ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2014 от 15.04.2014 Поворинского районного суда (Воронежская область)

         Дело № 2-100/2014

                                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                                ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         г. Поворино Воронежская область                                        15 апреля 2014 г.

 Поворинский районный суд Воронежской области в составе:

 председательствующего судьи Кирпичевой А.С.,

 при секретаре Лиходед Н.В.,

 с участием истца – ФИО1, его представителя – адвоката Шишкина П.А.,

 представителя ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ-УПФР) по Поворинскому району ФИО3,

 представителей третьего лица – Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Поворинского района» (КУВО «УСЗН Поворинского района») ФИО4, ФИО5,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-УПФР по Поворинскому району о взыскании суммы недополученной ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с индексацией и судебных расходов,

                                                                 УСТАНОВИЛ:

             ФИО1 обратился в Поворинский районный суд Воронежской области с настоящим исковым заявлением как законный представитель несовершеннолетней дочери – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ссылаясь на то, что он является инвали<адрес>-й группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ у него родилась дочь. В октябре 2013 года из телефонного сообщения сотрудника ГУ-УПФР по Поворинскому району Воронежской области ему стало известно, что ФИО2, как ребёнок первого поколения граждан, родившийся после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, имеет право на получение ЕДВ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, которая действует с 01.01.2005 года. В пенсионном деле заявителя копия свидетельства о рождении ФИО2 находится с момента ее рождения, то есть с 2001 года. При этом истец указал, что согласно подпункту 2.1Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.

             Сведения и документы, подтверждающие право ребенка ФИО1 на вышеуказанную ежемесячную денежную выплату в соответствии в его пенсионном деле имелись, они были предоставлены до 01.01.2005 года, а именно: документы, подтверждающие наличие у ФИО1 инвалидности вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, копия свидетельства о рождении дочери. Таким образом, ответчик грубо нарушил действовавшее на тот момент законодательство, не назначив выплату ЕДВ с 01.01.2005 года, так как при вышеизложенных обстоятельствах Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. N 294 предусмотрено назначение ЕДВ без заявления заинтересованного лица.

 Поскольку добровольно ответчик удовлетворить требования ФИО1 о выплате недополученной ЕДВ отказался, истец обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка и просит также произвести индексацию своевременно невыплаченных сумм в соответствии с уровнем инфляции.

          В ходе судебного разбирательства истец увеличил размер исковых требований, полагая, что взысканию с ответчика подлежит невыплаченная ЕДВ за весь период, начиная со дня вступления в силу Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к участию в деле в качестве третьего лица привлечено КУВО «УСЗН Поворинского района».

          В судебном заседании истец – ФИО1, его представитель – адвокат Шишкин П.А. исковое заявление поддержали по основаниям в нем изложенным.

         Представитель ответчика - ГУ-УПФР по Поворинскому району ФИО3 в судебном заседании против иска возражает, пояснила, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года № 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, опубликованный для всеобщего обозрения в «Российской газете» № 289 от 29.12.2004 г. Согласно п. 8 данного Порядка граждане подают письменные заявления о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания), что соответствует ст. 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которой установлено, что государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично, опекуна, попечителя, другого законного представителя. В силу п. 14 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года № 294, ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. Данные предписания закрепляют присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на ЕДВ как меру социальной поддержки. В то же время, в целях упрощения процедуры назначения ЕДВ и оказания гражданам помощи в предоставлении необходимых документов для ее назначения в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 г. № 195 «О порядке ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» отделения ПФ РФ и органы социальной защиты населения субъектов РФ заключали соглашения о проведении совместных мероприятий по обмену информацией о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В случае, если органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках указанных соглашений удалось передать всю необходимую информацию, решение о назначении ЕДВ согласно п. 2.1 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года № 294, осуществлялось на основании тех данных, которые поступили от органов социальной защиты населения субъектов РФ. Если же такие сведения до 01.01.2005 г. не были представлены в Пенсионный фонд РФ, но гражданин, имеющий право на ЕДВ, подал соответствующее заявление до 31.12.2005 года, то ему ЕДВ назначается с 01.01.2005 г. Согласно поданному заявлению ФИО1, как родителю ФИО2 с 24.10.2013 г. была назначена ЕДВ на основании п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1. До указанной даты ФИО1 с соответствующим заявлением в орган ПФР не обращался. Кроме этого, представитель ответчика просит учесть суд, что обязанность предоставлять обеспечение в виде ЕДВ у Пенсионного органа возникла не в результате договорных отношений, а из публичных правоотношений, следовательно, к данным правоотношениям не могут быть применены нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства, что установлено п. 3 ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которым к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, требование ФИО1 о взыскании ЕДВ с учетом уровня инфляции не основано на законе. Принимая во внимания данные обстоятельства, а также применяя последствия пропуска истцом срока исковой давности, просит суд отказать ФИО1 в иске.

         Представители третьего лица – КУВО «УСЗН по Поворинскому району» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании пояснили, что ФИО1 является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации катастрофы на ЧАЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, с 2001 года указанные меры социальной поддержки назначены по заявлению ФИО1 его дочери – ФИО2 и на 01.01.2005 года она пользовалась данными льготами. ФИО1 является единственным на территории Поворинского района инвалидом вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеющим на иждивении несовершеннолетнего ребенка, и сведения о нем и несовершеннолетней дочери имелись как в органах социальной защиты населения, так и в территориальном пенсионном органе. По существу относят спор на усмотрение суда.

            Прокурор, привлеченный к участию в деле, и извещенный о дате судебного разбирательства, в суд не явился, указав, что по данной категории дел его участие обязательным не является.

            Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

            ФИО1 является инвали<адрес>-й группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 6, 7).

            ДД.ММ.ГГГГ у него родилась дочь – ФИО2 (л.д. 109).

 В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.

            Данная мера социальной поддержки была введена с 01.01.2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

         Частями 5, 6 ст. 27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

          30.11.2004 года в пределах компетенции Минздравсоцразвития РФ своим приказом № 294 утвердило Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

 В соответствии с пп. 2.1 указанного Порядка решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.

 В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.

 Из представленных ответчиком документов следует, что 18.08.2004 года было заключено Соглашение между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Воронежской области об информационном взаимодействии № ГБ-09-32/33СОГ (л.д. 55-58), предметом которого являлось проведение совместных мероприятий по взаимному обмену информацией в целях реализации с 01.01.2005 года положений законопроекта «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в том числе, в целях создания Регистра лиц, имеющих право на получение ЕДВ.

 Данным Соглашением на органы социальной защиты населения Воронежской области возложена обязанность осуществить выверку информации о лицах, проживающих на территории Воронежской области, имеющих право на получение ЕДВ и до 01.09.2004 года осуществить передачу сформированных данных о лицах, имеющих право на получение ЕДВ, территориальным органам Пенсионного фонда РФ в электронной форме (п. 2.1, п. 2.3 Соглашения).

 Территориальные органы Пенсионного фонда РФ обязаны принять базу данных о лицах, имеющих право на получение ЕДВ от органов социальной защиты населения и в течение 10 дней провести сверку полученной базы данных с данными информационной базы ПФР. В случае выявления несоответствия сведений базы данных с информационной базой ПФР направляют соответствующие общения в органы социальной защиты населения Воронежской области в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи для устранения имеющихся расхождений. По результатам проведенной сверки обеспечивают включение поступивших от органов социальной защиты населения Воронежской области сведений о лицах, имеющих право на ЕДВ, в Регистр (п. 3.2, п. 3.3., п. 3.8 Соглашения).

 Таким образом, на органы социальной защиты населения Воронежской области и территориальные органы пенсионного фонда возложена обязанность по своевременному выявлению лиц, имеющих право на получение ЕДВ с 01.01.2005 года, и обеспечению реализации этими гражданами такого права в установленный законом срок.

 Из пенсионного дела ФИО1 № следует, что он является получателем пенсии по инвалидности как ликвидатор Чернобыльской катастрофы.

 По его заявлению от 30.10.2002 года ему произведен перерасчет пенсии с учетом надбавки на иждивенца (л.д. 108). К указанному заявлению приложено свидетельство о рождении у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ дочери ФИО2(л.д. 109).

 Из объяснений представителя ответчика также следует, что ФИО1 является получателем повышенной базовой части пенсии с учетом иждивенца с момента обращения.

 Согласно социальному паспорту ФИО1 является получателем мер социальной поддержки как инвалид вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 1997 года (л.д. 96). С 01.03.2001 года по его заявлению меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляются органом социальной защиты Поворинского района его дочери ФИО2 (л.д. 98-99).

 Таким образом, надлежит признать, что на момент принятия закона, устанавливающего с ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, в территориальном органе социальной защиты населения имелись сведения о ФИО2, как о лице, имеющем право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и получающей их через законного представителя ФИО1

 В ГУ-УПФР по Поворинскому району также имелись сведения о наличие у ФИО1 иждивенца – дочери ФИО2, а также документы, подтверждающие ее право на получение ЕДВ с 01.01.2005 года.

 При таких обстоятельствах, суд полагает, что у вышеуказанных органов не было объективных причин, которые бы препятствовали включению ФИО6 в Регистр лиц, имеющих право на ЕДВ, и принятию пенсионным органом решения о назначении ей ЕДВ с 01.01.2005 года в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года № 294.

 На это указывает и то обстоятельство, что ФИО1 ЕДВ назначено именно в таком порядке, о чем суду стало известно из объяснений представителя ответчика.

 При разрешении ходатайства представителя ГУ-УПФР по Поворинскому району о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности суд исходит из следующего.

 В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

          В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

 Из объяснений истца следует, и в ходе судебного разбирательства никем не оспорено, что о праве его дочери ФИО2 на получение ЕДВ, установленной с 01.01.2005 года, ему стало известно в октябре 2013 года из телефонного сообщения сотрудника ГУ-УПФР по Поворинскому району Воронежской области, в связи с чем он обратился 24.10.2013 года с соответствующим заявлением в пенсионный орган (л.д. 102-106).

 Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимания, что судебной защите подлежат права несовершеннолетнего ребенка, его законный представитель является инвали<адрес>-й группы, юридически неграмотен, срок на подачу настоящего иска нельзя признать пропущенным.

 Принимая во внимание представленный истцом расчет суммы недополученной с 01.01.2005 года ЕДВ, с учетом расчета представителя ответчика, с которым представитель истца согласился, суд полагает иск в части требований о взыскании сумм ЕДВ подлежащим удовлетворению в размере <данные изъяты> копеек.

 Указанная сумма подлежит индексации в соответствии с уровнем инфляции, установленным Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2006 год" – 9%, "О федеральном бюджете на 2007 год" - 8%, "О федеральном бюджете на 2008 год" – 10,5 %, "О федеральном бюджете на 2009 год" – 13 %, "О федеральном бюджете на 2010 год" -10 %, "О федеральном бюджете на 2011 год" – 6, 5 %, "О федеральном бюджете на 2012 год" – 5,5 %.

 Возражения ответчика против исковых требований в данной части по мотиву того, что данные суммы уже проиндексированы в каждом году в соответствии с пенсионным законодательством, нельзя признать состоятельными.

 В соответствии со ст. 318 Гражданского кодекса РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

 Данная норма материального права, предусматривая увеличение денежных сумм, выплачиваемых на содержание гражданина, устанавливает способ индексации указанных сумм, осуществляемый путем увеличения выплачиваемых по денежному обязательству с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

 Таким образом, закон предусматривает возмещение инфляционных убытков в случае задержки выплаты назначенных денежных сумм, поскольку инфляция причиняет имущественный вред истцу.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, суммы ЕДВ, на которые ФИО2 имела право с 01.01.2005 года, ответчиком не выплачивались и в силу инфляционных процессов утратили свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права ФИО2 на полное и своевременное получение указанных выплат, и, как следствие, к причинению убытков.

 Учитывая, что суммы, по поводу которых возник спор, не были своевременно выплачены, законный представитель ФИО2 вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных несвоевременной выплатой указанных сумм. Данная индексация повторной не является.

 Суд принимает расчет индексации взыскиваемых сумм, представленный истцом, рассчитанный с учетом установленных федеральными законами коэффициентов инфляции в соответствующем году и составившей <данные изъяты> копейки.

              В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.

            Судом установлено, что представительство ФИО1 в суде осуществлял адвокат адвокатской консультации Ленинского района № 1 г. Воронеж Шишкин П.А.(л.д. 70).

              Доказательством понесенных ФИО1 судебных расходов являются договоры об оказании юридической помощи, квитанции о внесении в кассу адвокатского образования <данные изъяты> рублей – за составление искового заявления, <данные изъяты> - за участие представителя в двух судебных заседаниях, одно из которых связано с выездом адвоката в другой населенный пункт (л.д. 86-91).

          При определении суммы, подлежащей взысканию в возмещение расходов ФИО1 на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание минимальные ставки вознаграждения за оказание юридических услуг, утвержденные Постановлением Совета адвокатской палаты Воронежской области на текущий год, участие адвоката в судебных заседаниях 30.01.2014 года, 14.04.2014 года, составление им искового заявления по настоящему гражданскому делу, учитывает, что стоимость услуг исчислена из минимальных ставок, и полагает расходы в размере <данные изъяты> рублей разумными.

         В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> копеек.

         На основании изложенного и, руководствуясь cт, ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

          Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу ФИО1, законного представителя ФИО2, сумму недополученной ежемесячной денежной выплаты в результате бездействия Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 01.01.2005 года по 24.10.2013 года с индексацией в размере <данные изъяты> копеек.

         Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

         Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> копеек.

         Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.

                                    Судья                                                      Кирпичева А.С.

                                                                                                                   Решение суда    в окончательной форме изготовлено 22.04.2014 года