ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2016 от 03.02.2016 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-100/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кинешма 03 февраля 2016 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Беликовой Е.Л.,

при секретаре Калининой Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешма Ивановской области гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Кинешма о защите субъективного права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к Администрации городского округа Кинешма о защите субъективного права, с учетом уточнения требований просит признать недействительным п.1.2 Постановления Администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списков о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление и закрепление жилых помещений, о предоставлении и закреплении жилых помещений, изменение стороны в договоре найма» в части отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях ФИО1 с составом семьи 3 человека (п.2 приложения 2 «Список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма»); признать нуждающимся ФИО1 с составом семьи 3 человека (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) в жилых помещениях, обязать Администрацию городского округа Кинешма включить ФИО1 с составом семьи 3 человека (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) в список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма» с ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования с учетом уточнений мотивированы тем, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию городского округа Кинешма с заявлением о признании его семьи (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.51 ЖК РФ. К указанному заявлению приложены необходимые документы. Постановлением администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление и закрепление жилых помещений, о предоставлении и закреплении жилых помещений, изменение стороны в договоре найма» истцу (с составом семьи 3 человека) отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.15 Закона Ивановской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» №50-ОЗ от 17.05.2006г. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что истец передал ? долю в праве общей собственности на квартиру по адресу <адрес> по договору дарения доли в праве общей собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащую ему на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Истец считает, что указанный отказ в признании нуждающимся в жилых помещениях является незаконным, поскольку отчуждение принадлежащей истцу доли в праве собственности на квартиру было им произведено не с целью намеренного ухудшения жилищных условий, до того, как истцу стало известно о существовании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма». Указанное постановление нарушает его права на получение жилого помещения по условиям указанной подпрограммы. Состав семьи истца – 3 человека – истец, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Семья истца состоит на регистрационном учете и проживает по адресу <адрес> на основании Договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому в пользование истца и членов его семьи передана комната жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный жилой дом принадлежит отцу истца М.С.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Иных жилых помещений в собственности либо пользовании истца и членов его семьи не имеется. Ранее истец проживал и был зарегистрирован по адресу <адрес> несовершеннолетнем возрасте совместно с родителями, проживал в указанном жилом помещении по договору социального найма. Родители приняли решение о приватизации квартиры, квартира была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ по ? доле на мать истца ФИО3 и несовершеннолетнего истца ФИО1, поскольку приватизировать квартиру без участия несовершеннолетнего истца не разрешили. Фактически истец не проживал в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, проживал с отцом по адресу <адрес>, где состоял на регистрационном учете ДД.ММ.ГГГГ затем создал свою семью. После регистрации брака истец обращался с просьбой к матери о проживании в квартире по адресу <адрес>, но мать не согласилась на вселение и проживание в квартире истца с членами его семьи. Мать также возражала против обмена квартиры на два отдельных жилых помещения. По просьбе матери истец подарил ей принадлежавшую ему долю в указанной квартире по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. При отчуждении доли в праве собственности на квартиру его жилищные условия фактически остались такими же, как были ранее.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным основаниям, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Кинешма ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию городского округа Кинешма с заявлением о признании его семьи (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий, одновременно с заявлением был представлен весь пакет необходимых документов. При рассмотрении представленных документов было установлено, что заявитель передал ? долю в праве общей собственности на квартиру по адресу <адрес> по договору дарения доли в праве общей собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ., принадлежащую ему на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ В связи с указанным обстоятельством в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Закона Ивановской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области" ФИО1 Постановлением администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списков о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление и закрепление жилых помещений, о предоставлении и закреплении жилых помещений, изменение стороны в договоре найма» ФИО1 с составом семьи 3 человека (п.2 приложения 2 «Список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма») было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях. Таким образом, отказ в признании нуждающимся в жилых помещениях обусловлен лишь фактом отчуждения принадлежащей заявителю доли в праве собственности на жилое помещение в период 5 лет до обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. Иных оснований для отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях истца с составом семьи 3 человека не имеется. В случае, если бы на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях истец являлся собственником отчужденной по договору дарения доли в праве собственности, то он был бы признан нуждающимся в жилых помещениях в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма», поскольку размер принадлежавшей истцу жилой площади являлся недостаточным для обеспечения семьи заявителя жилой площадью по установленным нормативам.

Третье лицо ФИО2 с исковыми требованиями согласна, пояснения истца поддержала, дала аналогичные пояснения.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена правильно и своевременно, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, представил отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд с согласия истца, представителя ответчика, третьего лица ФИО2 считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица ФИО2, пояснения свидетеля М.С.Н. исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.

Предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020гг. регулируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010г.

Согласно указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию городского округа Кинешма с заявлением о признании его семьи (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий, одновременно с заявлением был представлен весь пакет необходимых документов.

При рассмотрении представленных документов администрацией городского округа Кинешма было установлено, что заявитель передал ? долю в праве общей собственности на квартиру по адресу <адрес> по договору дарения доли в праве общей собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащую ему на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с указанным обстоятельством со ссылкой на п.3 ч.1 ст.15 Закона Ивановской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области" ФИО1 Постановлением администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списков о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление и закрепление жилых помещений, о предоставлении и закреплении жилых помещений, изменение стороны в договоре найма» ФИО1 с составом семьи 3 человека (п.2 приложения 2 «Список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма») было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях (л.д.7).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Закона Ивановской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области" отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.

В соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из пояснений представителя ответчика, представленных документов, заявителем был собран и представлен весь необходимый пакет документов для участия в указанной подпрограмме, отказ истцу в признании нуждающимся в жилых помещениях обусловлен лишь фактом отчуждения принадлежащей заявителю доли в праве собственности на жилое помещение в период 5 лет до обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях. Иных оснований для отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях истца с составом семьи 3 человека не имеется.

Состав семьи истца – 3 человека: истец, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18).

Семья истца состоит на регистрационном учете и проживает по адресу <адрес> на основании Договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому в пользование истца и членов его семьи передана комната жилой площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.14-16).

Указанный жилой дом принадлежит отцу истца М.С.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.26).

Иных жилых помещений в собственности либо пользовании истца и членов его семьи не имеется, (л.д.19-23, 108-110).

Ранее истец проживал и был зарегистрирован по адресу <адрес> несовершеннолетнем возрасте совместно с родителями, проживал в указанном жилом помещении по договору социального найма. Квартира была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ по ? доле на мать истца ФИО3 и несовершеннолетнего истца ФИО1 (л.д.6).

Фактически истец не проживал в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, проживал с отцом по адресу <адрес>, где состоял на регистрационном учете ДД.ММ.ГГГГ., затем создал свою семью. После регистрации брака истец обращался с просьбой к матери о проживании в квартире по адресу <адрес>, но мать не согласилась на вселение и проживание в квартире истца с членами его семьи. Мать также возражала против обмена квартиры на два отдельных жилых помещения. По просьбе матери истец подарил ей принадлежавшую ему долю в указанной квартире по договору дарения от 02.12.2014г. (л.д.9-10).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК Российской Федерации, согласно которой в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Суд приходит к выводу, что истцом не совершалось умышленных действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как указывалось истцом и подтверждено пояснения третьего лица ФИО2, показаниями свидетеля М.С.Н. дарение принадлежавшей истцу доли в праве собственности на квартиру было осуществлено до того, как истец узнал о существовании указанной подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, кроме того, суд учитывает, что в случае наличия у ФИО1 в собственности ? доли в праве собственности на квартиру <адрес> при обращении с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма» указанное обстоятельство не явилось бы препятствием для постановки его на учет и участия в Подпрограмме, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляла менее учетной нормы, что не отрицается представителем ответчика.

Таким образом, оспариваемый отказ в признании нуждающимся в жилых помещениях является необоснованным, истец и члены его семьи имеют право на получение мер социальной поддержки в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования с учетом уточнения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным п.1.2 Постановления Администрации городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списков о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление и закрепление жилых помещений, о предоставлении и закреплении жилых помещений, изменение стороны в договоре найма» в части отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях ФИО1 с составом семьи 3 человека (п.2 приложения 2 «Список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма»).

Признать нуждающимся ФИО1 с составом семьи 3 человека (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) в жилых помещениях,

обязать Администрацию городского округа Кинешма включить ФИО1 с составом семьи 3 человека (ФИО1 – заявитель, ФИО2 – супруга, М.С.А. – сын) в список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма» с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л.Беликова

Мотивированное решение составлено 08.02.2016г.