ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2016 от 12.01.2016 Сосновского районного суда (Челябинская область)

№ 2-100/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Долгодеревенское 12 января 2016 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Е.В. Боднарь

при секретаре М.Н. Низамовой

с участием истца Л.Д. Корзаченко

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о восстановлении права на получение компенсационных выплат, возложении обязанности осуществлять компенсационные выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд к управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – УСЗН Сосновского района) с иском, в котором, после неоднократных уточнений, просила:

- восстановить ее право на получение компенсационных выплат как педагогу пенсионеру сельской местности с ДАТА, поскольку данное право возникло ДАТА, определить размер выплат в объеме 100%;

- обязать УСЗН Сосновского района начать компенсационные выплаты с ДАТА (то есть после даты окончания выплат как работающему педагогу), с зачетом полученных за период ДАТА выплат.

Также просила возместить ей судебные расходы в сумме 5000 руб.

В обоснование требований указала, что с ДАТА по настоящее время работает в должности воспитателя в С* и как работающий в сельской местности педагог получала по ДАТА включительно компенсацию по расходам на оплату за отопление и освещение. С ДАТА указанные выплаты ответчик не осуществляет со ссылкой на постановление Правительства Челябинской области от ДАТА, в котором разъяснялось, что работающие педагоги должны получать данные выплаты по месту работы. ДАТА в адрес работодателя (С*) поступило письмо Министерства социальных отношений Челябинской области от ДАТА, в котором пояснялось, что выплаты работникам социальных учреждений больше не положены.

ДАТА истец обратилась в УСЗН Сосновского района с заявлением о постановке ее на учет как педагога пенсионера с приложением необходимых документов, в чем ей было отказано письмом от ДАТА. Ответчиком предъявлены к истцу требования как к педагогу пенсионеру, впервые получившему право на компенсационные выплаты, что незаконно, поскольку право на получение данной льготы как у педагога пенсионера у истца возникло ДАТА, когда ей была назначена досрочная пенсия. При этом за постановкой на учет истец не обращалась, поскольку получала данную льготу как работающий педагог.

В судебном заседании истец требования поддержала, указав, что ответчик не правомерно в своем ответе от ДАТА и отзыве применяет к ней требования Закона Челябинской области № 89-ЗО, поскольку она работает не в образовательном учреждении, а в учреждении социальной сферы, которое не обязано иметь лицензию на образовательную деятельность, право на компенсационные выплаты специалистам учреждений социального обслуживания было регламентировано Законом Челябинской области № 143-ЗО от ДАТА, в котором предусматривалось право на компенсационные выплаты в размере 100%. Кроме того, на работников социального приюта, непосредственно осуществляющих реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебных воспитательных учреждений для несовершеннолетних (постановление Правительства РФ от ДАТА «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»). Региональный законодатель, предусмотрев в Законе Челябинской области № 88-ЗО от ДАТА право истца как работника учреждения социальной сферы на получение компенсационных выплат в размере 1100 руб. в месяц, а не в объеме 100% от фактически понесенных расходов на оплату за освещение и отопление жилого помещения, ущемляет права истца.

Также пояснила, что в связи с внесением ДАТА изменений в Закон Челябинской области № 88-ЗО от ДАТА ее право законодателем на получение компенсационных выплат было восстановлено с ДАТА, воспитатели были включены в перечень лиц, работающих в сельской местности, на получение данных выплат. Ей работодателем как работающему в сельской местности педагогу с июля по ДАТА было выплачено 6000 руб. (по 1100 руб. в месяц), однако она имеет право на 100% возмещение расходов на оплату услуг освещения и отопления и с ДАТА (пункт 3 статьи 6 Закона Челябинской области № 88-ЗО), и кроме того, имеет право на выбор основания, по которому такую выплату получать, а именно: ею избрано основание как педагог пенсионер. Кроме того, у нее имеется стаж педагогической деятельности в учреждениях сельской местности Челябинской области более 18 лет, в связи с чем отказ УСЗН Сосновского района, выраженный в письме от ДАТА не соответствует закону.

Представитель ответчика УСЗН Сосновского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв, в котором требования истца не признают.

В отзыве в обоснование возражений по иску указывают, что ФИО1 состояла у ответчика на учете по статусу «<данные изъяты>» с ДАТА по ДАТА, снята с учета на основании Закона Челябинской области -ЗО от ДАТА. ДАТА от ФИО1 было принято заявление по назначению компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с Законом Челябинской области -ЗО от ДАТА по льготному статусу педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочих поселках Челябинской области. При этом в постановке на учет отказано по причине отсутствия не менее 10 лет стажа в образовательных учреждениях Челябинской области, требованиям Закона Челябинской области -ЗО, а также -ЗО истец не соответствует, поскольку у социального приюта не имеется лицензии на ведение образовательной деятельности, в то время как с ДАТА согласно части 2 статьи 21 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» права и социальные гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников образовательных организаций распространяются на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение. Вопрос о назначении ФИО1 компенсационных выплат находится на контроле, поскольку региональным законодателем решается вопрос о включении в перечень лиц по Закону Челябинской области -ЗО педагогических работников организаций социальной защиты населения.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение с ДАТА по настоящее время мер социальной поддержки, как педагогу пенсионеру, имеющему стаж работы в сельской местности не менее 10 лет, на оплату услуг по освещению и отоплению жилого помещения, и объем предоставляемых мер социальной поддержки.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от ДАТА N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с ДАТА.

До принятия указанного Федерального закона действовал Закон РФ от ДАТА N 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от ДАТА N 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данный вид льгот распространяется и на педагогов, находящихся на пенсии, но при условии, что педагог отработал в сельской местности не менее 10 лет и до момента достижения пенсионного возраста он пользовался указанными льготами. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от ДАТА N 439-ФЗ. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от ДАТА N 3266-1 «Об образовании» закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение, что подтверждено и нормой статьи 3 Федерального закона от ДАТА N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшая до ДАТА), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

Действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 Федерального закона от ДАТА N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Из вышеуказанного следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан. При правовом регулировании мер социальной поддержки, необходимо соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Как следует из представленных материалов, ФИО1 является получателем с ДАТА досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДАТА, что подтверждается справкой УПФР в Сосновском районе Челябинской области от ДАТА (л.д. 26). С ДАТА истец работает в муниципальном учреждении социального обслуживания «С*» Сосновского района по настоящее время в должности воспитателя. Ей до ДАТА как работающему в сельской местности педагогу (л.д. 20) осуществлялись спорные компенсационные выплаты. С ДАТА выплаты прекращены.

ДАТА от ФИО1 было принято заявление по назначению компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с Законом Челябинской области -ЗО от ДАТА по льготному статусу педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочих поселках Челябинской области. При этом в постановке на учет письмом УСЗН Сосновского района от ДАТА отказано по причине отсутствия не менее 10 лет стажа в образовательных учреждениях Челябинской области, со ссылкой на то, что требованиям Закона Челябинской области -ЗО, а также -ЗО истец не соответствует, поскольку у социального приюта не имеется лицензии на ведение образовательной деятельности.

В Челябинской области вопрос по компенсационным выплатам специалистам учреждений социального обслуживания, расположенных в сельских населенных пунктах Челябинской области, регулировался Законом Челябинской области -ЗО от ДАТА.

Действие указанного закона распространялось как на специалистов учреждений социального обслуживания, расположенных в сельских населенных пунктах Челябинской области, проживающих в указанных населенных пунктах, так и на лиц, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах Челябинской области, имеющих стаж работы в перечисленных учреждениях не менее 10 лет.

Статьей 3 данного Закона Челябинской области была предусмотрена компенсация расходов в размере 100 процентов оплаты отопления природным газом в пределах при наличии прибора учета – исходя из показаний счетчика в пределах нормы площади жилого помещения и нормативов потребления природного газа на один квадратный метр площади жилого помещения; оплаты освещения в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным норматива коэффициента 0,5.

Указанные выплаты осуществлялись органами социальной защиты населения на основании предоставленных списков граждан, имеющих право на указанные выплаты (статья 4 Закона -ЗО).

Законом Челябинской области от ДАТА-ЗО «О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области» вышеуказанный Закон Челябинской области от ДАТА-ЗО был отменен и с ДАТА вступил в силу новый закон -ЗО, согласно которому компенсационная выплата предоставлялась в объеме 1100 руб. в месяц.

Порядок предоставления указанных выплат был предусмотрен следующий (статья 4):

- органами исполнительной власти Челябинской области и органами местного самоуправления Челябинской области, которым подведомственны указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона организации и учреждения, по месту работы сельских специалистов;

- органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту жительства или по месту пребывания сельских специалистов, перешедших на пенсию.

Пунктом 2 статьи 4 Закона -ЗО регламентировано, что при наличии у сельского специалиста или сельского специалиста, перешедшего на пенсию, права на получение компенсационных расходов по нескольким основаниям компенсация расходов осуществляется по одному из оснований по его выбору.

При этом в статье 6 данного Закона указано, что он вступает в силу с ДАТА, с указанной даты утрачивает силу Закон Челябинской области -ЗО. Сельские специалисты и сельские специалисты, перешедшие на пенсию, имеют право на получение компенсации расходов, причитавшихся им до ДАТА, не полученной ими. Вместе с тем, в перечне лиц, подпадающих под указанный Закон, (приложение к указанному закону), воспитатели социальных учреждений не были включены.

Только Законом Челябинской области от ДАТА в Закон -ЗО были внесены изменения и воспитатели организаций социального обслуживания, к числу которых относится социальный приют, включены в перечень лиц, имеющих право на социальные выплаты. При этом положения данного Закона распространены на отношения, возникшие с ДАТА.

Как следует из представленных документов, ФИО1 по месту работы как работающему педагогу выплачено за период с ДАТА 6000 руб. (по 1100 руб. в месяц).

Вместе с тем, как отмечалось выше, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

На ФИО1 как специалиста учреждения социального обслуживания – социального приюта, в силу постановления Правительства РФ от ДАТА «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» распространяются льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебных воспитательных учреждений для несовершеннолетних, а следовательно, к ней в полном мере может быть применено вышеприведенное законодательство РФ в толковании Конституционного Суда РФ.

Учитывая, что на ДАТА истец имела стаж работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет, она имеет право на компенсацию расходов по отоплению и освещению в объеме 100% затрат, а не по 1100 руб. в месяц. При этом из представленных квитанций по оплате за данные коммунальные услуги за ДАТА следует, что фактические расходы истца в этой части превышают размер получаемой компенсации, то есть ее право на полное возмещение расходов нарушено.

Однако при восстановлении права истца на получение выплаты в полном объеме следует учесть ранее выплаченные ей по месту работы суммы в размере 6000 руб. за период с июля по ДАТА (по 1100 руб. в месяц).

Также суд учитывает положения статьи 6 Закона Челябинской области -ЗО, которая не отменена и не изменена Законом Челябинской области от ДАТА, согласно которому сельские специалисты и сельские специалисты, перешедшие на пенсию, имеют право на получение компенсации расходов, причитавшихся им до ДАТА, не полученной ими.

Основания для возмещения ФИО1 судебных расходов в сумме 5000 руб. не усматривается, поскольку документов о несении соответствующих расходов истцом не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить с ДАТА право ФИО1 как сельского специалиста, перешедшего на пенсию, на получение компенсационных выплат за отопление и освещение жилого помещения, исходя из фактических расходов на оплату указанных услуг.

Возложить на управление социальной защиты администрации Сосновского муниципального района Челябинской области осуществлять ФИО1 компенсационные выплаты с ДАТА, с зачетом полученных выплат за период с ДАТА в сумме 6000 руб. (по 1100 рублей в месяц).

В возмещении судебных расходов в сумме 5000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Боднарь

<данные изъяты>