011 года № 197-ПК «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области» для ГУПСО «Облкоммунэнерго» на 2012 года установлены тарифы на тепловую энергию. Указанные тарифы подлежат применению для расчетов со всеми потребителями, получающими тепловую энергию, вырабатываемую ГУПСО «Облкоммунэнерго».
Истец ФИО8, представитель ГОУ АОЗПП «Территория права» иск поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ГУН СО «Облкоммунэнерго» в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, где указано, что ГУН СО «Облкоммунэнерго» в Артемовском городском округе осуществляет деятельность по теплоснабжению, которая является регулируемой. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» под регулируемой деятельностью понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. В данном пункте также раскрывается понятие тарифа, под которым понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут оделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В Свердловской области органом государственной власти, правомочным устанавливать тарифы для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о РЭК, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области № 1067-УГ от 13 ноября 2010 года комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы). Именно по тарифам, установленным РЭК СО ответчик продает тепловую энергию. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» п. 20 предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования. Эти индексы также установлены РЭК СО. То есть для обоснования исковых требований истец должен представить расчет, основанный на сравнении начисленной платы и платы, которая начислялась в предыдущем периоде регулирования (год). Однако такого расчета истцом не было представлено. Расчет исковых требований основан просто на сравнении двух правовых актов. Постановления Администрации, на которые ссылаются истцы, устанавливают конкретную цену в рублях. Причем, истец считает эту цену единственно правильной и сумму подлежащую перерасчету рассчитывает на основании этой цены, что противоречит постановлению РЭК и действующему законодательству. Ст. 159,160 ЖК Российской Федерации предоставляет право гражданам на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в установленном законодательством порядке. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» право на субсидии имеют потребители этих услуг, которые сами обязаны обратиться за получением такой субсидии. Таким образом, ГУП СО «Облкоммунэнерго» в силу прямого указания нормативных актов обязано исполнять постановления РЭК Свердловской области. Только этот орган власти уполномочен устанавливать тарифы. Постановление администрации АГО № 1603- ПА от 29 декабря 2010 года не является обязательным для исполнения ГУП СО «Облкоммунэнерго», не является и не может являться нормативным актом, устанавливающим тариф на тепловую энергию, носит лишь рекомендательный характер. Исковые требования о возмещении морального вреда также заявлены необоснованно, т.к. не доказан факт физических и нравственных страданий истца.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Нежина Ф.П. является собственником жилого помещения по <адрес> в <адрес> ФИО5 <адрес> (договор мены, обмена - л.д. 28,29), является потребителем коммунальной услуги в виде тепловой энергии, что не оспаривается по делу.
В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на судебную защиту, в случае нарушения его прав. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращение общественного объединения потребителей в суд с заявлением в защиту конкретного потребителя осуществляется по просьбе самого потребителя. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется.
Полномочия ГОУ «Артемовское общество защиты прав потребителей «Территория права» на обращение в суд с иском в интересах истца подтверждены свидетельством о государственной регистрации, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, уставом учреждений, заявлением Нежиной Ф.П.. (л.д. 6-25).
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за отопление (теплоснабжение).
В соответствии с ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (п. 2 ст. 6).
Государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 6).
Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (п.п. 3 п. 7.6 ст.6).
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 1067- УГ от 13 ноября 2010 года, комиссия устанавливает предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям в Свердловской области; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области.
Постановлением РЭК Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 %.
В соответствии с пунктом 8 Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007 № 361- ПП, установлено, что пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные платежи в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц).
Постановлением администрации АГО от 29.12.2010г. № 1063-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» утвержден предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский в 2011 года (источник теплоснабжения - ГУПСО «Облкоммунэнерго»), за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах за 1 кв.м, общей площади -51,15руб.
Постановлением администрации АГО от 24.1.2011г. № 44- ПА «О внесении изменений в постановление администрации АГО от 29.12.2010г. № 1603- ПА предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский- за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах утвержден в размере 50,12руб за 1 кв.м. 1 кв.м, общей площади.
Постановлением администрации АГО от 19.1.2012г. № 21- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях АГО на период с 1.1.2012 года по 30.6.2012 года» предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский- за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах утвержден в размере 50 руб. 12 коп. за 1 кв.м. 1 кв.м, общей площади.
В силу ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Устава Артемовского городского округа к полномочиям администрации Артемовского городского округа относятся, в том числе: разработка тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (п.4); организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.6); полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 6.1).
Согласно пункту 4 статьи 47 Устава Артемовского городского округа в систему муниципальных правовых актов городского округа входят: постановления и
распоряжения главы городского округа, администрации городского округа.
Решением Думы Артемовского городского округа от 25.11.2010г. № 985 принято Положение о муниципальных правовых актах в Артемовском городском округе, согласно которому, действие муниципальных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории городского округа.
Действительно, постановления администрации АГО от 29.12.2010г. № 1603- ПА, 24.1.2011г. № 44- ПА, № 21- ПА от 19.1.2012г. (как муниципальные правовые акты) противоречат нормативным актам, имеющими большую юридическую силу. Однако, они подлежат применению на всей территории Артемовского городского округа, поскольку не отменены в установленном законом порядке.
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3.3.2004г. № 123, основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица (п.1); заявление подается в письменной форме (с приложением необходимых документов (подлинника или копии) (п.З); Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения и по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений; перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (п. 5). В случае несоблюдения заявителем установленных требований заявление к рассмотрению не принимается и подлежит возврату в течение 10 дней со дня поступления с указанием причин возврата (п.6). Заявитель извещается о принятии заявления к рассмотрению в течение 10 дней со дня его поступления (п.7). Рассмотрение вопроса об отмене решения осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления к рассмотрению (п.8). По итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений: об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления); об отсутствии оснований для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления) (п. 10).
Лицом, заинтересованным в отмене указанных постановлений Администрации АГО, является ответчик по делу, которому было известно о принятых Администрацией АГО постановлениях от 29.12.2010г. № 1603- ПА, 24.1.2011г. № 44- ПА и от 19.1.2012г. №21- ПА, утвердившими предельные размеры платы за отопление населению в 2011г. и за период с 1.1.2012г. по 30.6.2012г. Однако, он в установленном законом порядке эти постановления не обжаловал и не оспорил, в настоящее время они являются действующими (имеют юридическую силу) и подлежат исполнению.
В соответствии с ч.1, 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Решением Артемовского городского суда от 3.5.2012г. по иску ГОУ «АОЗГ1П «Территория права» установлена незаконность взыскания с потребителей ГУП СО «Облкоммунэнерго» стоимости тепловой энергии с потребителей за период с января 2011г. в повышенном размере без учета Постановлений администрации АГО.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 7.12.2011 года по делу № А60-29661/2011, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.3.2012г. и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.6.2012г. неоплаченная задолженность за период октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года в том числе и за жителей частного сектора г. Артемовский за поставленную тепловую энергию и горячую воду взыскана с ООО «РЭСПО» в пользу ГУП СО «Облкоммунэнерго» в полном объеме.
При данных обстоятельствах при начислении ответчиком (или его агентом) оплаты за тепловую энергию и горячее водоснабжение истцу, получающему указанную услугу от ответчика, подлежат применению постановления указанные постановления Администрации Артемовского городского округа.
Суд, проверив представленный истцом перерасчет платы за отопление за период с января 2011г. по май 2012г. (л.д. 26) находит его правильным. По делу не оспорено, что начисление платы за отопление производилось в указанном расчете размере, который следует признать завышенным, т.к. он произведен без учета постановлений Администрации АГО от 29.12.2010г. № 1603- ПА, 24.1.2011г. № 44- ПА и от 19.1.2012г. №21-ПА.
Поскольку требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы за отопление сторону уменьшения за период январь 2011г. по май 2012г. являются производными от требований о признании незаконными действия ответчика по начислению истцу платы за отопление в завышенном размере, которые суд признал подлежащими удовлетворению, требование об обязании произвести перерасчет платы за отопление (в размере 15700,46 руб.) также подлежат удовлетворению.
Согласно выписке из лицевого счета (л.д.27), на 1.1.2011г. на лицевом счете Нежиной Ф.П. имеется остаток в размере <данные изъяты>., т.е. за период, в который ГУП СО «Облкоммунэнерго» не осуществляло услуги по поставке тепловой энергии.
Таким образом, предъявление ответчиком требований истцу об оплате за период до ДД.ММ.ГГГГ. задолженности в размере <данные изъяты>. является незаконным.
Учитывая изложенное, требование истца об обязании ГУП СО «Облкоммунэнерго» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии в сторону уменьшения в виде задолженности на сумму <данные изъяты>. так же подлежат удовлетворению.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиту прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимании обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.
Учитывая характер и степень вины ответчика, глубину перенесенных истцом нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд полагает требования истца о компенсации морального вреда в размере 500 руб. обоснованными, и удовлетворяет иск в данной части полностью.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В связи с тем, что Нежина Ф.П. обращалась к ответчику с заявлением, в удовлетворении ее требований в добровольном порядке было отказано, с ГУП СО «Облкоммунэнерго» подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты>., в том числе, в пользу ГОУ АОЗПП «Территория права» штраф в размере <данные изъяты>., в пользу истца - <данные изъяты>.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» по начислению Нежиной Ф. П. платы за отопление в завышенном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа «О внесении изменений в постановление Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 24 января 2011 года № 44- ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21 - ПА незаконными.
Обязать Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Облкоммунэнерго» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии в сторону уменьшения за период с ДД.ММ.ГГГГ для потребителя Нежиной Ф. П. в размере <данные изъяты>.
Признать действия по начислению Нежиной Ф. П. задолженности в размере <данные изъяты>. незаконными и обязать Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Облкоммунэнерго» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии в сторону уменьшения в виде задолженности на сумму <данные изъяты> руб.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в пользу Нежиной Ф. П. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф- <данные изъяты> руб.; пользу Городского общественного учреждения «Артемовское общество защиты прав потребителей «Территория права» штраф - <данные изъяты>.; в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Свердловский областной суд.
Решение изготовлено с использованием средств оргтехники.
Судья: Д.В.Лобзов