ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-100/2017 от 22.05.2017 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2017 года

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Белеховой В.А.,

при секретаре Панаховой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Нестеровский район», Совету депутатов муниципального образования «Нестеровский район» о возложении обязанности установить муниципальную пенсию за выслугу лет,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Нестеровский район», в дальнейшем к участию в деле был привлечен Совет депутатов МО «Нестеровский район», в котором просит обязать установить ему муниципальную пенсию за выслугу лет. В обоснование заявленных требований сослался на то, что является пенсионером, ранее занимавшим должность муниципального служащего, общий стаж муниципальной службы у него составил 21 год, в связи с чем в соответствии с действующим законодательством он должен получать государственную пенсию за выслугу лет, однако в Нестеровском районе Калининградской области не принят нормативный правовой акт о выплате пенсии за выслугу лет. Полагает, что с 01 января 2011 года происходит отказ от установления и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Нестеровского района Калининградской области из-за недостатка бюджетных средств, поэтому Совет депутатов такой вопрос не рассматривает. Просит суд принять решение о выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в порядке, определенном федеральным законодательством и законом субъекта Российской Федерации, полагая, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего. В связи с этим считает, что муниципальные служащие должны получать пенсию за выслугу лет в таком размере, в каком она установлена законом субъекта РФ для государственных гражданских служащих, а при недостаточности у муниципальных образований источников финансирования финансовая обеспеченность таких расходных полномочий должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, изложив в обоснование аналогичные доводы, пояснив, что длительное время работал в должности главы администрации Нестеровского района Калининградской области, внес большой вклад в развитие данного района, имеет многочисленные государственные награды, однако в настоящее время нарушаются его права в области пенсионного обеспечения, поскольку ответчиком игнорируются законы и не устанавливается государственная пенсия за выслугу лет муниципальным служащим. Пояснил, что получаемую с 01 июля 2014 года выплату в размере 1000 рублей он считает доплатой за выслугу лет к пенсии по старости, а не муниципальной пенсией за выслугу лет.

Представитель ответчика администрации МО «Нестеровский район» ФИО2 с заявленными исковыми требованиями не согласился, утверждая, что истцу на основании его заявления от 03 июля 2014 года установлена и выплачивается муниципальная пенсия за выслугу лет. Указал, что согласно постановлению главы администрации МО «Нестеровский район» № 656 от 11 июля 2014 года в соответствии с решением Совета депутатов МО «Нестеровский район» от 22 мая 2014 года №32 «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, которые замещали выборные муниципальные должности или муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Нестеровский район» был утвержден протокол комиссии по установлению и выплате пенсии таким лицам, с 01 июля 2014 года им была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет. Полагает, что истец необоснованно считает получаемую им муниципальную пенсию за выслугу лет в размере 1000 рублей отдельной доплатой за выслугу лет к государственной пенсии, поэтому просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Нестеровский район» ФИО3 в судебном заседании исковые требования также не признал, ссылаясь на необоснованность доводов истца о том, что ему не назначена муниципальная пенсия за выслугу лет. Указал, что Советом депутатов МО «Нестеровский район» 22 мая 2014 года принят нормативный правовой акт о выплате муниципальной пенсии за выслугу лет, данный нормативный правовой акт действует, его никто не отменял, в нем предусмотрен порядок установления и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, определен размер такой пенсии, а также стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно положениям Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовал до 1 января 2015 года) предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях» также предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Калининградской области и лиц, замещавших государственные должности Калининградской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера определены Законом Калининградской области от 14 декабря 2010 года № 526 «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещавшим государственные должности Калининградской области».

Размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области установлен статьей 3 вышеназванного Закона Калининградской области.

Согласно статье 8 этого закона финансирование расходов по выплате пенсии за выслугу лет производится за счет средств областного бюджета.

Особенности организации муниципальной службы Калининградской области и правовое положение муниципальных служащих Калининградской области регулируется Законом Калининградской области от 05 декабря 2008 года № 301 «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области», в связи с принятием Закона Калининградской области от 17 июня 2016 года № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области» статьи 1-12 данного закона утратили силу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе ре-

шать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.

В судебном заседании было установлено, что решением Совета депутатов МО «Нестеровский район» от 22 мая 2014 года № 32 было утверждено Положение «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, которые замещали выборные муниципальные должности или муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Нестеровский район», решением Совета депутатов от 25 августа 2016 года №38 в это Положение были внесены изменения. Данным Положением определен порядок установления и выплаты ежемесячной пенсии за выслугу лет, установлен размер пенсии за выслугу в зависимости от стажа муниципальной службы, установлен порядок обращения за такой пенсией, перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению.

Из постановления главы администрации МО «Нестеровский район» № 656 от 11 июля 2014 года следует, что на основании вышеназванного решения Совета депутатов был утвержден протокол комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, которые замещали выборные муниципальные должности или муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Нестеровский район». С 01 июля 2014 года перечисленным в постановлении лицам была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет, истцу ФИО1 была назначена такая пенсия в размере 1000 рублей.

В материалах дела имеется заявление ФИО1 от 03 июля 2014 года, с которым он обратился к главе администрации МО «Нестеровский район» с просьбой установить ему муниципальную пенсию за выслугу лет к назначенной государственной пенсии по старости, приложив к заявлению перечень необходимых документов.

В судебном заседании было установлено, что с этого времени ФИО1 ежемесячно выплачивается муниципальная пенсия за выслугу лет в сумме 1000 рублей.

Суд считает неубедительными доводы истца о том, что ему из местного бюджета выплачивается доплата к государственной пенсии за выслугу лет, а муниципальная пенсия ему не назначена, поскольку она должна быть в таком же размере, как и у государственных гражданских служащих Калининградской области.

Между тем ссылка истца на то, что муниципальные служащие должны получать пенсию за выслугу лет в таком размере, в каком она установлена законом субъекта РФ для государственных гражданских служащих, а при недостаточности у муниципальных образований источников финансирования финансовая обеспеченность таких расходных полномочий должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации сделана без учета положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и основана на неправильном толковании действующего в Калининградской области законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Нестеровского муниципального района Калининградской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Калининградской области.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Нестеровскогомуниципального района Калининградской области по сравнению с государственными гражданскими служащими Калининградской области.

Следовательно, доводы истца о том, что начисленный ему как муниципальному служащему Нестеровского муниципального района Калининградской области размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Калининградской области, нельзя признать правильным, равно как и тот факт, что муниципальная пенсия за выслугу лет ему не назначена, а выплачивается из местного бюджета только отдельная доплата за выслугу лет к пенсии.

Доводы истца о том, что в случае недостаточности у муниципального образования собственных источников финансирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих финансовая обеспеченность таких расходных обязательств должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений, в том числе за счет средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку в субъекте Российской Федерации - Калининградской области каких-либо законов в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не принималось.

Учитывая, что в МО «Нестеровский район» принят и действует нормативный правовой акт о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, истцом он не оспорен в порядке нормоконтроля, суд приходит к выводу, что муниципальная пенсия за выслугу лет ему назначена и выплачивается, а его доводы о том, что такая пенсия ему должна быть назначена по закону субъекта как и для государственных гражданских служащих не могут быть приняты во внимание, так как государственным гражданским служащим он не являлся.

Проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу, что предъявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1 к администрации муниципального образования «Нестеровский район», Совету депутатов муниципального образования «Нестеровский район» о возложении обязанности установить муниципальную пенсию за выслугу лет - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательном виде мотивированное решение изготовлено 25 мая 2017 года.

Судья В.А. Белехова